Проповеди на праздники:

Слово на предпразднство Сретения Господня. О встрече Ветхого Завета с Новым и как нам подготовиться к сретению с Господом

Слово на предпразднство Сретения Господня. О встрече Ветхого Завета с Новым и как нам подготовиться к сретению с Господом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами готовимся к встрече одного из великих Господско-Богородичных праздников, который наступит уже завтра или, вернее сказать, применительно к светскому счету часов, уже сегодня вечером – Сретению Господню. Этот праздник несет в себе огромное духовно-назидательное значение для каждого из нас и, по словам священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского, стоит на особом месте, даже среди прочих известных праздников: «Сегодняшний праздник нам, грешным людям, должен быть ближе прошедших праздников Рождества и Богоявления. То были праздники Света явившегося. Сегодняшний праздник – праздник Света, воспринятого человеком. Все мы, знаменованные Светом („Свет Твой, Господи, знаменася на нас“), зовемся к принятию Света. Сегодня – праздник воспринятого Света, праздник Симеонов, праздник душ, озаренных Светом… Он будит в нас немеркнущий идеал жизни, центр наших земных стремлений и указывает на возможность его осуществления – озарение Светом Бога и влитие в Него».

Чем же настолько велик этот праздник, что епископ-священномученик ставит его даже в некотором смысле выше так любимого всеми Рождества Христова и Богоявления с его «освящением вод»?

Чтобы лучше понять это, вспомним события священной истории, которым посвящен праздник Сретения.

Слово «сретение» в переводе со славянского означает «встреча». И действительно, в этот день, более двух тысяч лет назад, в ветхозаветном Иерусалимском храме произошла удивительная, хотя вряд ли замеченная сторонними наблюдателями встреча: небогато одетая еврейская пара принесла в Храм своего новорожденного первенца, чтобы, согласно обычаю, принести благодарственную жертву Богу за рождение ребенка – и здесь повстречалась с глубоким стариком, тоже мало чем примечательным, не священником и не вельможей, который умиленно взял младенца на руки и что-то негромко произнес слабым, дрожащим от старости голосом. А затем к паре подошла такая же древняя, как и первый старик, старица и начала воспевать славословия Богу – впрочем, совершенно обычные в таком священном месте, как Храм…

Бытовая сцена, вряд ли привлекшая тогда чье-то внимание. Но как часто наши слабые, грешные, земные глаза не различают за внешней обыденностью – святого величия…

Небогатой парой были Пресвятая Богородица Мария и праведный Иосиф Обручник. Стариком и старицей – святые праведные Симеон и пророчица Анна. А младенцем у них на руках – Сам Предвечный Бог, вочеловечившийся Господь и Царь Израилев, так долго чаемый пророками и всеми верными Спаситель – Иисус Христос…

Но почему же, спросите вы, именно этот день назвали праздником Сретения? Разве до того, как младенца Иисуса принесли по обычаю в Храм, никто из людей не видел Его, кроме Матери и приемного земного отца? Ведь уже приходили к Нему в пещеру пастухи и волхвы, да и родственники праведного Иосифа и Богоматери, о которых не раз упоминают евангелисты, наверняка не преминули навестить Марию и поздравить Ее с рождением Сына…

И все же та встреча в Иерусалимском Храме была особенной. Это был своего рода символ – не в том отвлеченном, умозрительном смысле, в каком это слово чаще всего понимают сейчас, а в смысле библейском, неразрывно соединенном с жизненной, полнокровной реальностью Богооткровения. Одни из тех символов, через которые Бог открывает нам Свои таинства и являет миру Свою волю.

Давайте вглядимся сейчас в тех людей, что стояли рядом с младенцем Иисусом, Марией и Иосифом в храме.

О праведном Симеоне святой апостол и евангелист Лука рассказывает нам так: Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм (Лк.2:25–27).

