Слово на попразднство Успения Пресвятой Богородицы (16/29 августа). Об осени в природе и в духовной жизни, и о примере Пресвятой Девы нам для подражания
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Только вчера мы с вами встречали один из великих праздников Православия – Успение Пресвятой Богородицы – и вот сегодня совершаем попразднование. Это значит, что праздник не окончился вместе с вчерашним днем – он продолжается и будет продолжаться до самого отдания – восьмого декабря. Как мы все, наверное, знаем и помним, церковные праздники, в отличие от светских – это не просто повод «собраться и выпить», и даже не просто воспоминания о каких-то событиях (хотя каждый праздник имеет под собой определенное историческое основание). Прежде всего церковные праздники – это глубочайшие и многослойные по заложенному в них смыслу душеполезные уроки, преподаваемые нам Церковью. Именно поэтому Святая Церковь еще с ветхозаветных времен отмечает самые значительные из своих праздников в течение не одного, а нескольких дней подряд, – чтобы у всех Ее чад было достаточно времени как следует задуматься о всех назидательных духовных уроках того или иного праздника, должным образом воспринять их.
Все это в полной мере относится и к празднику Успения Пресвятой Богородицы.
Люди неверующие и просто невоцерковленные часто недоумевают, как можно праздновать день смерти? Да еще смерти человека, которого настолько уважаешь… Но давайте задумаемся – а разве мы сегодня празднуем чью-то смерть? Разве нынешний праздник называется «Смерть» или «Кончина Пресвятой Богородицы»? Нет! Святая Церковь мудро наименовала этот праздник Успением, – что в переводе с церковнославянского означает просто «засыпание», «сон». Не смерть, но только сон! «Ныне», говорит об этом празднике святитель Иоанн Златоуст, «Господь сокрушил врата адовы и само лицо смерти истребил. Но что я говорю: “лицо смерти”? Даже само имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Действительно, разве можно назвать происшедшее с Матерью Божией – смертью? Ведь смерть есть отсутствие жизни, так же, как тьма есть отсутствие света – а разве Пресвятая Богородица лишилась жизни? Душа Ее, как и душа любого человека, не умирала ни на миг, ибо бессмертна по природе; правда, тело Ее лишилось дыхания жизни, но и то лишь на краткий срок – уже спустя три дня, как мы знаем из Предания церковного, Богоматерь воскресла телесно и была вознесена Господом на небо, где снова встретилась со Своим Возлюбленным Сыном и Богом. Разве это смерть? Нет, это переселение от земной, полной страданий жизни (вряд ли земную жизнь Богоматери можно назвать легкой!) в вечное блаженство, в Небесное Царство Божественной Любви. Конечно, такое событие достойно радостного празднования!
А впрочем, на самом деле причин для радости и празднования у нас еще больше. Замена слова «смерть» в названии нынешнего праздника на слово «успение» – и отнюдь не формальная, не эвфемистическая замена! – в полной мере относится и к нам. Да, мы с вами после кончины не возносимся тут же телами на небо, как Пресвятая Богородица, и не воскресаем телесно на земле, как святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – ведь мы и в святости жизни не можем с ними сравниться. Но тем не менее смерти для нас не существует точно так же, как и для них – наши души бессмертны. Что же касается наших тел, то они тоже рано или поздно воскреснут, пусть и не прямо сейчас, а после Второго Пришествия Спасителя – а значит, смерть и для них не более, чем временный сон, пусть и более долгий, чем у Пресвятой Богородицы. За сном же всегда идет пробуждение.
«Переименовывая смерть успением и сном, богомудрые мужи, без сомнения, хотели внушить своим последователям, что христианин должен смотреть на смерть не “якоже и прочии, неимущии упования”, что смерть не есть решительное отрицание жизни и погибель личности и бытия, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленною силою жизни, так уснувший смертью телесного пробудится в новую бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения. Таким образом, если мы внимательны, то произнося слово “успение”, мы напоминаем себе учение о бессмертии души и утверждаем себя в надежде воскресения и тела», – говорит в своем Слове на Успение Пресвятой Богородицы святитель Филарет Московский.
Церковь установила празднование Успения Богоматери на конец лета – и это вряд ли случайно. Оглянитесь вокруг, братья и сестры: благодатное, теплое лето постепенно уходит от нас, наступает осень. Увядает трава, опадает листва, все короче становится день, улетают на юг певчие птицы, исчезают куда-то бабочки и насекомые… Грустная пора? Возможно – хотя для кого-то, например для Александра Сергеевича Пушкина, осень может быть и любимым временем года.
Но разве осень – это смерть природы?
Разумеется, нет – это знает любой, кто прожил на земле более года. Природа в эту пору не умирает, хотя и выглядит умирающей, увядающей – она лишь погружается в сон, чтобы набраться сил к следующему году. Осень – не смерть, а сон, за которым непременно следует весна. Так и Успение Пресвятой Богородицы, и кончина любого человека вообще – не смерть и не конец всему, а лишь переход к чему-то еще более прекрасному.
Конечно, с любым переходом, – как с осенью, так и с человеческой кончиной – может быть связана естественная грусть и даже страх, ведь человеку свойственно испытывать беспокойство и опасения при любых переменах, особенно если это перемены от лучшего к худшему. Но для тех из нас, кто стремится к Богу всей душой, искренне любит Его и твердо уверен, что после разлучения души и тела жизнь не кончается, а переходит на новый, куда более высокий и прекрасный уровень, да и сама эта разлука тела и души не вечна – может и не испытывать страха. Более того, такой человек может даже радоваться своему переходу! Вспомним, как уходили многие великие святые, от древности до наших дней, в мире и спокойствии, попрощавшись со всеми близкими и преподав им последние наставления, с тихой улыбкой и словами «Слава Богу за все!» на устах, как например святой Иоанн Златоуст в изгнании. А Сама Пресвятая Богородица? По Преданию церковному, подробно изложенному, например, в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского, Она заранее знала о приближающемся дне Своего ухода – но не только не боялась, а даже радовалась этому. Когда Ангел возвестил Богоматери, что вскоре Ей предстоит покинуть землю и переселиться в Царствие Небесное, «преблагословенная Матерь Божия исполнилась несказанной радости и духовного восторга, ибо что могло быть для Нее радостнее и приятнее жительства на Небе с Сыном Своим и Богом и – блаженства при созерцании Его сладостного лика? Пав на колена, Она начала усердно благодарить Творца Своего». Когда собравшиеся в Ее дом апостолы оплакивали грядущую разлуку с Ней, бывшей подлинной Матерью для всех них, Пречистая Дева Сама утешала их, уговаривая не плакать, а радоваться о Ней, идущей в вечное блаженство к Своему Сыну. Последними же словами Пресвятой Богородицы на земле были богодухновенные строки Ее великого прадеда, святого праведного царя и псалмопевца Давида: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! (Пс.107:2). Заметим, что Пресвятая Дева еще не знала о том, что Ее телесное воскресение наступит всего через три дня… Поистине, Блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк.1:45).
И такая же блаженная кончина, братья и сестры, может быть у каждого из нас, – если в сердце нашем будут жить подлинная любовь ко Господу и всецелое упование на Него.
«Слава Победителю смерти, Господу Иисусу! До пришествия Его смерть была очень страшна для человека потому, что она похищала свои добычи безвозвратно, а средств избавиться от нее никаких не было… Что же видим теперь, после явления Господа во плоти нашей и после победы, одержанной Им над грехом и смертью? Весь ужас смерти исчез; она сделалась как бы мирным сном, после которого настанет радостное утро всеобщего воскресения. По мере того, как каждый из нас побеждает еще живущий в нас грех, – а теперь даны нам все средства побеждать его (2Пет.1:3), – исчезает и страх смерти, так что торжествующие победители греха с радостью встречают ложе смерти и уже не умирают, а точно засыпают мирным сном», – говорит в своем Слове на Успение Богоматери святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Мария же избрала благую часть (Лк.10:42). Успение Божией Матери представляет благой конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводного звездою остается благой конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование – возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца», – пишет об Успении Богоматери и святитель Феофан Затворник.
Впрочем, даже если мы, несмотря на искренние попытки, не сможем достичь подобного уровня святости, и кончина близких людей, да и наш собственный переход в вечность будут продолжать огорчать нас и даже пугать – не стоит отчаиваться. Да, для многих, в отличие от того же гения Пушкина, осень – не «очей очарованье», а грустная пора. А чтобы дожить до весны, нужно и вовсе пройти через зиму, холодную, суровую, темную, еще более, чем осень, похожую на смерть… Но претерпевший до конца – спасется (Мф.10:22). Более того, многим из нас, не достигшим еще такого же духовного совершенства, как великие святые, подобные переживания могут даже пойти на пользу. Ведь, по слову святого Иоанна Кронштадтского: «что достается трудом, то дороже ценится и тем мы больше наслаждаемся. Мы для трудов и созданы, а не для неги и бездействия. Да небесная слава, конца не имеющая, без сомнения и стоит посильных трудов целой жизни».
Чтобы воскреснуть духовно, спастись, войти в весну духовную, – нам нужно умереть для мира греха. Духовная жизнь в чем-то похожа на осень, – в самом начале пути, когда человек еще горит неофитским энтузиазмом, все кажется ему очень красивым и простым, хотя уже угадываются будущие грусть и трудности – это «золотая осень» духовного делания. Потом, когда человек начинает не просто обрывать внешние «листья и стебли» греховных страстей, но пытается вырвать из души самый их корень, – посещают настоящие трудности, становится все тяжелее, грустнее и холоднее, а потом наступает суровая зима, когда диавол уже всерьез пытается помешать труднику духовному приблизиться к Богу… Этот период может быть очень тяжел – но к тому, кто все это терпеливо перенес, даже в самые мрачные моменты не переставая вопиять к Богу о помощи, приходит весна, ради которой действительно стоило все претерпеть. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9) – слышали мы с вами сегодня за Литургией. И весна эта может начать сбываться уже здесь, на земле – хотя, возможно, еще и не в полной мере, смотря по духовному уровню каждого из нас.
В каком-то смысле это сравнение – сначала осень, потом суровая зима, а затем уж и весна – применимо и к Самой Богоматери, несмотря на Ее мирную, непостыдную, даже радостную кончину. Ведь земная жизнь Ее была нелегкой, полной испытаний. Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк.2:35), сказал некогда юной Матери святой праведный старец Симеон в Иерусалимском храме, и слова его были пророческими. Каково было Ей видеть, как Ее Сына гонят, не верят Ему, не слушают, обвиняют, а затем и вовсе предают на жестокую казнь? Да, Она знала, что это – Христос Господь. И все же Сама Она была Матерь, для Нее Спаситель не переставал быть любимым и единственным Сыном…
И все же Мария не отчаялась, не сломалась. В этом Ей помогли Ее безграничная любовь к Богу и упование на Него, доверие Ему и конечно же Божия помощь в виде Божественной благодати, укреплявшей Ее, как и всех святых Христовой Церкви. Все претерпела Она смиренно, не переставая следовать по стопам Своего Сына-Богочеловека, усердно претворять в жизнь все то, чему Он учил, – и, несмотря ни на какие суровые житейские зимы, достигла Своей благодатной весны.
Как сказал о Ней священномученик Серафим Чичагов: «Духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее Успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями даже от ближних, и тайными, сокровенными подвигами с детства. Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в своем сердце. Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой Божественный Свет от Сына Божия, как Вечного Солнца, располагая всех к молитве и созерцанию величия Спасителя мира и беспредельной любви Благодетеля человечества, и только по временам, изредка, скрывалась в лучах Его небесной славы».
В этом Богоматерь – пример всем нам. Не будучи свята «от природы» (вопреки измышлениям католиков), носившая в Себе, как и все люди, последствия первородного Адамова греха, Она, тем не менее, стала величайшей, чистейшей и святейшей из людей, удостоившись стать Матерью воплотившегося Спасителя – не потому, что по рождению была отличной от прочего человеческого рода, но потому только, что с ранних лет всех усерднее подвизалась на ниве духовной, стремилась к Богу, всем сердцем желая служить Ему, и всегда и во всем следовала Его заповедям.
«Она – Дева не только по плоти, но и по духу, смиренна сердцем и не тороплива в речи; слова Ея полны Божественной мудрости; Она почти постоянно в чтении святого Писания и неутомима в трудах; целомудренна в беседах, говоря с людьми, как пред Богом; никого никогда Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы и убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что ни видела, покрывала Своею любовью; из уст Ея никогда не исходило слова, не приносившего благодати; во всех делах Своих Она являла образ высочайшего девства. Внешний вид Ее был отображением внутреннего совершенства, – благости и незлобия» – такими словами, основываясь на дошедших от апостолов преданиях, описывает земную жизнь Пресвятой Девы святитель Медиоланский Амвросий.
А вот что говорит о духовной жизни Богоматери праведник наших дней, старец Иоанн Крестьянкин:
«Пресвятая Дева прошла путь земной жизни от естественного рождения до смерти, возросла на нем смирением, послушанием, крестным материнским подвигом и всецелым преданием Себя воле Божией до совершенной святости… И Она – Святая, “святых большая”, освятила человеческую жизнь, оставив Своим чадам пример жизни во спасение».
Да, спасение, весна духовная – немыслима без жизни во спасение. Здесь наша аналогия, как и любое сравнение, уже перестает быть абсолютной, если обычная, природная весна наступает каждый год вне зависимости от поведения людей, то наша личная весна, возрождение в жизнь вечную не может наступить без наших собственных усилий по ее приближению. Конечно, бессмертны по природе все души, а не у только одних лишь праведников; и все без исключения, праведники и грешники, воскреснут вместе с телами в последний день. Но каково будет это воскресение? Станет ли оно подлинной весной – или обратится в «плач и скрежет зубов», потому что состояние такой воскресшей души, до которого она сама довела себя еще на земле, сделают невозможным и невыносимым ее пребывание в Царствии Божием, как невыносим яркий свет тому, кто привык жить в вечной темноте?
«Последнее Воскресение праведных с телами славы есть воскресение истинное, но не начальное, а окончательное; оно есть торжественное в телесах праведных открытие предварительного, сокровенного, духовного воскресения, подобно как телесная смерть есть только видимое явление предшествовавшей смерти невидимой, духовной. Сила последнего, телесного Воскресения заключается в предварительном, духовном. Последнее телесное Воскресение нечестивых потому не есть истинное и блаженное, что в них не предшествовало оному первое, духовное воскресение. Посему блажен и свят тот, кто имеет участие в воскресении первом, то есть духовном», – говорит об этом святитель Филарет Московский.
Может быть, некоторые из вас, братья и сестры, сейчас делают из моих слов поспешные выводы, мол, нужно бросить все и срочно бежать куда-нибудь в пустыню или в монастырь «спасаться»… Нет, разумеется, и монастырь, и даже пустыня – действительно лучшее место спасения для некоторых людей. Но не для всех! У каждого из нас – свой, сообразный дарованным Богом талантам путь. Кто-то станет монахом, кто-то – праведным семьянином, кто-то просто будет жить одинокой, но чистой жизнью в миру… Спастись и погибнуть с одинаковым успехом можно и в семье, и в монастыре, и в пустыне, и в самой гуще мира. Царствие Божие – внутри вас (Лк.17:21), – говорит Господь.
И здесь Пресвятая Дева снова являет Своей жизнью замечательный пример для всех нас. Ведь Она не была подвижницей-пустынницей (как немалое число последующих христианских святых дев и жен), не совершала никаких внешних героических подвигов – просто жила обычной жизнью праведной девушки и женщины-девы. И именно на этом, внешне ничем не примечательном пути достигла никем ни до, ни после Нее не достижимых вершин святости! В этом – надежда для всех нас на своем жизненном месте служения каждого.
«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу; отдай всякому свое. Отсюда закон, не одною стороною угождай Богу, а всякою, какою угождать можешь и должен; всякую силу свою и всякий способ свой обращай на служение Богу. Сказав, отдавай кесарево кесарю, Господь показал, что такое действование угодно Ему. Если под кесаревым будешь разуметь все вообще порядки земной жизни, необходимые и существенные, а под Божиими – все порядки Богом учрежденной Церкви, то отсюда выйдет, что все пути жизни нашей переполнены способами ко спасению. Внимай только и успевай всем пользоваться и всюду действовать сообразно с Божиею волею, так как хочет от тебя Бог, – спасение у тебя под руками. Можешь так устроиться, что ни шаг, то дело угодное Богу, и следовательно, шаг ко спасению, ибо путь спасения есть шествие путем воли Божией. Ходи в присутствии Божием, внимай, рассуждай и, не жалея себя, приступай тотчас к делу, на какое укажет тебе в ту пору совесть», – учит нас мудрый пастырь, святитель Феофан Затворник.
Да станет нынешний праздник Успения Пресвятой Богородицы началом пути к весне духовной для каждого из нас, да положим мы начало своему нынешнему воскресению духовному, а затем и с благой совестью и упованием на Божию милость и заступничество Пресвятой Богородицы перейдем в свое время и к грядущему телесному Воскресению в жизнь вечную!
Аминь.