Слово на отдание Богоявления (14/27 января). О Богоявлении как откровении Единого Бога в трех Лицах
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника – Богоявления, или Крещения Господня. Что такое – отдание? Это слово означает, что мы на этот год прощаемся с праздником, отдаем это праздничное ликование обратно в руки Того, Кто дал нам его – в руки Господа. И напоследок еще раз совершаем торжественную Литургию, как и в самый первый день праздника, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения…
Крещение Господне, или Богоявление… В этот день, как все мы, конечно, помним, Господь наш Иисус Христос впервые явил Себя миру как обещанный пророками Спаситель падшего человечества. Святой пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн видит разверстое небо, сходящего Духа Божия в виде голубя и слышит глас Божий с небес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:17), и также в этот великий день Бог впервые явил Себя людям во всей Своей полноте – как Троица единая и нераздельная.
«Крещение Христово в Иордане связано с откровением Святой Троицы человечеству. Нет откровения большего, нежели сие. Ибо чрез него обнаружена пред нами тайна Триединства Божества. Спаситель на Иордане снял печать и с этой тайны, величайшей на небе и на земле», – говорит о празднике Богоявления праведник наших дней, святитель Николай Сербский.
Конечно, и в Ветхом Завете есть указания на троичную природу Бога. Так, уже в начале Книги Бытия само слово «Бог» стоит во множественном числе (Элоим), при этом относящиеся к Его действиям глаголы (например, «сотворил») – в единственном числе. И только когда Бог обращается Сам к Себе (кстати, это тоже указание на Его единство в трех Лицах – зачем иначе Ему разговаривать с Самим Собой?), в тексте Писания использован глагол во множественном числе: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… (Быт.1:26).
И праотцу Аврааму три Ангела являются в образе трех странников и указывают на троичность Бога; Авраам же – очевидно, просвещенный свыше – обращается к чудесным гостям одновременно в единственном и множественном числе: Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите в путь свой; так как вы идете мимо раба вашего (Быт.18:3–5).
Ведь в те далекие времена, когда был заключен первый Завет между Богом и Его народом, люди еще только успели выйти из мрака язычества, ложного многобожия. Им было трудно привыкать к мысли, что Бог – Един, и что Ему нужны от людей не жертвоприношения и магические ритуалы, но дела праведности, жизнь с Ним и любовь к Нему и ближним. Сразу открыть таким людям троичность Бога – значило бы ввести их в соблазн возрождения многобожия. И потому Бог, хотя и не умалчивает совершенно о единстве в трех Лицах, все же не открывает этой тайны до конца.
Ведь не будет же разумный учитель пытаться преподать первоклашке математический анализ – сначала нужно выучить его простому счету, затем основам математики, потом – алгебре и так далее, пока дело не дойдет до начал анализа. Так же и Господь, как мудрый Учитель, терпеливо учил и воспитывал Свой народ, постепенно переходя от простого к сложному.
Ко времени пришествия в мир Спасителя народ Божий, можно сказать, уже успел перейти в «старшие классы», эти люди были подготовлены к откровению о троичности Бога многими веками единобожия. Более того, не только единобожники-иудеи, но и окружавшие их языческие народы постепенно начали приходить к идее, что Бог – един, например, подобная мысль ясно выражена у многих древнегреческих философов. И вот теперь, когда Спаситель наконец явился в мир и восстановлена разрушенная первородным грехом тесная связь между Богом и людьми, – Бог наконец открывает Себя людям во всей полноте, позволяет увидеть Себя таким, каков Он на самом деле.
В Крещении на Иордане Господь явил людям не только саму троичность Бога, но и наглядно изобразил то, о чем впоследствии христианскими богословами было написано множество томов – отношения Лиц Пресвятой Троицы между Собой.
«Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый, Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением, Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него», – объясняет пастве этот урок праздника Богоявления святитель Феофан Затворник.
Но, возможно, кто-то из вас, дорогие братья и сестры, скажет на это: «Ну, хорошо, Господь в Крещении Своем действительно явил богословам некие тайны. Но какое отношение все эти тонкости имеют непосредственно к нашей христианской жизни, жизни простых людей, которые о высоком богословии, вроде подробностей отношений между Лицами Троицы, имеют не больше представления, чем подавляющее большинство пользующихся электричеством – о природе тока и устройстве частиц? Пусть богословы и физики и обсуждают это на своих заседаниях, если им это так интересно, а мы будем просто славить явившегося в мир Спасителя!».
Звучит красиво и даже в чем-то логично, но… На деле это очень опасный, даже гибельный путь. Вот я упомянул здесь электричество, которое есть у всех нас в домашних розетках… Конечно, чтобы пользоваться им, вовсе не обязательно обладать специальными знаниями об электрическом токе – достаточно лишь соблюдать не такой уж и большой набор общих правил безопасности. Но давайте задумаемся, а возможно ли было бы подвести этот ток в наши с вами розетки, если бы физики и инженеры прежде не провели специальных исследований и обсуждений, которые нам, людям возможно не слишком искушенным в электротехнике, показались бы набором непонятных слов? И разве бытовые правила безопасности обращения с электричеством, в полезности которых вряд ли кому придет в голову сомневаться, могли возникнуть, если бы ученые прежде не изучили природу электрического тока и взаимодействие его с различными веществами и предметами?
Вот и получается, что «непонятная» и «заумная» работа ученых на самом деле имеет прямое отношение к нашей с вами жизни, к нашему благополучию и безопасности!
Все то же самое справедливо и в отношении догматов – таких, как догмат о Троице. Ведь они непосредственно определяют самую суть нашей веры; определяют то, во что и, главное, в Кого мы верим. Даже каноны применимы не ко всем (например, монаха вряд ли напрямую касаются каноны о браке и степенях родства, а семейным людям вряд ли придется соприкоснуться с различными нюансами пострига) – но догматы касаются каждого. Они оказывают и всегда будут оказывать определяющее влияние абсолютно на все стороны христианской жизни, хотим мы этого или нет.
Да, многое из этого сложно, а подчас и невозможно понять без специальной подготовки. Но это не значит, что нам, простым людям, вовсе не нужно знать догматы. Наоборот – Церковь прямо требует от нас знать основные из них! Так, например, догмат об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, а не от Бога-Сына каждый православный христианин повторяет, произнося Символ веры. Неприятие этого догмата некогда стало главной причиной отделения римо-католичества от Православной Вселенской Церкви, а значение его для всего христианского учения, полагаю, очевидно, ведь если признать, что Дух исходит как от Отца, так и от Сына, в учении о Едином Боге-Троице неизбежно появляется оттенок иерархичности, когда одна из Его Ипостасей как бы поставлена в отчасти подчиненное положение по отношению к двум другим (как и получается в католическом учении). А это ведь очевидно нарушает принцип единобожия.
Вообще, на понятие Бога-Троицы любят указывать противники христианства, утверждая, будто христиане только называют себя единобожниками, а на деле прикрывают этим словом самое настоящее язычество, ведь у христиан, получается «три Бога»! Иногда подобные недоумения смущают и самих христиан… Ведь одна из первых заповедей, данных Богом человеку, звучит как Слушай, Израиль: Господь Бог наш – Господь единый! (Втор.6:4).
Если знать и помнить суть православного Троического догмата, подобные недоумения легко разрешаются. Господь, Которому поклоняется Церковь – это не «три Бога», а один и Тот же Бог, единый в трех Лицах-Ипостасях. Ведь и в приведенной выше заповеди использовано древнееврейское слово «эхад», означающее не только «один», но и «единый, соединенный», а не «йилкод» – «единичный». То есть уже в самой ветхозаветной заповеди, наряду с понятием о том, что Бог Один, заложено это единство в трех Лицах! И пусть единство это трудно объять человеческим умом (ведь природа Бога неизмеримо выше человеческой), но примерно представить ее себе можно. Так, например, святой Патрик, просветитель Ирландии, в ответ на недоуменные вопросы своей паствы о Троице указывал на Солнце, от небесного светила исходят свет и тепло, да и само небесное тело можно наблюдать на небе, и тем не менее все это (свет, тепло и небесное тело) – одно и то же Солнце! И если такое возможно для одного из творений, то тем более возможно для Самого Творца.
Никто из подлинно православных богословов, рассуждая о тайне Троицы, не пытался кощунственно разделить Ее на «три Бога». Напротив, православные святые постоянно подчеркивают, что Бог – одновременно Один и Троичен. Вот, например, как поэтически описывает это единство святитель Григорий Богослов: «Не успею помыслить о Едином, как озаряюсь Тремя. Не успею разделить Трех, как возношусь к Единому. Когда представляется мне Единое из Трех, считаю это целым; Оно наполняет мое зрение, а большее убегает от взора. Не могу объять Его величие, чтобы к оставшемуся прибавить большее. Когда соединю в умосозерцании Трех, вижу Единое Светило, не умея разделить или измерить соединенного Света».
О том же пишет и священномученик Мефодий Патарский:
«Едино царство Отца и Сына и Святого Духа, как и едино существо, и едино господство. Поэтому мы и поклоняемся единым поклонением Единому Триипостасному Божеству, безначальному, не созданному, бесконечному и вечному».
Вторит им и святитель Иоанн Златоуст, отметая всякие поползновения еретиков привнести в тайну Троицы какой бы то ни было оттенок иерархичности, разделения:
«Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что, где представляется говорящим один Отец, там подразумеваются вместе и Сын и Дух Святой; где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святой, там действует и Отец – не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение Истины».
Обратим, дорогие братья и сестры, особенно пристальное внимание на слова Мефодия Патарского: «поклоняемся безначальному, не созданному, бесконечному и вечному». К сожалению, даже многие воцерковленные православные христиане, ленящиеся изучать собственную веру, считают, будто Христос – это некий «новый Бог», Который появился специально для христиан, а до того вовсе не существовал. Но ведь такие воззрения – откровенно еретичны, они нарушают принцип единобожия и слова Самого Бога: Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (Ис.43:10).
Православная Церковь учит, что Бог-Сын – это все Тот же безначальный Бог, Он не был создан в историческое время, то есть не появился позже Отца, за несколько лет до Богоявления, но был изначально, еще до творения мира. «Нет в Троице ни сотворенного, ни служебного, ни привходящего, чего не было бы прежде и что вошло бы после, ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но Троица непреложная, неизменная и всегда одна и та же», – пишет об этом святитель Григорий Неокесарийский.
Подробнее разъясняет это в своих трудах преподобный Иоанн Дамаскин, пламенный защитник Православия: «Относительно рождения Сына нечестиво говорить, что в середине (между рождением и нерождением Его) протекло время и что бытие Сына наступило после Отца… Поэтому всегда сущий Бог рождает Свое Слово, Которое – совершенно, без начала и без конца, чтобы не рождал во времени Бог, имеющий высшие времени и природу, и бытие… Если же говорим, что Отец – начало Сына и больше Его, то не показываем, что Он первенствует над Сыном по времени или природе (Ин.14:28), ибо через Него Отец веки сотворил (Евр.1:2). Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если не относительно причины, то есть потому, что Сын рожден от Отца, а не Отец от Сына, и потому, что Отец естественным образом – причина Сына; подобно тому как не говорим, что огонь выходит из света, но, что лучше, свет – из огня».
Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы прощаемся с праздником Крещения Господня. Но явленные в этом празднике Божественные тайны навсегда остаются с нами. Мы должны знать их, помнить – и быть достойными их. Об этом напоминает нам святой апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении: Крещение – не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести – спасает нас воскресением Иисуса Христа (1Пет.3:21).
Да, тайна Троицы открыта нам в Богоявлении не для того только, чтобы обогатить наши знания или чтобы нам было о чем рассуждать в умных богословских книгах. Прежде всего, это откровение, как и любое Божественное откровение, призвано научить нас любви. Ведь если подумать, без троичности Бога лживыми оказались бы слова евангелиста Иоанна: Бог есть любовь! (1Ин.4:8). Да, Бог – вечен и неизменен; Он был еще до того, как появился наш мир. Кого же Он любил до первого дня творения? Как может существовать любовь без объекта любви? И разве мог неизменный Бог – измениться после творения, сначала не быть любовью, а потом стать ею?
Ответ на эти недоумения содержится в Троичном устроении Бога. Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы.
Мы, люди, единственные из всех живых существ созданы по образу и подобию Бога – а значит, должны быть подобны Ему в этой любви. А также должны не ронять, но, напротив, умножать свое божественное достоинство, взращивая в сердце угодные Творцу добродетели и приближаясь к Нему, насколько это возможно.
Как сказал об этом святитель Феофан Затворник: «В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа (1Пет.1:2). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и таким образом получив вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, прилагая к сему все старание, поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться без успеха и плода в познании Господа и не заградить себе вход в вечное Царство, к которому призваны (2Пет.1:5, 8, И)».
Да станет для каждого из нас нынешний день отдания праздника – не концом, но началом подлинного Богоявления в нашей жизни, душе и сердце!
Аминь.