Слово на престольный праздник Воскресения словущего

Слово на престольный праздник Воскресения словущего

Поздравляю вас всех, православные, с престольным праздником нашего храма. Удивительный это праздник, и особенно важный для нас, братья и сестры! Праздник этот в честь построения государственного храма царем Константином и матерью его, благочестивой Еленой, на месте страдания, смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Иерусалим – священный град. Там был воздвигнут величественный храм истинного Бога царем Соломоном, обновленный после двукратного разрушения и уничтоженный римской властью до основания. И самый град Иерусалим был превращен в пустыню. И вот, когда царь Константин, победив всех сопротивляющихся проповеди Евангелия, провозгласил православную веру государственной верой, и царица-мать, благочестивая Елена, преодолевая все трудности, отправилась искать среди обломков камней в разрушенном граде – даже само имя Иерусалима было уничтожено, это место называлось Элия Капитолина, – вот там, среди обломков Голгофы, где найти Гроб Господень? Но были там люди преданные, тайно скрывавшиеся и от римских властей, и от своих соплеменников, отвергавших Христа. И вот один из них, по имени Кирик, указал место. Царице Елене построили маленький домик, и через окно она наблюдала за производством работ. И вот, обнаружили место, где сброшены были кресты, на которых распяты были казненные римской властью. Который из них Крест Господень? И тут проходила мимо процессия погребальная, хоронили кого-то из иудеев местных. Поднесли его к этому месту, и царица Елена сказала: «Пусть Господь даст знамение». Приложили к одному кресту, к другому – и вдруг мертвый ожил. Так был обнаружен Животворящий Крест Господень. И вот, в честь этого события был установлен праздник Воздвижения, когда патриарх Иерусалимский, поднимая крест высоко над толпой, призывал людей к молитве, и народ многократно возглашал: «Господи помилуй!» – что и повторяем мы многократно в канун праздника Воздвижения Креста Господня.

Но продолжаю дальше. И вот, царица Елена на государственные, – точнее, на царские – деньги стала строить величественный храм, – где уже многие из наших прихожан побывали, – храм, который покрывает одним общим кровом и стенами и место страданий, Голгофу, и место погребения и славного Воскресения, и престол, где совершается литургия, – все это величественный храм Воскресения. Вот во имя этого события и утвержден этот праздник, который называется Воскресение «так называемое», «присвоенное» название, «словущее», – ибо мы празднуем Пасху, Воскресение Христово, а ныне мы празднуем праздник построения храма на месте страданий и Воскресения Господа Иисуса Христа.

Господь привел меня на прошлой неделе быть в Италии на месте упокоения этого блаженного Кирика. Он был тайным христианином, тут уже вошел в христианскую общину, но, спасаясь от гнева своих соплеменников, уехал в Италию, там был избран епископом. Тянуло его на место своего первого обращения, вернулся… Там его и убили. Потом его честные останки опять перевезли в Италию. И вот в одном из древнейших городов, Анконе, на восточном берегу, у Адриатического моря, он сейчас почивает своими останками. Так что все это совершалось на глазах прошлых поколений, все это можно увидеть, потрогать руками и пережить в глубине сердца.

Откуда же взялся наш храм, братья и сестры? Но ведь храм наш тоже посвящен строительству великого Храма Российского! Было Смутное время, разрушена Россия. Иноплеменники бесчинствовали везде. Русское воинство под предводительством князя Пожарского и нижегородского купца Минина изгнало этих нечестивцев из нашего города. Москва была пепелищем, и только отдельные каменные здания уцелели, да еще стоял закопченный, обгоревший Кремль. На переговоры с Речью Посполитой была направлена дипломатическая миссия во главе с митрополитом Филаретом, отцом вновь избранного в 1613 году малолетнего отрока Михаила. Царь Михаил, венчанный на царство, сидел в опаленном, обожженном Кремле, а отец его, митрополит Филарет, томился в Кракове, в польском плену.

Уже кончилась война, кончилось Смутное время. Шли годы, а он все еще сидел в заключении. Мы сейчас говорим о дипломатической неприкосновенности кого угодно – и депутатов, и еще всяких лиц, – а здесь митрополит Московский, представитель великой державы Российской, томился в Кракове в замке, в заключении! И вот, наконец, после долгих переговоров, в 1619 году его выпустили. Начались дорожные странствия: по бездорожью, по ухабам, в возке прибыл по Смоленской дороге, которая потом стала называться Волоколамской, потом Большой Никитской, потом Герцена, потом опять Большой Никитской – вот сюда он и прибыл. Дом, который стоит напротив консерватории, где сейчас Всероссийское музыкальное общество, а был это пороховой дворец Ивана Грозного, куда царь Иван уходил из Кремля, боясь заговора, подземным ходом.

Переоделся он здесь из дорожных запыленных одежд в одежды, приличествующие его митрополичьему сану, и пошел по нынешнему Брюсову переулку, по краю Успенского вражка – потому что другой дороги через Неглинку, где сейчас Манеж, не было, – топь и грязь. Вот поверху, по оврагу пошел он, чтобы спуститься по Тверской к Кремлю, а навстречу из Никольских ворот вышло и боярство, и духовенство, и уже возмужавший сын его, царь Михаил. И вот встретились они на этом месте, где обгоревший стоял маленький монастырь святого пророка Божия Елисея. Много перемен было в Москве, много было разрушений и пожаров. Горела она и от Бонапарта, разрушалась и впоследствии, а Елисеевский переулок сохранился до наших дней.

Вот тогда-то в честь этого памятного события, на месте Елисеевского погоревшего монастыря и воздвигли свидетели этого радостного события храм во имя не просто Воскресения, а построения Храма Воскресения. И полюбили москвичи этот праздник, и теперь у нас в Москве много храмов в честь Воскресения словущего – и у Данилова монастыря, и в Филипповском переулке, и в других местах есть престолы в честь Воскресения словущего – «слывущего» Воскресения, то есть «так называемого» Воскресения. Есть храм Воскресения Христова в Сокольниках, а наш храм и все остальные – это память строительству храма.

И мы, братья и сестры, сейчас переживаем бурное строительство храмов. Вспомним – десять лет назад по всей Руси было всего девятнадцать монастырей, сейчас их более пяти с половиной сотен. Во всем нашем Советском Союзе с республиками было менее пяти тысяч храмов, большая часть была закрыта. А сейчас у нас двадцать тысяч храмов. Строится Россия. Восстают храмы – одни из руин, другие заново. В воинских частях строятся храмы, заключенные в тюрьмах строят храмы, теплоход с храмом на борту путешествует по сибирским рекам, железнодорожные вагоны-храмы скоро выходят в путь. Строятся храмы. Вот поэтому сегодня это не только наш праздник, братья и сестры, но праздник всероссийский. Можно сказать, сегодня «профессиональный праздник» строителей храмов.

Но мы, братья и сестры, должны помнить слова апостола Павла: «Разве вы забыли, что вы – храм Божий и дух Божий живет в вас?» (См.: 1Кор.3:16–17). Мы – живые храмы. Мы – православные. Камни, из которых строятся великие храмы Бога в Царстве Небесном .(См.: 1 Пет.2:5). Будем об этом помнить, чтобы не было в нас ничего нечистого, порочного, чтобы то великое Царство Божие, которое здесь созидается сейчас на земле, из вас, из всех нас, и предшествующих, и будущих поколений, было безупречным в своем чистом строительстве. И да поможет нам Господь быть подлинными строителями своей души и великого храма Божия в Царстве Небесном. Аминь.

Наверх