Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. О подлинной высоте смирения Пресвятой Девы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня Господь сподобил нас собраться в этот храм на великий церковный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы празднуем, как и на Рождество Христово, праздник Боговоплощения. Сын Божий стал Сыном Человеческим, не переставая быть Сыном Божиим. И сделал Он это величайшее чудо через посредство Пресвятой Богородицы. Слава и венец человеческого рода, Пресвятая Дева Мария явилась Прекраснейшей из прекрасных, Чистейшей из чистых. Вершиной добродетели и Средоточием любви. Совершенства, подобного светозарной красоте Ее души, не знало, не знает и не узнает более мироздание. И может ли быть иначе, если Сам Всесовершенный Творец избрал Ее Богоневестой?
С раннего детства Пречистая Дева прокладывала свою прямую тропу в Горнее Царствие. Дочь праведников, обитательница храма Господня, собеседница Ангелов, – все помыслы посвятила Она Всевышнему, все сердце заполнила любовью к Нему Единому. Чужая и чуждая нечистоте этого мира, отторгая от Себя даже тень соблазна, Невеста Неневестная возрастала в святом боголюбии, пока не соделалась воплощенным молитвенным зовом, обращенным в Небесное Царствие. Этот зов чистейшего и бескорыстнейшего чувства не просил и не осмеливался ждать ответа. Но Всесовершенный Жених внял призыву Совершенной Невесты Своей.
В день, когда началось спасение человечества, Пренепорочная сидела в скромном своем уголке за обычными занятиями. Пальцы Ее пряли багряную шерсть для храмовой завесы, а очи устремлялись к страницам Священного Писания. В который уже раз Пречистая перечитывала пророчество Исаии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14) – и думала, каким счастьем было бы для Нее стать служанкой этой неведомой Богоизбранной Девы, Матери Спасителя мира, ибо имя «Еммануил» означает «С нами Бог». Таким сладостным мыслям предавалась Невеста Неневестная, когда вдруг скромное жилище Ее внезапно озарилось Горним сиянием и грянуло обращенное к Ней архангельское приветствие: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк.1:28).
Пренепорочная Мария не удивилась явлению Небесного гостя. С Архистратигом Гавриилом Она, вероятно, уже беседовала во Святая святых Иерусалимского храма, где этот вестник Господень открывал Ей истины веры. Но на сей раз в словах Архангела было нечто превышавшее разумение земного человека. И, пока вещал посланец Небес, разум Богоневесты на крыльях любви и веры возносился к постижению того, что Она Сама – та Дева, с которой говорили пророки, которую ждало человечество, которая избрана Всевышним. Все ниже склонялась голова Пречистой под тяжестью выпавшего Ей величия – но Она не смела не верить, и смиренная душа раскрывалась навстречу Возлюбленнейшему Царю, взыскавшему Ее. И вот архангел со страхом и трепетом возвестил о заключении величайшего таинственнейшего союза: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). А Пренепорочная Богоневеста тихо откликнулась: Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38).
«Таково неизреченное соединение и таков таинственный брак Бога, и таким образом произошел обмен Бога с людьми: Преестественный и Пресущественный соединился без смешения с нашим тленным и нищим естеством», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Если Введение во храм было обручением Ее Небесному Жениху, то Благовещение явилось венчанием Господа с Богоизбранной Девой.
«Гряди, голубица!» – воспевает Церковь невесте при совершении Таинства брака. Пречистою Голубицей именуется и Дева Мария, Избранница Божия. Как поразительно это Избрание! Подобная нежной и хрупкой птице, душа Богоневесты преодолела бесконечную черную бездну, в которую погрузило мир грехопадение. Откуда вознеслась Она? Из праха земного, из слабой телесной оболочки, из лежащего во зле мира, порабощенного диаволом. Но такова была благословенная Господом красота души Ее, такова была сила благодати Божией, обильно почивавшей на Ней, что к Пречистой не смели приблизиться силы зла и семя прародительского греха не развивалось в Ней, как это происходит у всех прочих потомков Адама, не запятнав неизреченную чистоту Приснодевы. Так, сквозь мрак и холод отпавшего от Бога мироздания, не замечая шарахающихся от Нее демонов, совершенной любовью изгоняя страх, долетела молитва Непорочной Голубицы до Престола Всевышнего. Воистину подвига, подобного тому, что совершило это слабое Дитя человеческое, не ведал и ангельский мир, равной любви к Богу дотоле не знала Вселенная. И на столь сильную любовь прекраснейшего из Своих созданий ответил Творец любовью всесовершенной, так что Его дар превзошел Ее подношение. Самоотверженный дар Всевышнего в таинственном этом союзе – пришедшее через последующую страшную Крестную смерть Ее Сына спасение рода человеческого, из которого произошла Богоизбранная Дева.
