Слово на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы. О благодати Святого Духа, как средстве нашего обновления. Необходимость хранить сию благодать через удаление от грехов
Кому неизвестно, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, как велик праздник Благовещения. Его величие объясняется тем, что с Благовещения началось наше спасение – зачатие Христа Бога наитием Святого Духа в утробе Пречистой Девы Марии. Вот почему тропарь нынешнего праздника начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна...» Впрочем, богослужение настоящего праздника говорит не только о том, что с Благовещения началось наше спасение, но указывает нам, в чем это спасение состоит. В одной из благовещенских стихир приводятся такия слова Девы Марии Архангелу Гавриилу: «Буди Мне ныне по глаголу твоему, и рожду Безплотного, плоть от Мене заимствовавшаго, яко да возведет человека, яко Един силен, в первое достояние, с растворением». А в другой стихире говорится: «Человек бывает Бог, да бога Адама соделает». Таким образом, эти слова благовещенского богослужения говорят нам, что наше спасение состоит в достижении нами первой райской чистоты и невинности и в нашем обожении. Но это не все, о чем говорит нам настоящее праздничное богослужение. Оно указывает нам и средство к достижению нами спасения. Это указание мы видим в словах того же тропаря: «И Гавриил благодать благовествует». Здесь под словом «благодать» разумеется не только благодать зачатия и рождения от Девы Марии Сына Божия, но и благодать, как внутренняя возрождающая сила для нашего соединения с Богом, т. е. нашего спасения. Какой же мы отсюда должны извлечь для себя урок? Благовещение совершилось для нас, ради нашего спасения. Поэтому мы должны всем сердцем стремиться к своему спасению, к своему нравственному обновлению и к обожению нашего тела и души. А так как благодать Святого Духа, получаемая в таинствах Церкви, есть самое главное средство нашего спасения, то более всего мы должны заботиться, чтобы не отпасть от этой благодати. Мы должны помнить всегда слова Ап. Павла в послании к Евреям: наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией... будем хранить благодать (Евр. 12:15:28). Ясно, что в хранении благодати должны заключаться все наши заботы, в этой благодати все наше счастье и спасение. Без нее наша душа мертва, ибо «Святым Духом всяка душа живится». Но ясно отсюда и то, что потеря сей благодати является для нас самым великим несчастьем. В таком случае, мы должны знать, возлюбленные, через какие грехи, по преимуществу, мы отпадаем от благодати Святого Духа и погибаем? Из Свящ. Писания нам известно, что за гордость Господь не только лишает людей Своей благодати, но отвращается от них, как от Своих врагов, почему и сказано: Бог гордым противится, смиренным же даеть благодать (1 Пет. 5:5). Из Библии мы также знаем, что перед всемирным потопом, когда все человечество предавалось плотскому разврату, Господь сказал: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3). За блуд отошла благодать от людей и все они, за исключением Ноя с его семейством, погибли от всемирного потопа. Наконец, из евангельской притчи Христа о милосердном царе и безжалостном заимодавце видно, что за немилосердие Господь не только отвращается от людей Своею благодатью, но осуждает их на вечныя муки. Эта мысль выражена и в следующих словах Господа: аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити, и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час в оньже не весть, и растешет его, и часть его с неверными положит (Лк. 12:45-46). Объясняя эти слова Спасителя, св. Василий Великий спрашивает, чтó значит здесь слово растешет (рассечет). «Мы допустим безумие, – говорит он, – если будем думать, что Господь рассечет душу и тело пополам. Слово растешет, означает, что на страшном суде Христовом Дух Святый навсегда отделится от души грешника и она осудится на вечные муки». Поэтому будем, возлюбленные, хранить дарованную нам от Бога благодать, как самое драгоценное наше сокровище. Для сего будем удаляться от гордости и пребывать в смирении, будем стремиться к целомудрию и особенно будем как можно больше упражняться в делах христианской любви к ближним. Молитвами Пречистой Девы Марии да поможет нам Господь провождать жизнь в сих христианских добродетелях, чтобы всегда пребывать нам в благодати, возрастать в ней и через то быть всегда со Христом и навеки наследовать неизреченное блаженство Его небесного Царства. Кому же нам об этом молиться, как не Той, Которая носит имя «Благодатная», Которая восприяла после Благовещения в Себя Самого Бога – Источника благодати с тем, чтобы и мы воспринимали эту благодать Божественного Духа для своего счастия и вечного спасения. Аминь.
Произнесено в Русском Посольском храме св. Николая г. Софии 25 марта 1932 г.