Слово на предпразднство Богоявления (2/15 января). О Крещении Христовом и Богоявлении
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Сегодня мы с вами, вместе со Святой Православной Церковью, готовимся встречать великий праздник Богоявления, или Крещения Господа нашего Иисуса Христа, который совершится через три дня. В чем же должна состоять эта подготовка? Может быть, в том, чтобы заранее закупить побольше бутылок, в которые будем наливать крещенскую воду? Или в том, чтобы хорошенько убраться в доме, создать праздничную атмосферу? Или в том, чтобы разучить новый красивый распев для праздничных песнопений?
Конечно, дорогие мои, и в подобной бытовой подготовке к празднику нет ничего плохого, ведь Крещенская вода нам также нужна и важна в нашей духовной жизни (о чем мы еще скажем), а по поводу остального – людям свойственно выражать свою радость, в том числе и через внешнее – нарядную одежду, красивое пение, вкусную еду… И в то же время нельзя допустить, чтобы за этими несомненно приятными, но так же несомненно второстепенными вещами забывалось главное, духовный смысл праздника и все то, что он дает нашей душе.
Ведь Церковь для того и установила отмечать предпразднство таких великих дней, как Богоявление, чтобы мы могли успеть должным образом подготовить к ним свою душу, начать заранее размышлять о смысле праздника и не забывать о нем в нашей повседневной суете – ведь каждый из святых дней Православия заключает в себе очень важные для нас примеры и уроки.
Итак, о чем же предлагает нам Церковь задуматься в оставшиеся четыре дня до праздника Крещения Господня?
Начнем с того, что само название праздника – Крещение Господне – звучит, на первый взгляд, несколько странновато. Я, конечно, уверен, что вы, дорогие мои, только улыбнетесь над хрестоматийным (шуточным) высказыванием, будто в этот день «Господь Иисус крестился в нашу веру Православную». Конечно, никакого православного христианского крещения Господь принять не мог, потому что в те годы еще не было и самого христианства – христианству – новым отношениям Бога и человека, только предстояло родиться, уже после крестной смерти и славного воскресения Спасителя, родиться вместе с обновленным и спасенным человечеством в Христовой Церкви. Мы с вами помним, что днем рождения Церкви принято считать событие сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
Но почему же тогда – «Крещение»? Что именно делал Господь на Иордане, и что совершал там пророк Иоанн Креститель?
Если мы откроем греческий оригинал евангельского текста, то увидим, что там вовсе нет привычного нам по славянскому переводу слова «крещение», образованного от слова «крест». Евангелисты описывают действия Иоанна над народом и пришедшим на Иордан Господом словом «ваптизма», «ваптисис», то есть «погружение в воду, омовение». Это не что иное, как дословный перевод древнееврейского и арамейского слова «миква» – «ритуальное омовение», которое Ветхий Завет предписывал совершать в знак очищения от скверны внешней и внутренней. Обычно микву совершал каждый человек индивидуально, очищаясь от своей личной скверны; но к тому времени, когда в мир родился долгожданный Спаситель, богоизбранный народ успел настолько погрязнуть в прегрешениях, отступничестве или другой крайности – обрядоверии, лишенном внутреннего духовного содержания, что, пожалуй, весь целиком нуждался в покаянии и очищении. Именно это и стремился объяснить людям святой Иоанн Креститель, призывая всех верующих принести покаяние не только в своих личных грехах, но и в общих как народ, а затем совершить общее очистительное омовение. «Подготавливая путь» грядущему в мир Спасителю, пророк призывал народ Израиля не на словах только, а на деле вернуться к Богу и жизни в Боге. Отметим любопытный момент созвучия в славянском и русском языке слов «крещение» и «крест» и «Христос». То есть крещение есть погружение в Крест или во Христа. Вряд ли это совпадение, поскольку в Крещении мы, по словам святого Кирилла Иерусалимского, таинственным образом приобщаемся Крестной смерти Христовой, Его гробу и Воскресению.
Итак, Крещение Господне, которое мы будем праздновать, – это, по сути, Омовение Господне. Но вопросы по-прежнему остаются: зачем нужно было ритуальное омовение, очищение от скверны – безгрешному и всесвятому Сыну Человеческому – Сыну Божиему?