В какой тьме блуждали люди во времена ветхозаветные, какое безысходное сиротство претерпевали они! Отверглись Небесного Отца соблазненные диаволом прародители, и в их лице пали все их потомки. Бедное, нищее, жалкое, духовно обездоленное человечество! Как далеко ему стало до Бога, как недоступен казался утраченный Рай, какая бездна отделила людей от лучезарного Небесного Царствия. Не в силах разорвать паутину греха и смерти, изнемогая в разлуке с Всеблагим Создателем, взывали ветхозаветные праведники: Господи! Преклони небеса Твои и сойди (Пс.143:5). Но только смиренная Дева Мария сумела умолить Творца, примирить Его с падшим человечеством. Она соделалась одушевленным Ковчегом Нового Завета, Завета любви Божией. Красота души Преблагословенной Богородицы высветлила мир, освещая сердца всех взыскующих Господа. «Ты жила не для Себя Самой и не для Себя Самой родилась. Для Бога Ты жила, для Него вступила в жизнь, чтобы послужить Всемирному спасению, чтобы через Тебя исполнился древний Совет Божий о Воплощении Слова и нашем обожении» – так обращается к Пресвятой Деве преподобный Иоанн Дамаскин.
Со времен первохристианских сыны и дочери Церкви чтили в Богородице величайшую свою Благодетельницу, ближайшую к Господу Предстательницу и Ходатаицу за род человеческий. Издревле обращалась к Ней с теплыми молитвами и Православная Русь, видевшая множество милостей от Владычицы, возвеличенная благодатным наименованием Дома Пресвятой Богородицы.
По попущению Божию за наши грехи и к несчастью для нас, сейчас в наше Отечество вторглись орды противников Матери Божией – новых несториан – протестантов, и они силятся соблазнить православный народ своими лжеучениями. Какой приземленный и извращенный рассудок надо иметь, чтобы не понимать: Всесовершенный Господь избрал для Своего Воплощения не какую-то «первую встречную», но Лучшую из лучших, Цвет добродетели и святости. Покров смирения, которым окутывала себя Приснодева во время земного жития рядом с Сыном Своим и Господом, не позволяет видеть Небесную славу Ее только духовным слепцам. Если бы Матерь Божия была «обычной женщиной», как кощунственно суесловят протестанты, тогда и Сын Ее оказался бы «просто человеком». Таким образом, эти лжехристиане, не желая поклониться Матери, оскорбляют Божественного Ее Сына, отрицаясь Царицы Небесной, затворяют для себя Горнее Царствие. Святая Русь всегда славилась верностью Державной своей Заступнице, и то, что сектантам сейчас удается в нашем Отечестве вербовать себе последователей, – печальное свидетельство того, как духовно обескровлен русский народ Божий.
«Какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному Кивоту Законодателя Господа, сделавшейся поистине вместительным Небом для невместимого Бога?!» – восклицает святитель Мефодий Патарский. Подвиг высочайшего боголюбия в земном житии Пречистой Девы продлился неизреченным жребием Богоматеринства. Таинственный союз Небесного Царя и Пренепорочной Его Избранницы скреплялся и утверждался в земных испытаниях, терпении и самоуничижении Ее, в жгучем страдании Ее Материнского сердца.
Та багряница, которую пряла Богоневеста в день Благовещения, явилась грозным знаком будущей скорби и грядущего величия Ее. В багряницу, ткань пурпурного цвета, облекались римские императоры – в подобную одежду Понтий Пилат облек Христа Искупителя, насмехаясь над «Царем Иудейским» и не подозревая, что невольно свидетельствует Небесную Его Царственность. Багряница – это и одежда страстотерпца, ибо на ней становится незаметной кровь, льющаяся из ран. Вот так же пурпурная ткань впитывала и скрывала Пречистую Кровь истязуемого Спасителя, и такая же духовная багряница облекала душу Богородицы, недвижно стоявшей у Креста Сына Своего и Господа.
Пресвятая Дева явилась истинной соратницей Вселюбящего Бога в деле спасения человечества. Рядом с Божественным Сыном Своим прошла Она страшный Крестный путь, разделила с Ним посредством душевного сострадания Своему Сыну смертную муку искупительной Жертвы, по завету, данному Ей с Креста, усыновила в лице любимого ученика Его Иоанна весь род христианский. От Рождества до Успения Своего возрастала Пренепорочная Дева в скромном величии, и от трудов и скорбей земного жития ни пылинки не осело на Пречистых одеяниях Ее души. Завершение земного подвига стало часом величайшего Ее торжества, который предвозвещали древние пророки, воспевая Царю Небесному: Стала Царица одесную Тебя (Пс.44:10).
Бог, единый во Святой Троице, являет Собою непостижимое Всесовершенство в любви Отца и Сына и Святого Духа. Подобное этому совершенство явлено в таинственном союзе Творца с Прекраснейшим из Его творений – Пресвятой Девой. На Лицо Господа Сил не смеют прямо взирать Архангелы и Ангелы, а смиренная Владычица стоит одесную, рядом с Вседержителем. Небесный Отец и Пренепорочная Дочь, Царь и Царица, Божественный Сын и Пречистая Матерь – в таком единении достигнута высшая цель мироздания, им утверждена Церковь как великая Семья Божия.
Величие Небесной Царицы – в Ее несравненом смирении. Так, и Сама Она воспевает: Возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Что сотворил Мне величие Сильный, и свято Имя Его; Явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; Низложил сильных с престолов и вознес смиренных (Лк.1:47–52).
Однако в новейшие времена начались посягательства жалкого людского рассудка на великое смирение Небесной Царицы. В позапрошлом веке римо-католики ввели у себя «догмат», по которому Пресвятая Дева якобы была «непорочно зачата» своей матерью, святой Анной, и потому еще до рождения возвышена над человеческой природой. Это кощунственное мудрование, не имеющее никакой опоры ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Думая приписать Богоневесте «ангельское естество», «изъять Ее из причастности первородному греху», латиняне на самом деле пытаются принизить земной подвиг Пречистой Рабы Господней, по которому любовью Своею взошла Дева Мария из человеческой немощи к Престолу Всевышнего.
Еще дальше пошли богохульствующие шуты из так называемого «Богородичного центра». Они вообразили себе, что Богородица является им с «указами», «декретами», «инициативами», требованиями переименовать в ее «честь» кинотеатры, магазины, парки культуры, «воздвигнуть ее статую на колеснице славы». Таким «почитанием» Пречистой Богородицы пытаются подменить Сына Ее и Господа, Христа Спасителя. И такое действо находит себе исполнителей и вершится в России – земном уделе Матери Божией! Да запретит этим безумцам Господь!
Но послушанию, смирению и любви ко Господу учит нас Царица Небесная, благодаря этим добродетелям ставшая ближайшей к Вседержителю, Первой по Богу и после Бога. «Ева сделалась первою преступницею, и чрез нее, послужившую орудием падения прародителя, смерть вошла в мир; но Мария, покорная воле Божией, ввела в мир бессмертие», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин.
Неизъяснима тайна Воплощения Сына Божия! Богородицу можно назвать первой в мире причастницей Тела и Крови Его, несущих в себе вечную жизнь, это таинство свершилось в день Благовещения наитием на Нее Духа Святого и далее Она вынашивала до Рождества Христова в Себе эту Плоть вочеловечившегося Сына Божия. А после установления Таинства Евхаристии на Тайной Вечере мы вкушаем эти спасительные Тело и Кровь. «Это приводится на память всем христианам, чтобы чтили Пресвятую Богородицу истинною Матерью своею, не как Молитвенницу только и Ходатаицу, но и как Питательницу всех», – утверждает святитель Феофан Затворник.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Величайшее счастье для всех нас, что из нашего человеческого рода Господь возрастил достойную Себя Богоневесту, нашу Предстательницу и Путеводительницу на пути спасения. Прозвучавшему в таинственный день Благовещения архангельскому приветствию: Радуйся, Благодатная! (Лк.1:28) – вторит Святая Церковь, воспевая, «Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшего Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественного воплощения. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная».
В праздник Благовещения Пресвятой Богородице мы светло торжествуем начало нашего спасения. Это воистину благословенный день примирения и сочетания Неба с землей, когда человечество в лице Лучшей из своих дочерей попирает главу древнего змия-искусителя, возвращается в объятия Отца Небесного. Но достойны ли мы с Вами, при нашей нечистоте и порочности, участвовать в величайшем торжестве Пречистой Богоневесты?
Приступим же к нынешнему ликованию в страхе Божием, перед лицом Царицы Небесной, следуя призыву святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Радуйтесь, земнородные, радуйтесь особенно верные души христианские, но радуйтесь с трепетом пред величием таинства, как обложенные скверною греха. Радуйтесь, но немедленно искренним и живым, глубоким покаянием очищайте себя благодатию Божиею от скверны греха. Возвеличите чистыми сердцами и устами Матерь Божию, возвеличенную и превознесенную над Ангелами и человеками, возвеличенную Самим Богом».
Итак, пусть наша человеческая радость об этом великом празднике будет сочетаема с подобающей великопостной сдержанностью, чтобы нам не расточить собираемые нами во время поста духовные сокровища и так войти в еще более сияющую радость грядущей Пасхи Господней – праздника всех праздников – воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает вместе с Его Безначальным Отцом и Всесвятым Духом всякая слава, честь и поклонение в бесконечные веки.
Аминь.