Итак, это был подлинный ветхозаветный праведник. Служение Богу и ожидание обещанного Им Спасителя Израиля и всего мира было главным в жизни Симеона – недаром ведь Сам Господь Духом Святым обещал Симеону, что тот непременно доживет до пришествия Искупителя. И в тот знаменательный, пусть и ничем внешне не примечательный день Сам Дух Святой привел Симеона в Храм и открыл ему, Кто возлежит перед ним в пеленах, в образе обыкновенного земного младенца…

Рядом с Симеоном – еще одна ветхозаветная праведница; более того – пророчица. О ней святой евангелист повествует так: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк.2:36–37).

Всего пара строк – но какая удивительная картина долгой и праведной жизни открывается нам за этими строками!

Девушка, вышедшая замуж в чистоте и непорочности («от девства своего») и прожившая в браке с мужем семь лет. Затем брак этот внезапно оборвался – но не разводом, нет, просто муж Анны неожиданно скончался. В те далекие времена многие умирали молодыми – а потому и создать семью стремились поскорее. Еврейских девушек, например, обычно выдавали замуж в двенадцать-пятнадцать лет. То есть Анне на момент вдовства должно было быть около двадцати – совсем молодая женщина в расцвете сил и красоты! Наверняка окружающие ждали, что через некоторое время она вступит в новый брак – ведь в подобном поступке вдовы, тем более такой молодой, не было и нет ничего греховного и предосудительного ни в ветхозаветную, ни даже в новозаветную эпоху (так, например, апостол Павел совершенно одобряет намерение молодых вдов вступать в повторный брак, хотя и говорит, что вдова, хранящая память о первом, покойном супруге поступает еще лучше).

Но Анна, по-видимому, искренне любила покойного мужа, так скоро покинувшего ее – и не мыслила жизни с другим. Решив хранить верность любимому человеку (ведь она, как женщина благочестивая, знала, что все умершие в день Воскресения восстанут из мертвых), молодая вдова удивила всех, наотрез отказавшись от нового брака, и с этих пор полностью посвятила свою жизнь служению Богу. А служение это было долгим – целых шестьдесят лет! Многие ли могут, особенно в молодости, столько лет хранить верность избранному пути, к тому же столь нелегкому, ни разу не отступив от него? Анна – смогла. И недаром сподобилась от Господа дара пророчества.

Восхищенный духовным подвигом этой праведной жены, святитель Амфилохий Иконийский своим духовным взором рисует нам такой ее внешний и внутренний духовный «портрет»: «Анна – венец вдов, обликом жена, чином пророчица; во вдовстве пребывает, в Царстве Небесном обретается; телом измождена, душой бодра; лицо в морщинах, ум расправлен; согбенна от старости, пряма мыслью; годами увядшая, богопознанием цветущая; постится и не чревоугодничает; молится и не рассеивается; постоянно пребывает в храме, а не скитается по чужим домам; воспевает псалмы, а не пустословит; пророчествует, а не баснословит; посвящает себя божественному, непристойному не предается. Анна превзошла восхваляемую апостолом Павлом вдовицу… и годами, и образом жизни. Разве не превзошла всех вдовиц та, которая удостоилась дара пророчества и пребывает вместилищем Святого Духа?».

Итак, в Храме Господнем Богомладенца Иисуса встречают два праведника: мужчина и женщина, два живых примера ветхозаветной святости во всей ее полноте. Симеон и Анна как бы представляют собой всю совокупность народа Божиего, начиная от дней Авраама и Сарры – народа, так долго ждавшего Спасителя и вот теперь с благоговейным ликованием и благодарением Богу встречающего Его в обители Божией.

В их лице Ветхий Завет встречается с Новым в Лице Господа Иисуса Христа – и обретает в нем новое, высшее осуществление, преображение и искупление, исполнение всех чаяний и обетов: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк.2:29–32), – говорит, обращаясь к Богомладенцу святой Симеон…

И потому Сретение – праздник всеобъемлющий. Праздник, который, подобно праведным Симеону и Анне, символизирует единство избранного народа Божиего, Церкви во всей ее полноте – ветхозаветной и новозаветной.

Это праздник тех, кто в течение столетий до Рождества Христова неотступно служил Богу словом и делом, был готов на любые лишения и подчас жертвовал своей жизнью ради веры в грядущего Спасителя, даже не зная еще, Кто Он и когда придет, – и вот теперь обрел и узрел Его, наконец, славу народа Израиля, и поклонился Ему в славословии.

Но одновременно это праздник и тех, кто сотни и тысячи лет до пришествия Спасителя вовсе не знал Истинного Бога, прозябая во мраке язычества и всевозможных человеческих страстей – а теперь увидел и узнал Его, свет к просвещению язычников, и оказался призван и принят наравне с прочими верными.

Ибо в этот великий день человечество в лице Симеона и Анны встречает общее Спасение, уготованное Богом пред лицом всех народов вселенной.

Говоря же, братья и сестры, о наших с вами повседневных реалиях, – Сретение есть праздник тех, кто недавно уверовал во Христа и воцерковился, кто еще находится в состоянии переживания своей чудесной встречи с Господом после долгих лет неверия или отступничества. Если и вы из их числа – не стыдитесь больше того, что раньше, подобно древним язычникам, прозябали во тьме грехов и страстей. Теперь вы встретили и навсегда обрели Божественный Свет, без следа уничтожающий любое греховное прошлое – лишь бы и вы сами не оборачивались назад, к котлам египетским (см. Исх.16:3).

И одновременно это – праздник тех, кто воцерковлен давным-давно, быть может, с самого рождения. Ведь эти люди также пережили Сретение в Таинстве Крещения – и позже, когда под руководством родителей, старших родственников и друзей или мудрого духовника впервые открывали, детским еще умом, глубину и красоту христианской веры.

А впрочем, Сретение в нашей с вами жизни – это не только обращение, Крещение или учение…

Праведный Симеон, приветствуя рожденного в мир Спасителя, среди прочих слов и молитв пророчески говорит и следующее – звучащее, на первый взгляд, несколько мрачновато и никак не вяжущееся с общим ликованием праздника: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий… да откроются помышления многих сердец (Лк.2:34–35).

Вот как толкует эти слова святитель Амфилохий Иконийский в первой проповеди на Сретение Господне:

«Иисус Христос пришел восставить всех падших и спасти всех погибших, но Он не спасает нас без нас… только те избавляются от греховного ига, кто с сердцем сокрушенным раскаиваются и исповедуют грехи свои и с верою ищут прощения у милосердия Его… Этим-то во смирении духа верующим, с сокрушенным сердцем кающимся Иисус Христос лежит на восстание из тьмы в свет, из неверия в веру, из греха в добродетель и святость, из немощи в силу, из смерти в жизнь Вечную. Но Он же лежит и на падение тем, кто, гордясь своим умом и темною земною мудростью, не верует светоносным словам Его и, любя тьму, не приемлет Его света; на падение тем, кто, при всей внутренней нечистоте и гнусности сердец своих, превозносясь ложными добродетелями своими, не признают своих грехов и не ищут у Него спасения от них; на падение тем, кто, надеясь или на силу свою, или на славу свою, или на богатство свое, без страха нарушают заповеди Его и вместо того, чтоб исполнять волю Божию, святую и совершенную, следуют своей злой развращенной воле. Так Иисус Христос лежит на падение и восстание многим».

Господь не спасает нас без нас. Запомните эти великие в своей мудрости слова, дорогие братья и сестры, хорошенько запомните их и никогда не забывайте! Увы, даже среди воцерковленных православных христиан немало тех, кто по-протестантски твердо убежден: для спасения достаточно просто верить в то, что Бог есть, посещать праздничные богослужения и выполнять различные обряды (например, святить воду на Крещение-Богоявление и яйца и куличи на Пасху, а яблоки на Преображение). Иные прямо так и думают про себя: «Подумать только, какое одолжение делаем мы всем этим Предвечному Творцу Вселенной! И Он, разумеется, просто обязан приготовить нам в благодарность теплое местечко в Царствии Небесном!».

