Слово на отдание Благовещения Пресвятой Богородицы. О свободной воле и еще раз о смирении Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие во Христе братья и сестры!
Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы провожаем праздник, прощаемся с ним – до следующего года, словно бы исполняются на нас слова Евангелия: И отошел от Нее Ангел (Лк.1:38).
Но не только для того, чтобы попрощаться с праздником, установила Святая Православная Церковь дни отдания праздничной радости. Смысл таких «проводов», прежде всего, в том, чтобы еще раз как следует задуматься о тех важных духовных уроках, которые преподал нам уходящий праздник. Ведь основная цель всех без исключения православных христианских празднований – не только и не столько обычное земное веселье, вкусная еда, послабление поста или «народные гулянья»; каждый праздник призван чему-то учить, о чем-то напоминать – о чем-то очень важном для нашего спасения. Христианство, даже веселясь, воспитывает человеческую душу, помогает ей возрастать и восходить от силы в силу (Пс.83:8) и от славы в славу (2Кор.3:18).
Конечно, смысл праздника Благовещения – как и других великих праздников Православия – слишком глубок и обширен, чтобы можно было полностью раскрыть его в одном кратком слове. На эту тему написано немало проповедей и книг, да и мы с вами уже говорили о многих вещах, связанных с Благовещением, в сам праздничный день. Поэтому сегодня мне хотелось бы напомнить лишь об одном – из числа самых важных – духовных уроков Благовещения. Об уроке подлинно христианского смирения и доверия Богу, без которых невозможна истинная вера. Как прекрасно сказал об этом в своем Слове на Благовещение святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она – человек… Что возвысило Ее на такую высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели, смирение, чистота и пламенная любовь к Богу».
Да, главное совершенство, явленное в событии Благовещения – Ее великое смирение.
Священное Предание сохранило для нас драгоценное описание земного облика Пречистой: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскуственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением», – пишет церковный историк Никифор Каллист.
Нет нужды пересказывать здесь события Благовещения – все мы слышали в храме за Литургией повествующий об этом евангельский отрывок. Но стоит повнимательнее прислушаться и присмотреться к словам Пресвятой Девы, произнесенным ею в ответ на благую весть Архангела Гавриила – к словам, которые мы, действительно, перечитывали так много и часто, что они «примелькались», и великий их смысл как бы потерялся, скрылся за общим чудесным антуражем ангельского явления.
А между тем в этих словах – особенно в последних, после которых отошел от Нее Ангел – как раз и заключается для нас, пожалуй, самая суть вспоминаемого нами в эти дни события.
Вот Я, раба Господня – да будет Мне по слову твоему. Какое величайшее смирение перед волей Божией, какое безграничное доверие Ему звучит в этих словах! Совсем еще юная девушка – а Марии в то время было, скорее всего, никак не больше четырнадцати лет – доверяет Своему Творцу без каких-либо оговорок. У Нее нет и тени сомнения, для Него невозможного нет, и раз Он сказал, что то или иное событие произойдет – значит, оно действительно может произойти. И одновременно Она уверена, Бог есть высшее Благо и источник всякого блага, а значит, если Ему что-то угодно – это «что-то» несомненно благое, причем самое лучшее из всего возможного, даже если кажется невероятным и парадоксальным. Пожалуй, и среди зрелых и опытных людей немного найдется таких, кто мог бы сравниться в этой духовной мудрости с юной Маркам…
Вспомним, например, как отреагировала святая праматерь Сарра, когда Бог возвестил ей и праотцу Аврааму, что им предстоит зачать сына, несмотря на глубоко преклонный возраст? Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар (Быт.18:12). Пророки, несмотря на свое вышнее избрание и духоносность, будучи такими же, как мы, людьми и наследниками Адама, также часто пытались ослушаться «странных» решений Бога и даже спорили с Ним! Прекословил Богу пророк Моисей «на воде пререкания». Или, например, пророк Иона решил убежать от Бога (вот уж поистине немудрое решение!), вместо того чтобы идти с проповедью в нелюбимую им Ниневию, в покаяние которой лично он совсем не верил (а Бог не просто верил, Он знал – и ниневитяне впоследствии действительно покаялись, посрамив недоверчивого пророка). А всего лишь несколькими строчками выше евангельского рассказа о Благовещении Пресвятой Богородице мы находим рассказ о другой благой вести, возвещенной Архангелом Гавриилом священнику Захарии – о том, что у него, уже старика, и его не менее пожилой супруги Елисаветы родится сын, которому предстоит стать великим пророком. Обе ситуации очень и очень похожи между собой – вот только Захария, старый и опытный человек, к тому же священнослужитель, в отличие от юной девушки Мариам… не поверил Богу и Его вестнику-Архангелу! За что и был наказан временной немотой, разрешившейся лишь с рождением обещанного сына – будущего Крестителя и Предтечи Господня Иоанна: Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время (Лк.1:19–20).
Итак, Пресвятая Дева Своим смирением и верой превзошла многих великих праведников! Не случайно один из древних отцов Церкви, святитель Афанасий Великий, в своем толковании на Евангелие от Луки называет ответ Марии Гавриилу – ни много ни мало – исповеданием веры:
«Всесвятая Дева, сказав: се раба Господня, да будет Мне по слову твоему, выразила этим следующее: «Я – скрижаль, на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет». И Ангел, приняв от всесвятой Девы это исповедание веры, отошел от Нее».
Древнему святителю-исповеднику вторит его далекий духовный преемник и собрат, святитель Филарет Московский, в своем Слове на Благовещение: «Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк.1:38). Вот слова земные, но которые, подобно Небесным, чище искушенного серебра, вожделеннее золота, дороже драгоценных камней. Вот сокровище, которого пять тысяч лет Небеса искали на земле и которое открыть послан был один из ближайших предстоятелей Небесного престола! Подлинно, Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного благовещения, но и искал услышать от Нее ответное слово согласия. Когда он только произнес слово приветствия: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах (Лк.1:28), благовещение о Спасителе мира почти уже совершилось, потому что этим была ознаменована и указана Матерь Господня… искомое сокровище открыто. Радостным благовещением с Неба вызвано благовещение от земли Небу – благовещения, взаимно желанные. Небесное посольство достигло своей цели».
Но почему же тогда – возможно, спросите вы – Мария не сразу произнесла эти заветные слова? Почему Она сначала спросила Архангела: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк.1:34). Разве это не то же самое недоверие, что у Сарры и Захарии?
Нет, это – совсем другое. Вспомним истории вышеупомянутых праведников, им предстояло зачать и родить детей совершенно естественным способом, пусть и в преклонных летах. Но ведь Господь властвует и над Им же Самим установленными законами природы – значит, для Него вовсе не трудно сделать так, чтобы даже пожилая женщина смогла зачать и выносить ребенка. К тому же священник Захария, прекрасно знавший Писание, не мог не помнить историю праматери Сарры… И тем не менее в его ответе Архангелу так и сквозит недоверчивость: По чему я узнаю это? (Лк.1:18). То есть – «чем докажешь, что говоришь правду?» И это – в ответ Архангелу, посланнику Самого Бога!
Однако разве таким тоном переспрашивает Архангела Мария? Нет, Она всего лишь хочет уточнить, каким же образом это произойдет? Ведь в истории еще не бывало примеров, чтобы дети рождались без участия мужчины – значит, «Богу угодно, чтобы Я оставила Свое намерение хранить девство и вышла замуж по-настоящему?».
Иными словами – Мария просто хочет узнать, что именно требуется от Нее. В самих же словах посланника Небес Она не сомневается ни мгновения. И как только Гавриил подробно объясняет Ей: что произойдет – Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя – сразу же дает свое смиренное согласие, полное безграничной веры во всемогущество и благость Бога. Уточняющий же вопрос – свидетельство того, что согласие Марии стать Матерью Бога действительно было добровольным, обдуманным.
Да, добровольный выбор, добровольное согласие – это было важно подчеркнуть евангелистам, повествующим о великом событии. Более того – это было важно услышать Ангелу-вестнику и Самому Богу! Обратите внимание на слова святителя Филарета Московского о Благовещении, которые мы приводили чуть выше: «Архангел Гавриил… искал услышать от Марии ответное слово согласия». И преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Воплощение начало совершаться лишь после того, как было получено согласие Марии стать одушевленным Храмом Бога Слова:
«После того, как Святая Дева выразила Свое согласие, по слову Господню, возвещенному Ангелом, сошел на Нее Дух Святой, очистил Ее и даровал Ей силу как принять в Себя Божество Слова, так и родить. Тогда осенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, ипостасная Премудрость и Сила Всевышнего Бога, единосущный Отцу, и из непорочных и чистейших Ее кровей образовал Себе начаток нашего состава – плоть, оживленную душою мыслящею и разумною, – не через оплодотворение семенем, но творчески, через Святого Духа».
Почему же это так важно? Ведь Бог всемогущ, Он – Царь Вселенной; разве не мог Он просто воплотиться через выбранную Им праведницу, не спрашивая Ее согласия? Почему Ему оказалось необходима эта добровольность?
Потому, дорогие мои, что свобода – один из главных даров Бога сотворенному Им человеку. Свобода воли и разумного выбора – одно из наших отличий от животных, в жизни которых очень многое подчинено непреложным велениям инстинкта. В этом мы, люди, подобны Самому Богу, являем собой Его образ. Ведь Бог – не только Творец, Он – любящий Отец, Сама Любовь. Подумайте сами, братья и сестры, чего бы вы хотели больше, чтобы ваши дети любили вас по доброй воле, потому, что вы им действительно дороги – или потому, что у них нет другого выбора, например, из страха наказания? Думаю, ответ очевиден… Так же и Бог безгранично дорожит нашей с вами свободой и не насилует нашу волю, даже если наш выбор – увы – противоречит Его заповедям и Его любви. Ради того, чтобы у человека был выбор, Бог поместил в райском саду древо познания – хотя и знал, что Адам может пасть; ради этого же Он ждал от пророков добровольного ответа: вот я, пошли меня (Ис.6:8) – хотя и знал, что они могут отказаться, как Иона; ради этого же Он устами Гавриила не требует от Марии стать Его Матерью, но просит и разъясняет… Бог не хочет, чтобы Ему поклонялись безвольные истуканы – Ему нужны разумные, мыслящие, искренне любящие Его дети.
«Да будет испытана свобода человека, его послушание и его смирение. Да будет искушена мудрость человека. Да будет искушено сердце человека. Да будет искушена воля человека. Ибо, если бы не было искушений, не было бы и свободы. А не было бы свободы – не было бы и людей как людей, но было бы в мире лишь два вида камней, неподвижные камни и движущиеся камни», – говорит об этом святитель Николай Сербский в своем Слове на Благовещение.
Так ценит Бог человеческую свободу и добровольный выбор, что, по слову святых, само Воплощение не могло бы совершиться, если бы Мария ответила отказом! То есть Ее согласие было не просто формальностью, а непременным условием всеобщего спасения.
Вот что говорит об этом, например, святой праведный Николай Кавасила: «Когда же назначенный срок настал, и приступил к Ней небесный вестник, Она и поверила, и вняла, и приняла на Себя служение; и было все это необходимо и безусловно требовалось для нашего спасения, а если бы не было с Ее стороны такого ответа, то ничего больше не случилось бы с людьми. Ибо если, как я сказал, Блаженная [Дева] не подготовила бы Себя, то не оказалось бы возможным, чтобы Бог благосклонно обратил взор Свой к человеку и пожелал снизойти, в отсутствии того, кто бы Его принял и смог послужить Домостроительству [спасения]. Итак, если бы Она не уверовала и не изъявила согласия, то не мог бы быть приведен в действие совет Божий относительно нашего спасения. И это ясно из следующего: Гавриил, обратившись к Деве с приветствием Радуйся, и назвав Ее благодатной, возвестил Ей все относящееся к таинству спасения. И пока Дева старалась уразуметь образ чревоношения, Бог не сходил еще. Когда же обрел Ее послушной и принимающей предложенное, все дело тотчас было совершено, Бог облекся в человека, и Дева стала Матерью Творца… Бог, научив и убедив Ее таким образом, делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от знающей об этом и желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно, чтобы Она стала Матерью по желанию и доброй воле, чтобы Она не просто соучаствовала, как что-либо из того, что движется по воле другого, но, будучи привлеченной к делу Домостроительства, Сама принесла Саму Себя и стала соработницей Богу в промышлении о роде человеческом, так чтобы быть имеющей долю и участницей в связанной с этим чести».
Согласие Марии было необходимо еще и как свидетельство того, что Она действительно достойна стать Матерью Спасителя, выступить как бы от лица всего человечества – некогда падшего от своеволия, гордости и самомнения, а теперь, напротив, в смирении и чистоте вверяющего себя воле Бога. Се, творю все новое (Откр.21:5) – и Богоматерь должна была являть Собой образ нового, подлинно святого и чистого человека, подобные которому и будут все спасенные из рода людского в грядущем Царствии, когда дело всеобщего спасения будет окончательно завершено.
«Великий Архангел Божий является Деве, ибо чрез Деву Чистую, Пречистую, надлежит пройти и прийти Начатку нового мира, Нового Творения. Новый мир должен быть сама непорочность, сама чистота, в противовес ветхому, истлевшему миру, который стал нечистым из-за своего упорного непослушания Творцу своему… [Слова Марии] выражают величайшую готовность к послушанию и полнейшее смирение. Столь мудрый ответ могло дать только сердце преисполненное чистоты, потому что в такое сердце истинная мудрость охотнее всего и изливается. В час своего искушения в Раю Ева мгновенно забыла такой язык. Ибо в час своего искушения она приклонила слух к речам сатаны, и ее сердце во мгновение ока осквернилось, а по причине нечистоты и мудрость из него удалилась. От гордости и непослушания осквернилось сердце Евы и помрачился ум ее; от гордости и непослушания Богу погиб ветхий мир, обезобразился род человеческий, была обездолена вся тварь. На смирении и послушании будет созидаться новый мир», – говорит святитель Николай Сербский, один из величайших подвижников и богословов XX века.
Дорогие во Христе братья и сестры! Свобода воли – прекрасный, великий, но и очень ответственный дар. Делая выбор, мы можем спастись и вознестись на величайшие высоты духа – но можем и погибнуть, если наш выбор будет неверным, противным воле Божией. Как сказал еще в IV веке святитель Афанасий Великий: «Бог не спасает нас без нас», – а это значит, что надеяться, будто спасение придет «автоматически», без каких-либо усилий с нашей стороны, просто потому, что «Бог нас создал, вот пусть теперь и спасает» – чистой воды неразумие. Нет, для спасения необходимо, чтобы мы сами искренне стремились к Богу, делали все зависящее от нас, чтобы соединиться с Ним уже в земной жизни, а следовательно – на небесах, и старались по мере данных каждому сил вести духовную жизнь, трудиться над своей душой, искоренять из нее греховные страсти и взращивать добродетели. Но есть у богоданной свободы и другая сторона – диавол тоже не может погубить нас без нашей воли и согласия! Если мы, уповая на Бога, будем раз за разом отказываться идти за диаволом, выполнять его злую волю и в большом и в малом – он ничем и никогда не сможет нас к этому принудить, ему останется только беситься в бессильной злобе, а наша душа так и останется ему недоступна. Избрать добро и отринуть зло, предпочесть вечную жизнь смерти – всецело в нашей воле!
Но что же именно должны мы делать, чтобы следовать за Воплощенным Добром, то есть за Христом? Будем стремиться по нашей свободной воле приобретать смирение. Поэтому святой Иоанн Кронштадтский пишет:
«Возлюби и глубоко насади в сердце своем и ты, христианин, боголюбезное смирение; стяжи и ты всеусильными трудами всей жизни чистоту сердечную – постом, молитвами, богомыслием, слезами, особенно же частым и достойным причащением Святых Таин Христовых; возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви; о Нем всегда размышляй и о Его чудных делах; Им живи и дыши; Им питай душу свою; в Него облекись; Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся; Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых; что ни делаешь, делай все с мыслию о Нем и ради Него… Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь… возлюби смирение и вознесет тебя Господь».
Да станет нынешний святой день начатком благого выбора и спасительного пути для всех нас в Небесное и Вечное Царство Бога и Отца, Которому вместе с Его Единородным Сыном и Святым, Благим и Животворящим Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.