Слово на Рождество Христово(1897)
Слово на Рождество Христово
(Значение для мира появления в мир Христа Спасителя и чудо милости Божией, явленной России в победоносном освобождении Ея от Галлов и дванадесяти язык.)
Слава в вышних Богу и на земле мир: в человецех благоволение!
Перенесемся, благочестивые слушатели, мыслью на поля Вифлеемские, где некогда Руфь собирала колосья для своего дневного пропитания, а праведный царь и пророк Давид, праотец Христа по плоти, пас стада и слагал свои вдохновенные песни. Здесь в приснопамятную и спасительную ночь рождения Богочеловека бодрствовали смиренные пастыри и держали стражу у своих стад, охраняя их от хищных зверей и разбойников. Среди глубокой тьмы, покрывшей землю, и уединения ночного, переносили пастыри свои заветные думы к грядущему Искупителю. Внезапно осиявает их слава Господня, предстает пред ними Ангел Божий. Встрепенулись они, испугались, когда узрели пред собою лучезарного посланника Отца Небесного. «Не бойтесь, – сказал он им, – се благовествую вам радость велию, яже будет всем людям, яко родися вам днесь Спас иже есть Христос Господь во граде Давидове» (Лк.2:10–11).
Действительно, весть ангела была из радостнейших для всего мира, ибо Спаситель родился не для одного семейства или народа, но всем людям на свете, сколько их было, есть и будет. Его благодеяния, принесенные на землю, не ограничиваются каким-либо отдаленным царством, но принадлежат всем людям, кто только не хочет погибнуть сам добровольно. Как не радоваться нам, когда возвещено было, что на земле явился Тот, Который был чаянием всех народов древности, Которого Бог обещал Адаму и Еве еще в Раю, благовествовал патриархам, Которого пророки целые столетия прорекали, совоздыхали о нем все благочестивые и праведные люди.
Событие величайшее и благотворнейшее вспоминается ныне нами, изменившее лицо земли, населенной человечеством. С появлением Его положено начало новой благодатной жизни и спасительного возрождения, новым истинам веры, новому нравоучению и Богопознанию. Без Христа мы погибли бы; без Него наша смерть – есть отчаяние, наше назначение – вечное мучение, место нашего вечного пребывание – бездна преисподняя.
Страшное бедствие постигло весь род человеческий в самые первые дни его существования. Прародители согрешили пред Богом, нарушили заповедь Его, чрез что сделались Его врагами. Извращение сил души, заблуждения, грехи, бедствия, болезни, смерть – были следствиями падения и знаками его рабства. Ведение истинного Бога было забыто, люди жили без веры в Него, без любви; божеские почести воздавались тварям самым низшим. Ум человеческий, помрачненный грехом, блуждал в погоне за истиной, долго искал ее; но она скрывалась от взоров его. И вот рождается в Вифлееме младенец Христос, поднимает нас из глубины бездны нашего падения, возводит на высочайшую степень чести и славы, приносит нам милость Божию возвращение познания истинного Бога, потерянного чрез грехопадение, примирением Его с нами, настал день мира, в Вифлеемских яслях лежит Начальник его, отверзает нам вход к Отцу Небесному, обезоруживает тяготевший над родом человеческим грех, разрушается идолопоклонство, заканчивает свое существование синагога; является Евангелие, новая вера, новые законы.
Нигде никогда Бог не являл нам любви своей в такой беспредельности, как в воплощении Христовом. Он по любви к человеку послал в мир Сына своего, чтобы нам чрез учение, смерть и погребение Его получить прощение грехов и удовлетворить правосудию Божию за наше падение, и мы теперь с полною надеждою вздыхаем к Нему и молимся Ему: «Отче наш, Иже еси на небесех» (Мф.6:9).
До Христа не было мира у человека ни с природой, ни с самим собою. Он находился под бременем болезней, страданий и совоздыхал со всеми тварями на ней, скорбел об утраченном блаженстве, данном в раю чете первозданной. Явился Христос и смертельным греховным недугам нашим положено начало врачевания и Он становится врачом душ и телес наших, источает в нас чрез вкушение Тела и Крови Его бесконечную жизнь и блаженство.
Потерян был мир между ближними. Междоусобия и войны были постоянными явлениями у народов и царств во взаимных их отношениях. Начальник мира полагает конец печальному состоянию на земле. Все народы, враждовавшие между собою, Он соединяет в одно семейство и создает из них одно тело, главою которого делается Он Сам (Гал.3:25), всех призвал Он в одно Божие Царство, царство любви, всех делает Своими братьями, детьми одного Отца Небесного. И вот в мир является христианская любовь, взаимное согласие между членами церкви Божией, основанной Спасителем, готовность прощать своим врагам, делание и долг делать добро всем людям, не только тем, которые оказывают нам любовь, но и врагам нашим. Со Христом вошли в нашу жизнь новые законы, запечатленные к Нему любовью, охраняющие свет от совершенной испорченности; явилось милосердие друг к другу, стала господствовать между людьми общественная добродетель, принесшая так много плодов для старцев, рабов, детей, сирот и всякого рода немощных и страждущих наших братий.
Со Христом явились науки: разум наш – это талант от Бога, мудрость – благоволение Божие, знание – друг истины, которая является добрым советником в деле его духовного просвещения, выступает слугою добра и правды. Ему – знанию в христианстве, обязано наше господство над силами природы подчинение их на службу человеку. С явлением Спасителя в мире прекратились бесплодные поиски идеалов нравственности, потому что для христианства один есть идеал, возвышеннее и человечнее которого быть не может – это Иисус Христос в своей земной жизни. Богочеловек принес в мир истинное понятие о прекрасном: в Своем лице Он указал живое и полное олицетворение его. Богочеловек – есть живая воплощенная красота.
Пришел Христос, и человечество не находится уже в состоянии рабства. Евангелие проникло в образованные страны, воссияло на престоле вместе с императорами, участь рабов была облегчена, освобождения их от рабства увеличились, в семействах, обществах, государствах улучшения пошли скорой поступью. Дети получили права гражданства, их Господь заповедовал не убивать, а воспитывать в послушании и страхе Божьем, ибо и они имеют Отца на небесах и предназначены для жизни блаженной и вечной, куда без Христа, без доброго воспитания родителей явятся для вечной скорби и печали. Христианские семейства! Радуйтесь появлению в мире Богочеловека. Вы обязаны Ему своею домашней жизнью и самостоятельностью. Прежде всех знайте это вы невесты христианские, жены христианские, матери христианские. Никто в целом мире не получил столько благодеяний от Иисуса Христа, сколько вы. Если вы теперь, согласно назначению Божию при творении, помощницы мужу, владеете скромным и похвальным назначением успокаивать ему жизнь, поддерживать его в трудах и горестях жизни задушевной помощью, служите украшением семейства, научились созидать в себе непорочность духа, при воспитании детей занимаете место не рабыни, а матери, ваша тихая семейная жизнь около домашнего очага считается в мире спасительным призванием, благословляемым самим Богом, без шума можете делать добрые дела более, чем люди, блистающие славой в истории: всему этому вы обязаны явившемуся в мир по любви к человечеству, родившемуся Спасителю.
Вспоминая столь чудное и радостное событие в жизни церкви Христовой, мы вместе с тем празднуем ныне великое событие в жизни нашего Отечества – избавление церкви и державы Российской от нашествия Галлов и двухнадесяти языков. Предки наши назад тому 84 года, вследствие забвения Бога, понесли от Него достойное и тяжкое наказание. Господь посетил их праведным гневом Своим. Полчища Галлов наполнили Русь Православную, предали все уничтожению: огню, мечу, грабежу и разорению; святые храмы не щадили от поругания. Дошли до сердца России, матери городов русских, златоглавой Москвы и в ней все уничтожили и подвергли разрушению. Но десница Всевышнего была уже простерта над врагами. Молитвы, вопли и воздыхания страждущего народа русского преложили гнев Божий на милость. Полчища Галлов погибли на полях брани с победоносным русским воинством в снегах и водах необъятной Державы Российской. Славный царь Александр Благословенный торжественно вступил тогда в столицу врага своего – для мира во всем мире. «С нами Бог», воспели и поют славные сыны России, «разумеете язы́цы, яко с нами Бог. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» – Великое чудо проявил Господь в спасении России – чудо любви к нам, чудо всемогущества, премудрости и правосудия. Он наказал народ наш тяжелыми бедствиями, но за его раскаяние помиловал, возвысил и прославил, сокрушил вождя могущественного, посрамил его коварства и хитрость в делах его бесчеловечных. «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси, Бог, творяй чудеса!» (Пс.76:14–15).
Христос, родившийся на земле, принес мир всем людям, благочестивые слушатели! Но тогда еще этот мир был отвергнут очень многими. Принимается ли нами этот благодатный и спасительный мир небесный? К сожалению, остаются весьма многие врагами Бога, не приемлют Его спасительных обетований и благодеяний, дарованных чрез Христа, не имеют мира в сердце своем, живут в ненависти и вражде со своими родственниками.
Радуясь великому празднику, возлюбим мы, благ. слуш., Господа Бога всею нашей душой, возблагодарим Его за оказанные нам благодеяния чрез послание в мир Его возлюбленного Сына, и за спасение нашего Отечества от нашествия врагов, простим от всего нашего искреннего сердца всем тем, которые оскорбили нас или причинили нам обиды, прострем руку помощи бедным нашим братьям, поспешим ради Господа утешить скорбящих, дабы и они видели в нас своих любвеобильных братьев. В дни наступающих празднеств не позволим себе греховных удовольствий, унижающих православных христиан. Тогда и нас благословит Господь своей милостью. Аминь.
Любимов Неофит, свящ.. Уфимские епархиальные ведомости. 1897.