Слово на память Святого Апостола Андрея Первозванного
Вси, хотящии благочестиво жити… гонимы будут (2Тим. 3:12).
Нужно ли, братия, говорить, как верно и точно исполнилось это апостольское слово? Кто не знает, сколько святых Божиих за благочестие претерпели всякого рода бедствия, озлобления (Евр. 11:35–37) и самую смерть? Святая Церковь и ныне ублажает страдальческий подвиг святого Апостола Андрея Первозванного. Между тем не одно прошедшее богато такими примерами. Если обратимся к самим себе, посмотрим на окружающих нас братий наших, то, без сомнения, приметим, что апостольское слово о хотящих благочестиво жити и здесь не лживо. Изменился только способ приложения; тем не менее благочестивые нередко в скорбях, страждут. Следовательно, можно сказать – гонимы.
Что ж это значит? Почему людям благочестивым суждена здесь такая по видимому печальная доля? Почему Господь, любящий праведников, попускает разные бедствия на них и в минуты, когда всего более нужна Его помощь по видимому оставляет их беззащитными? Остановим на сем наше внимание и в честь Первозванного Апостола побеседуем о значении скорбей, постигающих людей благочестивых.
При виде скорбей, постигающих людей благочестивых, нас, естественно, поражает кажущаяся несообразность.
Нам представляется, что было бы сообразнее с Промыслом правосудного Бога, если б благочестивые люди наслаждались постоянным счастием. Верные слуги Царя земного пользуются всеми благами Его царства, и мы думаем, почему бы не быть такому же порядку и в рассуждении слуг Царя Царствующих. Будем осторожны, братия! Царство земное и Царство Небесное несравнимы: то, что мы видим в одном, в другом может и не быть, или бывает иначе. Пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Господь устами пророка, обращая речь к подвижнику благочестия, сказал: Еда забудет жена отроча, еже не помиловати исчадие чрева своего, аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе (Исаии. 49:15). У правосудного нет неправды. Силен Он воздать и воздаст каждому по делом его. Только у Него время всякой вещи под небесем (Еккл. 3:1). Наблюдая действия Промысла Божия, мы можем заметить, что по различию совершенств наших душевных он действует не одинаково на каждого из нас. Иного поощряет к вящему благочестию счастьем – временными благами, на другого попускает несчастья, чтоб предотвратить или вовремя остановить расположение ко греху. Но действуя как для кого полезнее, Он во всем и всегда имеет в виду одну цель – направить нас на истинный путь к вечному блаженству. Что ж? Если Господь находит для нас полезным путь скорбей, ужели Он несправедливо поступит, когда введет нас на него? Художник как поступает с куском металла, в котором видит годный в дело материал? Не бросает ли его в огонь и за тем не подвергает ли еще ударам молота и действию других инструментов, пока не устроит из него сосуд в честь? Ужели художник поступает немилосердно, несправедливо? Чем благочестивее человек, тем он пригоднее для Царства Божия. Следовательно, тем естественнее подвергается очистительному действию Промысла. В этом-то смысле Апостол Павел говорит: аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог. Который бо есть сын, его же не наказует отец? Аще же без наказания есте, убо... не сынове (Евр. 12:7–8), следовательно, и не наследники Царства Божия!
Притом не здесь оканчиваются цели нашего бытия. Настоящая наша жизнь – есть состояние переходное. Здесь мы только приготовляемся, только учимся быть способными к полному блаженству. Здесь подвиг – там воздаяние. Горе тому благочестию, которое здесь восприемлет мзду свою. Если б Промыслу Божию угодно было кого-либо из благочестивых людей испытывать скорбями в течение целой их жизни, то ужели труд их погиб? Нет; это показало бы только, что подвиг их оценен высоко, выше земных наград, что здесь не нашлось, чем наградить их. Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве во Имя Его, говорит Апостол Павел (Евр. 6:10). Не важно то, что подвижник благочестия умирает, не получив награды здесь; только бы совершил он подвиг свой законно, по воле Божией: потому что не венчается, аще не законно мучен будет. Благодушное же перенесение скорби тяготу вечной славы приготовляет ему (2Кор. 4:17). Что потерял, например, Святой Апостол Андрей, безвинно подвергшись насильственной смерти? Правда, он лишился жизни; но разве он не лишился бы ее несколько после? Между тем, потерпев насилие и неприяв избавления, он, очевидно, лучшее воскресение улучил (Евр. 11:35): се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды (1Петр. 2:19).
С другой стороны, заметим, что настоящее счастье людей благочестивых не полезно для них. При благополучии нетрудно быть благочестивым. Диавол открыто говорил Господу об Иове, что недаром чтит он Бога: он здоров, богат и славен. Но коснись всему яже имать, аще не в лице тя благословит (Иов. 2:11), говорил клеветник Господу. Сам праведник среди покоя подвергается опасности возмнить о себе более, нежели что он есть на самом деле, и остановиться на пути к совершенству, да и другие останутся с меньшим назиданием от его неискушенного благочестия. Скорбные обстоятельства истинно благочестивым людям представляют верный случай убедиться и других убедить в бескорыстном служении и чистой любви своей к Богу. Скорби укрепляют, возвышают благочестие и, следовательно, приближают людей к главной цели всех стремлений – к вечному блаженству. Не быть в скорбном подвиге за благочестие для благочестивых людей было бы истинною потерею, а для Господа, Который промышляет о возможно высшем совершенстве праведных, было бы большею немилостью не ввести их в подвиг и тем лишить венца светлейшего.
Надобно и то сказать, что скорби праведников неприятно поражают только нас, свидетелей их терпения, и поражают единственно по нашей неопытности в духовной жизни. Сами же праведники с внутренним удовольствием встречают скорби, как благих вестников милости Божией. Благоволю в досаждениях, бедах, в теснотах по Христе, писал Апостол Павел к Коринфянам (2Кор. 12:10). Во всем скорбяще, гоними, присно живии в смерть предаемся Христа ради; но нестужаем си. Аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Аще земная наша храмина тела разорится, имамы храмину нерукотворенну, вечну на небесех, говорил тот же Апостол в другом месте (2Кор. 4:8–16; 5:1). Промысл Божий попускаемые искушения всегда соразмеряет с силами искушаемых, во еже возмощи им понести (1Кор. 10:13); а между тем болезни внешних страданий с избытком вознаграждает внутренними, благодатными утешениями. Эти утешения бывают так сильны и полны, что, случается, праведники и не чувствуют страданий, страждут как бы в чужом теле. Бесчисленный сонм мучеников непререкаемо подтверждает эту истину.
Возблагодарим, братия, Промысл Божий за те скорби и гонения, которыми он посещает некоторых из нас. Это знак Его милости, отеческой заботливости о нас. Гонения составляют истинное несчастье только для гонителей; но для гонимых это – приобретение. Для совершенных в благочестии – это пробный камень, которым Господь показывает им степень их преуспевания в добре, и, следовательно, вместе с тем есть случай к приобретению высшего венца. Для менее совершенных – это приличное очищение от грехов неведения, слабости или предотвращение от греха угрожающего. Для начинающих же, которые, подобно нам, только еще хотят благочестно жити – это необходимое вразумление, спасительное врачевство против усилившегося зла.
Будем благодушны и готовы на все за благочестие; если Господу угодно будет посетить нас скорбию, примем ее с покорностию, непрестанно молясь ко Господу не о том, чтоб скорее миновалась эта скорбь, но чтоб Он помог нам перенести ее угодным Ему образом: вмале наказаны бывшие, великими облагодетельствованы будем. Будем твердо помнить слово Господа: внидите узкими враты; яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Матф. 6:13). Претерпевый до конца, той спасен будет. Аминь.