Для начала сразу скажем о том, что крещение Иоанново – крещение покаяния весьма отличалось от крещений (омовений) ветхозаветных. Оно в чем-то служило переходным этапом к Крещению новозаветному – церковному. Если омовения ветхозаветные были повторяемы всякий раз, как только происходила ритуальная нечистота с точки зрения Моисеева Закона, и в общем эти омовения носили ритальный, обрядовый характер и не обращались к душе человека, к его намерениям и помыслам, то крещение Иоанново, которое так и называется – крещением покаяния было едноразовым и неповторяемым (как и Крещение церковное), но требовало большего внутреннего участия самого человека, чем в Ветхом Завете, требовало покаяния и решимости изменить свою жизнь. Омовение в воде в данном случае было лишь некоторым символическим знаком для человека, своего рода «закреплением» этой нравственной решимости отстать от прежних грехов, но душу человека не очищало, потому что для этого требуется участие Божие через благодать Святого Духа, а она суть достояние Христовой Церкви. Но как же Крещение церковное отличается от Крещения Иоаннова и уж тем более от вышеупомянутых ветхозаветных омовений! Как небо от земли! В нем реально, а не только символически прощаются человеку все его совершённые им грехи, прощается наследие Адамова греха (то, что называют первородным грехом), а главное – подается рождение в новую жизнь и огромное количество великих дарований, по словам святителя Иоанна Златоуста: «Вчерашние пленники ныне свободны и граждане Церкви; прежде облеченные позором грехов, ныне в дерзновении и праведности. В самом деле, они не только свободны [от греха], но и святы, не только святы, но и праведны, не только праведны, но и сыны, не только сыны, но и наследники, не только наследники, но и братья Христовы, не только братья Христовы, но и сонаследники [Христу по человечеству и друг другу], не только сонаследники, но и члены [Христовы], не только члены [Христовы], но и храм [Божий], не только храм, но и орудия Духа». И все эти дарования подаются нам с вами в Таинстве Крещения! В крещениях Моисеевых и Иоанновом это отсутствовало. А отсюда и ответ на вопрос: какое действие крещение покаяния – Иоанново крещение произвело на Христа? Никакого. Единственному безгрешному и нескверному Человеку, лучше сказать – Богочеловеку, не от чего было очищаться и не в чем каяться.
Этим вопросом, кстати, озадачился и сам святой Креститель Иоанн, пророческим взором узнавший в скромном сыне плотника Иосифа – предвозвещенного Мессию и Сына Божия. Он даже пытался удержать Спасителя от столь ненужного, по его мнению, действия, говоря: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф.3:14). Но Иисус отвечает в том же смысле, в каком Он допустил быть обрезанным в восьмой день, что мы недавно с вами праздновали. Он как Бог-Законодатель исполняет те законоустановления: (всякую правду) которые Сам же установил. Он подчиняется им и исполняет для того, чтобы никто не признал Его разорителем и неисполнителем их, но чтобы впоследствии их действительно отменить: Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его (Мф.3:15).
Да, и Ветхий Закон в древности был установлен Сыном Божиим, и крещение, и проповедь покаяния Иоанна Крестителя были не его самочинными установлениями, но несомненно указанными через Иоанна свыше – от Самого Христа как Сына Божия, единого с Отцом и Сыном.
Итак, Христос исполняет всякую правду – правду Иоаннова крещения (так же, как и правду Моисеева Закона в обрезании), и крестится от Иоанна. Но Иоанново крещение Он заменяет впоследствии на Крещение церковное – во имя Святой Троицы, повелевая Своим апостолам после Своего Воскресения: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). И здесь мы подходим к более важному смыслу праздника. Ибо у этого праздника есть и второе именование: Богоявление.
В каком смысле является невидимый Бог? В разных видах является вся Святая Троица. Вот, например, что говорит об этом святитель Димитрий Ростовский в своем Слове на Богоявление Господне: «ныне над водами иорданскими является Бог единый в Троице, Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя». С одной стороны, Отец и Святой Дух указывают гласом и схождением на Божество Христа, на то, что Он – Бог, а не просто человек, а с другой стороны как во всяком важном действии Домостороительства спасения – сотворении мира и человека, Рождестве от Духа Святого, Преображении Христа на Фаворе, Сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы участвуют в той или иной степени все Лица Святой Троицы, так для приготовления человека к откровению этой высочайшей Божественной тайны, без которой спасение невозможно, Единый Бог постепенно являет, приоткрывает людям истину о Себе – Свою Троичность Лиц. И в этом событии более, чем когда либо еще.
Воздадим же и мы славу Триединому Богу, всё совершившему для нашего спасения, ибо Ему и подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу всегда, ныне и присно и во веки веков.