Слово на попразднство Преображения Господня (7/20 августа). О послушании Христу

Слово на попразднство Преображения Господня (7/20 августа). О послушании Христу

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Сегодня мы с вами совершаем попразднство Преображения Господня. Что такое – попразднство? Это значит, что праздник продолжается. Вчера мы с вами совершали торжественную, праздничную Литургию, пели красивые праздничные песнопения, посвященные тому великому и славному дню, когда Господь наш Иисус Христос преобразился перед апостолами на горе Фавор, зримо явив им Свою Божественную славу – Свой Свет – вечные и нетварные Божественные энергии и грядущую славу спасенного рода человеческого в Царствии Небесном. И этот праздник не закончился вместе со вчерашним днем, те же песнопения поем мы и сегодня, и сегодняшняя служба – также вполне праздничная.

Зачем же нужны эти дни попразднования – целых семь для Преображения! – если празднество, посвященное этому событию, и так уже совершалось в предыдущий день?

Дело в том, дорогие мои, что, как все мы с вами хорошо знаем, любой христианский праздник – это не просто повод собраться вместе, красиво попеть и повеселиться (хотя, разумеется, и все эти естественные проявления человеческой радости на христианских праздниках вполне уместны). Прежде всего церковный праздник – это духовный урок. В каждом из них заложены глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом. И чем значительнее праздник – тем глубже и разнообразнее заложенные в нем духовные уроки. И потому самым великим своим праздникам – таким, как Преображение Господне, – Церковь посвящает не один, а сразу несколько дней. Это – проявление заботы Церкви о каждом из нас. Дни попразднства дают нам, ее чадам, еще больше возможностей как следует обдумать уроки каждого праздника, извлечь из них нечто новое и полезное для собственной души.

Итак, о чем же можем мы дополнительно задуматься в эти праздничные дни, посвященные Преображению Господню? Давайте внимательно вслушаемся в Божественные слова, которые услышали на Фаворе апостолы – и которые, несомненно, обращены не только к ним, но и ко всем нам: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф.17:5).

Что значит «слушайте»? Конечно, не одно только механическое слышание Господних слов, но и исполнение их, применение их на практике, следование им в собственной жизни. Ведь и Сам Господь говорит: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:28). Слушание неотделимо от соблюдения – то есть Господь говорит здесь о послушании.

Преобразившись перед апостолами на горе Фавор, Господь зримо явил им не только Свою Божественную природу (не в ее сущности, ибо она остается непознаваемой для твари – Ангелов и человеков, но в ее проявлениях – действиях или энергиях) – но и природу человеческую, такую, какой ей предстоит стать в будущем веке. Природу окончательно спасенного, преображенного человечества, навеки пребывающего в славе Божией. Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф.17:2–3). Эту славу Бог уготовал человечеству изначально, с первого дня творения; людям предстояло «дорасти» до нее в Эдемском саду, как постепенно в лучах родительской любви дорастает ребенок до интересных книг и занятий – дорасти, а затем восходить от славы в славу. Но, увы – еще в духовном младенчестве своем первые люди соблазнились лживыми посулами врага рода человеческого и собственной гордыней – ослушались Бога и пали, на многие тысячелетия утратив общение с Отцом и небесную родину…

Чтобы восстановить эту разрушенную связь, вновь открыть людям дорогу в Царствие Небесное, к уготованной ему изначально небесной славе – Сам Бог сошел на землю и стал Человеком, став новым Адамом и соединив в Себе, возглавив Собой все человечество. Ветхий, то есть старый, прежний Адам пал через ослушание, лишив этим бессмертия и общения с Богом всех своих потомков – и потому новый Адам должен был быть во всем противоположен ветхому. Он не лишает, но возвращает человечеству и Бога, и бессмертие в Нем – будучи верен до конца. Как сказал об этом святой апостол Павел, разъясняя духовным чадам суть пришествия Спасителя на землю: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп.2:6-11).

В этом смысле Преображение Богочеловека – это восстановление послушания Богу, подлинной жизни с Богом через подлинное послушание Ему, так же, как некогда человечество пало через ослушание.

«Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога», – пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов.

Об этой стороне событий Преображения – праздника великой славы и великого же послушания – говорят и многие другие святые. Вот что, например, пишет об этом святитель Иоанн Максимович: «Образ и подобие Божии, по которым были сотворены наши прародители, полностью отражались в них до грехопадения. Грех же нарушил одно и другое, хотя не совершенно лишив их человека. Остался в человеке ум и все прочее, что являлось образом Божиим, но для развития их надо употребить большие усилия, которыми лишь в малой степени достигается то, что вначале получили прародители полностью. Осталось в человеке в некоторой степени стремление быть подобием Божиим, хоть иногда до неузнаваемости он падает. Чтобы вновь вернуть человеку его первобытную близость к Богу, сошел на землю и воплотился Сын Божий. Он воспринял на Себя всю человеческую природу, стал по всему подобен человеку, кроме греха. Пришел Он воссоздать по образу Божию созданную нашу красоту. Но если вначале Бог сотворил по образу и подобию Своему человека, до того еще не существовавшего, и человек в своем творении не принимал никакого участия, то для воссоздания первого образа нужно участие и самого человека. Человек должен стремиться к совершенству, чтобы благодатью и помощью Божией достичь его… На Фаворе Христос показал красоту и славу Своего Божества, чтобы знали апостолы, а через них вся вселенная, подобием Кого является человек и к чему приближается он, возвышаясь духовно. По мере очищения человека от греха и приближения к Богу все более отображается в нем слава Божия».

О том же читаем мы и в толковании Евангелия Преображения, составленном известным православным богословом и праведником наших дней, преподобным Иустином Поповичем:

«Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным – непременное условие в Богочеловеческом подвиге спасения мира от греха, зла и смерти. Ведь спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из худого в доброе, из смертного в бессмертное. Спасение, собственно, и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом».

Конечно, не стоит думать, подобно протестантам различных толков, будто это преображение и спасение совершается как бы автоматически, одним лишь Богочеловеком, без какого-либо участия со стороны нас, обычных людей. Да, Богочеловек Христос открыл нам путь к спасительному преображению, сделал его возможным и доступным для нас – но все же стяжать спасение должны мы сами. Бог открывает перед нами дверь и готов всячески помочь и поддержать, – но не насилует нашу свободную волю, «не спасает нас без нас», по слову святителя Амфилохия Иконийского. Врата Царствия открыты перед нами – но мы должны еще перешагнуть порог.

«В Преображение глас с неба не другое что изрек, как Его слушайте (Мф.17:5). Отчего так? Оттого, что здесь перед глазами был представлен и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: «хотите достигнуть до этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедывать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а извнутрь исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, нестроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных – богородными, из бренных – вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми». Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом небесным, и Оба к нему приходят и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!» – пишет святитель Феофан Затворник об этом деятельном стремлении подлинного христианина к преображению, деятельном послушании Господу и Его заповедям.

О том же говорит в своем Слове на Преображение и святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Воображайте себе, возлюбленные братья, прославленный вид пречистой плоти Господней, подобно солнцу просиявшей на Фаворе, и наслаждайтесь дольше, дольше этим небесным зрелищем; воображая его, торжествуйте духом своим и радуйтесь – это наш человеческий лик просиял в такой славе, в теснейшем единении его с существом Самого Бога Слова. Торжествуйте и радуйтесь в той надежде, что, если вы будете послушны в этой привременной жизни Господу своему, последуете Его Божественным заповедям, то Он преобразит некогда такой же славой и ваши тела так, что они сообразны будут славному телу Его; в этом уверяет и Сам Господь, когда говорит, что праведники просветятся, как солнце, в Царстве Отца Небесного (Мф.13:43), и святой апостол Павел, который говорит, что Господь преобразит смиренное тело наше так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3:21)».

А вот что пишет о деятельном послушании христианина, ведущем к его благодатному преображению, другой мудрый и опытный пастырь, святитель Тихон Задонский: «Глас Отчий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте (Мф.17:5), – не только апостолов, но и нас всех касается. Тогда возглашал Бог из облака апостолам, но через них и к нам сей глас дошел; и к нам глаголет Бог: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте! Сколько раз читаем или слышим Евангелие Его Святое, столько раз слышим глас Сына Божия, глаголющий к нам, Который не о чем ином поучает нас, как о спасительном пути, которым до славы оной Божией, на горе святой отчасти показанной, должно всякому идти, кто хочет получить оную. И кто слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу; и кто слово Божие не слушает, и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через слово Свое глаголет… Обещание послушания мы столько раз повторяем, сколько раз каемся перед Ним в согрешениях наших. Следовательно, кто не старается проявлять этого послушания Богу, напрасно говорит Ему: «Господи! Господи!»».

Но духовное послушание таит в себе не только благодать – на этом пути нас подстерегают и немалые опасности. Важно помнить о трагической ошибке Адама и Евы и слушаться именно и только Бога, а не различных лжеучителей, через которых нас, как и некогда первых людей, пытается обмануть враг рода человеческого.

Истинно, истинно говорю вам, кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор иразбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин.10:1–9), – предупреждает об этом учеников Сам Господь. А верный Ему святитель Василий Великий так поучает паству: «Если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, необходимо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию. Когда же приказывают нам нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5:29)».

Увы, дорогие мои, в наше время немало развелось различных «младостарцев», которые под видом послушания требуют от доверившихся им людей полного подчинения не Богу, а им самим, иногда даже открыто требуя от «духовных детей» несовместимых с Православием вещей, например, заставляют их бросать своих законных супругов и детей и «уходить в монастырь». А некоторые из этих «младостарцев» в своей гордыне доходят до того, что начинают отрицать саму Церковь, якобы «погрязшую в беззаконии», и требуют от своих учеников порвать всякое с ней общение… Не обманывайтесь, братья и сестры, отрицание созданной Самим Господом Церкви, которую, по Его же слову, врата ада не одолеют (Мф.16:18), несмотря ни на какие человеческие нестроения, – не может быть истинным послушанием Богу! Как сказал об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «Вне неуклонного послушания Церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область темного царства лжи и производимого ею самообольщения».

Что же касается якобы «многочисленных духовных даров» и «праведной жизни» лжеучителей и раскольников, которые порой так привлекают к ним неопытные души, то об этом хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст: «Что делается против воли Божией, то сквернее всего, даже если это жертва или пост».

Поэтому лучшим послушанием Господу будет бежать от таких «учителей» – да не куда-нибудь, а в Божий храм!

Есть у лжеучительства и другая, не менее опасная сторона. На сегодняшней Литургии попразднства мы с вами читали Евангелие от Марка, где, кроме прочего, говорится следующее: Он [Иисус] исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос (Мк.1:34).

Зачем Господь запретил бесам – ведь они в кои-то веки собирались сказать правду? Затем, чтобы люди учились не доверять бесам никогда и ни в чем, – даже если то, что они говорят и делают, выглядит правильно и благочестиво.

Увы, даже в среде воцерковленных православных христиан нередко сталкиваешься с двоеверием, когда крещеный человек, регулярно бывающий в храме, причащающийся, в болезни или житейских неурядицах бежит к «бабке» за заговором. А станешь его стыдить – отвечает, мол, эта «бабка» сама православная, лечит святой водичкой и церковными свечами, и иконы у нее в доме висят…

Не обманывайтесь, дорогие мои, как известно, враг рода человеческого может при нужде принимать вид ангела света (2Кор.11:14). Колдовство – это всегда колдовство, какими бы благочестивыми «иконочками» оно ни прикрывалось. Ходить к «бабкам», гадать по руке или картам, вообще как бы то ни было «ворожить» – страшный грех, общение с демонами, которое может легко погубить душу. Помните, с чего началось падение Адама и Евы? С того, что Ева начала просто разговаривать со змеем…

«Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь… Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство… Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия», – предупреждает свою паству святитель Иоанн Златоуст.

Вторит ему и святитель Василий Великий: «Многим из христиан кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок. Но слушай, отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев.19:26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают, тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор.18:12 и 14). Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существа неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»

Совершенно согласен с древними святыми и преподобный Макарий Оптинский: «К ворожеям и заговорщикам никогда не ходи, потому что они все враги Божии. Лучше согласись умереть телом для настоящей жизни от болезни, и каких бы ни было тесных, тяжких и скорбных обстоятельств; нежели ходя к ним и получив некое облегчение телесное на малое время, умертвить этим свою душу для будущей жизни и получить за это наказание навеки».

Важно помнить и о том, что подлинное послушание Богу не может и не должно быть только внешним, обрядовым. Если мы ходим в храм каждое воскресенье, исповедуемся, причащаемся, соблюдаем посты и вычитываем утреннее и вечернее правило, – то это, конечно, правильно и полезно, но лишь при одном условии, если с помощью всего этого мы воспитываем свою душу, искореняем в ней ростки греха и взращиваем на их месте угодные Богу добродетели, вообще растем духовно, стремимся к Богу. Сами по себе обряды, без духовной жизни в Боге, без любви к Нему и ближним – пусть несовершенной, но любви или хотя бы стремления к ней – никого спасти не могут. Истинное послушание Богу – то, что исходит от сердца. Это – исправление своей жизни в соответствии с Его заповедями. Не механическое «исполнение», но жизнь по ним, внешняя и внутренняя.

Как говорит об этом святитель Тихон Задонский: «Без истинного послушания ничто не угодно Богу. Ни исповедание имени Его, как говорит Христос: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю? (Лк.6:46); да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа, – говорит апостол (2Тим.2:19)… Ни молитва, ибо написано: грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин.9:31)… Ни пение, ни хваление, ни славословие, ни прочее устное почитание Богу не приятно без сердечного почитания, как о таких говорит Бог: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф.15:8; Ис.29:13). Надо непременно очистить себя истинным покаянием и тогда призывать, петь, хвалить святое имя Божие, которое святые Ангелы с благоговением воспевают (Ис.6:3). Ибо всякое устное почитание без сердечного есть лицемерие».

О том же говорит в своем Слове на Преображение и праведный Иоанн Кронштадтский: «Какой поучительный урок дает нам праздник Преображения Господня? Не нужно ли преобразиться, перемениться и нам всем? Не нужна ли для нас перемена от худшего к лучшему; от греха – к правде и святости; от нашего нерадения и холодности к Богу – к горячему покаянию и слезам; от равнодушия к вере святой – к горячности веры и любви к Богу; от рассеянности и невнимания к себе – к строгой вдумчивости в свое душевное состояние? Не нужно ли нам скорее отложить свои мрачные, греховные страсти, приковывающие наши сердца к земле и удаляющие нас от Бога; излишнее попечение о плоти – о ее удовольствиях, украшениях, привычках и наклонностях; и не нужно ли нам приобрести навык и привычку ко всякой добродетели, о чем мы так мало печемся, между тем как это есть единое нам на потребу?»

Как же на деле исполнить слова Бога – «Его слушайте» – как встать на путь истинного послушания? Об этом рассказывает нам преподобный Никодим Святогорец: «Во всех случаях не давай воли своим желаниям, а держи их в своей власти, направляя все исключительно к главной цели – стоянию в воле Божией и шествованию по воле Божией. Ибо тогда и желания твои будут правы и благочестны, и ты при всякой неприятной случайности будешь пребывать в покое, упокоеваясь в воле Божией. Искренне веруя, что с тобой ничего не может случиться помимо воли Божией, и ничего не желая, кроме пребывания в деятельном исполнении воли Божией, ты, как само собой очевидно, всегда будешь иметь только то, чего желаешь, что бы когда ни случилось с тобою».

Итак, главенствовать надо всем в нашей жизни должны не наши желания и порывы, даже благие – но стремление следовать воле Божией и все свои дела и поступки сверять с Его заповедями. И не просто сверять, но, видя в чем-то несоответствие, стараться исправиться, а не начинать оправдывать себя, – мол, тут, конечно, написано, но у меня особые обстоятельства… Конечно, обстоятельства действительно могут вынуждать нас иной раз в чем-то отступить от каких-то внешних правил распорядка церковной жизни, – например, для больных людей ослабляется или даже совсем отменяется пост на пищу. Но никакие «обстоятельства» не могут быть оправданием нарушения самих заповедей Господних! Ведь, по слову преподобного Марка Подвижника, «не тот раб верный, кто останавливается на одном знании, но тот, кто проявляет свою веру послушанием Христу, давшему заповеди». И если мы называем себя христианами, но при этом продолжаем, например, воровать, давать и брать взятки, извращать суд, обманывать, блудить и прелюбодействовать, заниматься ворожбой и гаданиями – то, несмотря ни на какие слова, повторяем путь первого, падшего Адама, потерявшего Рай через непослушание…

Да, послушание Богу может быть нелегко. Но не бойтесь, на этом пути нас всегда поддержит Сам Господь! Он восполнит недостаток наших человеческих сил Своей благодатью, поможет во всем – нам же нужно только начать двигаться в Его направлении… Как сказал об этом святой подвижник наших дней, преподобный Силуан Афонский: «Послушливый всё упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу».

Да станет для всех нас сегодняшний день началом этого пути, началом подлинного преображения нашей души, открывающего нам дверь в невечерний Свет Царствия Бога и Отца, Которому вместе с Его Сыном и Святым Духом – Единосущной и нераздельной Троице подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков!

Аминь.

Наверх