Слово на Рождество Христово. Изъяснение некоторых рождественских стихир, с указанием их догматического значения. 1938 г.
Приветствую вас, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, с великим праздником Рождества Христова! И вчера и сегодня св. Церковь назидала нас своим дивным богослужением в честь настоящего праздника. Как много содержится в этом богослужении спасительных для нас истин! Здесь св. Церковь предлагает нам догматическое ведение о Господе Иисусе Христе и о нашем спасении.
Так, в одной из рождественских стихир говорится: «Како изреку великое таинство? Безплотный воплощается, Слово одебелевает; Невидимый видится и Неосязаемый осязается и Безначальный начинается, – Сын Божий сын человечь бывает: Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки». В этих словах разрушается древняя и современная гностическая философия, не допускающая соединения неограниченного с ограниченным, или Бога с тварью. Вместе с тем, здесь утверждается догматическая истина нашей веры о воплощении Бога Слова и о принятии Им навеки в Свое Божество нашей человеческой плоти.
А в другой рождественской стихире св. Церковь уясняет нам, как произошло это соединение Бога с нашим человеческим естеством: «Еже бе пребысть, и еже не бе, прият, ни смешения претерпев, ниже разделения». Русский перевод и смысл этих слов такой: «то, что было, т.е. Божество Христа, при воплощении осталось, а чего изначала в Сыне Божием не было, т.е. человечества, то воспринято Его Божеством, но так, что от этого восприятия не произошло слияния божественного естества с человеческим. Последнее не уничтожилось, как учили еретики монофизиты, но в то же время не произошло здесь и разделения Божеского естества от человеческого на два лица, как учили несториане. Таким образом, в этой стихире не только ниспровергаются ереси монофизитская и несторианская, существующие и доселе, но свидетельствуется догматическая истина, что при воплощении Бога Слова соединились два естества: человеческое и Божеское в одну Божественную личность Христа, и тем самым дается нам истинное познание о нашем Спасителе.
В том же рождественском богослужении св. Церковь показывает нам, какое великое благо для нашего спасения мы получили от рождения на земле Господа. Этим благом является наша вера во Христа: «Господу Иисусу рождшуся от Святыя Девы, просветишася всяческая... верою просвещаеми...». Итак, одним из плодов Рождества Христова является наша вера в родившегося Господа, которая есть и основа и средство нашего истинного просвещения или спасения. Вот почему Ап. Павел сказал: Благодатию есте спасени чрез веру (Еф.2:8).
Конечно, спасительною вера явится для нас только в том случае, когда она будет споспешествуема любовью к Богу и ближним. Вместе с такою верою мы приобретем Самого Христа, как источника всех наших радостей и земных и небесных. Тогда Господь вступит с нами в такое дивное единение, что мы сделаемся с Ним едино по благодати, удостоимся быть храмом всей Святой Троицы и будем невидимо и таинственно осияваться светом Божества Христова, Его славою. Тогда еще здесь мы будем испытывать начатки райского блаженства, которое во всей полноте раскроется на небесах после страшного суда Христова.
Вот какое ведение предлагает нам св. Церковь через рождественское богослужение к нашему истинному просвещению или спасению.
В заключение остановим свое внимание на следующих словах одной из стихир рождественской вечерни: «Что Тебе принесем, Христе?... каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение, небеса – звезду, волсви – дары, пастырие – чудо, земля – вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву». Вместе с Церковью принесем, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, родившемуся Христу, истинному Богу нашему, вместо злата и прочих даров – Пречистую Деву, разумеется, как Ходатаицу с нашими молитвами и бесчисленными сердечными скорбями.
Да услышит Господь эти молитвы и воздыхания через нашу небесную Заступницу. Да простит Он все наши согрешения, да избавит нас от всех скорбей и дарует нам небесную славу Своего неизреченного блаженного Царства. Аминь.