Нет, дорогие братья и сестры, не будем обманывать себя. Спасение – это не «фотография на доске почета», а непрерывное творчество, непрерывное возрастание. Это одновременно и акт, и результат синергии, то есть соработничества, сотрудничества Бога и человека. Вдумайтесь, какая это высота, какой чести удостаивает нас Господь – быть соработниками Самому Творцу в деле нашего же спасения! Да, разумеется, наши слабые силы не могут даже сравниться с Божественным всемогуществом – и потому «львиная доля» в деле спасения принадлежит все же Господу, Который незамедлительно выходит в нам навстречу, преодолевая любые расстояния, стоит нам сделать хотя бы крошечный шажок или движение в Его сторону. Но этот шажок или движение все же должны быть сделаны нами самими – по нашей собственной доброй воле… Господь, в своей неизреченной любви даровал нам полную свободу (а истинная любовь никогда и ни в чем не неволит любимого). Он не навязывает Себя нам – и встретиться с Ним мы сможем, только если сами того захотим и начнем трудиться над собственной душой, стремясь хоть немного приготовить ее к принятию Спасителя.

Не стоит думать, будто, однажды крестившись или воцерковившись, мы уже не нуждаемся больше в повторении этой встречи с Господом. Как мудро замечает один из известных православных пастырей наших дней митрополит Сурожский Антоний, в своем Слове на Сретение Господне:

«Кто из нас может всей душой, всем умом и всем сердцем, всей волей, и всей жизнью сказать: Жизнь для меня Христос, – не только в том смысле, что Христос в крещении, в таинствах, в учении Своем, в кроткой Своей близости дает мне новую жизнь, а в том смысле, что только то, что Христово, только то, чем Он жил, стало теперь целью и содержанием моей жизни? И однако, это – признак истинного христианина».

Получив в Таинстве Крещения Божественную благодать и возможность быть истинным, подлинным, настоящим христианином, мы, однако же, далеко не всегда и не во всем используем эту возможность, размениваем дарованную благодать на призрачные приманки «века сего», становимся недостойными высокого имени учеников Христовых. И потому нам необходимо снова и снова встречать Господа в своей жизни, стремясь к Нему и обновляя обеты и благодать Крещения в Таинстве Покаяния, деятельно исправляя свою жизнь по заповедям Господним и по образцу древних и новых праведников.

«В Сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых», – пишет об этом святитель Феофан Затворник в своем душеполезном труде «Мысли на каждый день года».

А вот что говорит о чуде Сретения в человеческой жизни православный подвижник и пастырь наших дней, старец Кирилл (Павлов):

«Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был человек праведный, ожидающий утешения Израиля (Лк.2:25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви бесполезно… Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога».

Но что же мы можем сделать, чтобы взрастить в себе такую любовь, с чего начать путь соблюдения заповедей, если на протяжении стольких лет мы постоянно их нарушали?

Этот же вопрос задавали духовные чада и святителю Феофану Затворнику. И вот что отвечал он им: «Прежде всего покайтесь. Помните, что в духовной жизни без покаяния ничего сделать нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить, так без покаяния ничего нельзя предпринимать в духовных наших исканиях, что б вы ни сделали без него, все – всуе. Так, прежде всего покайтесь, то есть оплачьте все худо сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же, что обращение взора и всего тела на путь в сретение Господу и первое вступление на сей путь… затем, ревнуя об исполнении всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред Господом, устремляясь к Нему всем вниманием ума, всеми чувствами сердца, всеми желаниями воли. Устроившись так скоро сретишь Господа. Он внидет в тебя и упокоится в тебе, как на объятиях Симеона Праведного».

Грехи разлучают нас с Богом – а деятельное покаяние воссоединяет нас с Ним, становится новым Сретением. Да будет наступающий праздник началом такого покаяния и дорогой к подлинной преображающей Встрече-Сретению с Воскресшим Спасителем для всех нас!

Богу же нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх