Проповеди на праздники:

Слово на попразднество Сретения Господня, произнесенное после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших»

Слово на попразднество Сретения Господня, произнесенное после акафиста иконе Божией Матери «Взыскание погибших»

С праздником, православные!

Мы прочитали сегодня повествование из Евангелия от Луки о празднике Сретения. И две причины для этого были. Первая, прежде всего, что мы сейчас еще находимся во времени празднования, в периоде праздника, или, как по-церковному говорят, в попразднестве праздника Сретения. Действительно, праздник продолжается. И вторая причина, почему я прочитал для вас: тем, кто был за литургией в праздник Сретения – чтобы напомнить, тем же, кому невозможно было быть – чтобы прочитать это, особенно важное для нас, повествование апостола Луки.

Я уже неоднократно говорил вам о том, что храм Божий, и устав церковный, и служба наша – это школа нашей православной веры. И каждый раз, когда мы входим в храм, мы выносим для себя отсюда что-то новое и полезное, как бы задание на дом, для продолжения нашей церковной, православной, русской христианской жизни. Мы говорили также о том, что сейчас мы вступили на путь к Пасхе Христовой, светлому Христову Воскресению. Путь долгий, пройдет он быстро, но сколько на нем еще мы встретим примеров, которые – одни будут обличать нас, другие утешать, и все будут помогать нам на этом спасительном пути. Вспомним, в конце января, в последнее воскресенье, мы читали о Закхее, который когда услышал, что Христос идет в Иерихон, забрался с мальчишками на дерево, чтобы хотя бы увидеть этого «особенного» Учителя, – мы же знаем: Господа Бога и Спасителя нашего. Далее мы вспоминали примеры, из которых одним надо было подражать, от других – отвернуться, и вот сейчас мы входим в седмицу, которая приближает нас к напоминанию о том, что всем нам придется дать ответ на Страшном Суде Христовом, и дать его дважды: первый – когда мы простимся с земной жизнью и будет суд Божий о нас, второй – когда Господь судить будет всю вселенную и вновь вспомнит путь, который прошли мы на земле, и вспомнит, как молилась о тех, кто ушел из жизни раньше, Святая Церковь.

И вот поэтому, братья и сестры, сейчас, в этот особенный день, когда мы совершаем молебен пред Царицей Небесной, и после этого будут постные дни без акафиста, потом – акафист Воскресению Христову. И только в июне мы вновь соберемся, чтобы петь акафист Царице Небесной. Что же мы унесем с собой после этой нашей службы? И вот тут-то я и хочу напомнить вам то событие, которое евангелист Лука записал, и Церковь установила праздник Сретения Господня (Лк.2:22–40).

Да, все произошло так, как было. Младенца Иисуса принесли в храм для того, чтобы исполнить то, что требовалось по закону: наречь Ему имя и с этим начать Его жизненный путь. Но там произошла встреча, первая встреча с Богомладенцем людей, которые ждали этой встречи. Когда первыми к яслям в ночь Рождества пришли пастухи, для них это было неожиданностью (Лк.2:8–20). Когда пришли волхвы с Востока, они недоумевали (Мф.2:11). Когда об этом узнал Ирод, он пришел в смущение и разразился крайней злобой избиения младенцев (Мф.2:16). А вот эти два человека ждали долгую-долгую жизнь.

Первым был Симеон, который сподобился принять на руки младенца Иисуса. Он был человек большой учености. Ему, в числе других сотрудников, семидесяти двух человек, было доверено перевести Библию с древнего еврейского на греческий язык, и таким образом Библия пошла по всему миру. И мы являемся как бы преемниками и наследниками этого первого переводчика Библии: с греческого на славянский, со славянского на русский, и то, что мы читаем сейчас, мы этим обязаны праведному Симеону. И ему было сказано в момент смущения: «Ты не умрешь, а сколько будешь жить – ведомо одному Богу. Но ты увидишь исполнение древних пророчеств». И Симеон дождался.

И была там Анна, названная Пророчицей, которая от четырнадцатилетнего возраста, когда выдали ее замуж, семь лет прожила со своим мужем, и до восьмидесяти четырех хранила чистое вдовство, живя при храме, служа храму день и ночь. И она ждала, ждала какого-то знамения Божия за тот никем не вынужденный, ею самою избранный путь жизни и служения Богу. По закону еврейскому она могла выйти замуж за ближайшего родственника и продолжать жить в семье, но она избрала храм и ему посвятила шесть десятилетий своей жизни.

И вот, братья и сестры, мы собрались в храм. Разными путями пришли мы в храм: одни с младенчества, другие – в другие сроки жизни. Но ведь каждый из нас ждет от Господа Бога знаков Его любви, милосердия, помощи! Весь акафист Царице Небесной наполнен прошениями и уверенностью, в том, что Она и скорби утоляет, и недуги исцеляет, и заблудших находит, и само название Ее «Взыскание погибших» значит на нашем современном языке: «Та, Которая находит потерянных». И мы видим, что в Церковь идут некогда потерянные. Долгий, долгий путь прошла Россия от того времени, когда мы начали терять свою веру и своих людей. Не один семнадцатый год минувшего столетия в этом виноват. Мы еще знаем немецкое засилье, когда державный Петр наводнил Россию чуждыми обычаями, и много крови пролили те, кто хотел сохранить русский уклад жизни. Раскололось наше общество на тех, кто хранил древние русские обряды, и тех, кто с обрядами новыми, но спасительными, продолжал жизнь христианскую. А сколько ушло людей в дальние страны с оружием в руках защищать веру православную – на Балканы, в западные страны славянские! А сколько было вынуждено уйти из нашего Отечества, унося с собой православную веру!..

И вот сейчас вновь собирает своих чад Русская Церковь. Как некогда сказал Господь о детях Иерусалима, что Бог, как птица под крылья, собирал детей своих, но они не захотели (Мф.23:37; Лк.13:34). А русские люди идут и идут в Церковь: и старые, и молодые, и крестят младенцев, и принимают крещение уже на седом пороге жизни, порой на девятом десятке лет! Вот так идет бесконечный путь человека к Богу. И Сретение милости Божией происходит каждый день, только нужно быть внимательным, потому что мы не знаем, какое знамение даст нам Господь Бог – сегодня, завтра, сейчас – которое напомнит нам, что мы обязаны всей своей жизнью, совестью и верой исполнять названный Им и данный нам Закон – любви к ближнему и к Богу.

И вот сейчас, когда мы говорили о том, что отправляемся в этот путь постного приготовления к празднику Пасхи, хотелось бы мне, чтобы, придя домой, каждый из нас подумал, с чего, с какой черты он начинает этот спасительный путь, и чего он хочет достичь к празднику Пасхи. И написать эти несколько слов, и положить в свой молитвенник или в Евангелие, и когда пройдет сорокадневный пост, когда мы будем размышлять о спасительных страданиях Христовых, открыть и посмотреть: а выполнили мы это желание? И желали ли мы этого? И тогда, в последние уже дни пред Пасхой, принеся чистое покаяние и приняв в Великий Четверг Тайны Христовы, встретить Пасху с чистой душой и чистой совестью. И порукой будет нам Царица Небесная, Которая от младенчества тоже посвятила Себя храму, как и Анна Пророчица, тоже не знала иных желаний, как только служить Богу. Говорит предание, что когда читала Она в пророческой книге о Мессии, Она говорила: «Хотела бы Я быть малой служанкой у Девы, Которая будет Матерью Спасителя мира». И Она дождалась. Да будет же помощь Ее над нами, чтобы и каждый из нас пред Ее пречистым образом получил ту силу уверенного ожидания, которое дает нам Святая Православная Церковь. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх