Проповеди на праздники:


Слово на освящение храма в селе Богодаровке

Или о церкви Божией не радите? (1Кор.11:22).

Так писал апостол коринфским христианам! Но к чему в сем храме упрек нерадению? Здесь радеют о церкви Божией не по примеру других, а в пример другим. Прекрасен величественный сей храм Божий, воздвигнутый благочестивым храмоздателем. Возвышенны и чувства его о храме. В завещании детям, объявил он храм Божий стражем и хранителем, как своей воли о потомстве, так и счастья потомства. Не высокие ли это мысли о храме? Не твердая ли это вера в живущего во храме? Попечитель о храме будет попечитель и о счастье потомства. Здесь столько же надежд на счастье потомства, сколько и веры в могущество невидимого Владыки храма. Воля родителя говорит потомкам – соблюдать любовь между собою, не начинать ничего похожего на вражду. Для воли о любви лучший страж – храм Бога любви. Бог любви, нет никакого сомнения, с благоволением призрел на заповедь о любви, й потомство будет видеть на себе благословения его, если последует чувствам благочестивого предка.

Так, упрек апостольский нерадящему о храме служит похвалою благочестивому и рассудительному создателю храма.

Но те, которые имеют посещать храм, могут ли быть уверены, что не коснется их когда-либо упрек апостольский?

Слова апостола относятся и к нерадящим о создании храма, но они преимущественно относятся к тем, которые уже пользуются или имеют пользоваться храмом. Рассмотрим ближе упрек апостольский.

Коринфские христиане, к которым писан апостольский упрек в нерадении о храме, принося в храм хлеб и вино, употребляли остатки приношений на трапезе любви без порядка, без рассуждения, с пренебрежением к бедным, по прихотям плоти и гордости житейской. Чтобы дать почувствовать им неприличие такого поведения, апостол обращает внимание их на высокое значение храма. Еда домов не имате, во еже ясти и пити? Или о церкви Божией не радите? говорит он им. Апостол противополагает место, куда собирались верующие для литургии, простым домам. По его рассуждению, храм вовсе не то, что простой дом. Сколько последний обыкновенен в ряду других житейских вещей, обыкновенен до того, что в нем можно есть и пить, столько храм далек от всего обыкновенного, далек до того, что апостол с негодованием отвергает возможность того, чтобы в нем можно было устроить трапезу в угоду слабостям человеческим. Необыкновенное назначение храма апостол считает известным для коринфян, по собственному их опыту: они сами собирались в храм для возношения молитв, для совершения таинственной вечери. И, известным для них назначением храма, он убеждает их соблюдать особенное благоговение к храму. Или о церкви Божией не радите? обличая, вопрошает апостол. Поймите чувство, с каким отзывается апостол о не уважающих храма. Он говорит с негодованием; следовательно, сам он исполнен глубоким благоговением к храму. Это уважение свое он и прямо дает видеть, называя храм церковью Божией. Прежде исключил он храм из числа простых домов; теперь он вносит его в число самых высоких предметов. Он называет храм молитвы церковью Божией, не столько потому, что в него собираются верующие, которых в другом месте называет он храмом Божиим, сколько потому, что самое освящение верующих зависит от таинств, молитв и поучений, совершаемых в храме. Обличая коринфян в небрежении о храме, он как бы так говорит: вы сами знаете, что храм есть церковь Божия, дом, не только посвященный имени Божию, но и освященный присутствием благодати Божией в таинствах, освященный не только молитвами священными и словом Божиим, но и, испрашиваемою чрез молитвы, силою Божией. Как же вы, зная это, дозволяете себе поступать так, как будто бы храм был простым домом? Ужели вы стали так худы, до того развратились, что оказываете пренебрежение даже к церкви Божией? Или о церкви Божией не радите?

Из сего обличения апостольского вы видите, слушатели, что еще при апостолах, как и ныне, верные отделяли для молитвы и тайн особенные храмы и называли их не какими-либо простыми, именами, а церквами Божиими. Пусть же это будет утешением для заботящихся об устроении и украшении храмов! Пусть это будет обличением праздному легкомыслью, дозволяющему говорить себе и другим о позднем или произвольном происхождении храмов!

Апостольское наставление предписывает оказывать благоговейное почитание церкви Божией. Оно, как наставление не человеческое, освящает для всех времен правила не только посещать храм Божий, но посещать его с благоговейным вниманием.

Если апостол обличал неблагоговейное поведение в храме, то это самое показывает, что он желал, чтобы благоговейно ходили в храм. Да и если устроились храмы при апостолах, если, по примеру апостольскому, устрояются они и ныне, то, конечно, для того чтобы верующие приходили и освящались в храмах. Не строят же дома с тем, чтобы стоял он пустой, без употребления. Иногда отговариваются от посещения храма то нездоровьем, то недосугами домашними. Но что важнее – недосуги ли ваши, или заповедь апостольская, устроившая для вас храм? Какая надежда на успех в делах, когда презирают храм Божий и не ищут благословения Божия? Труд не в прок, работа без пользы; а за презрение к дому Божию, к дому благодати и сил небесных ожидайте одного гнева небесного. Ты не совсем здоров? Но для того-то и иди в церковь, чтобы получить здоровье. Там благодать Божия – самое верное врачевство против всех болезней, не исключая и лености твоей к добру.

Апостольское правило велит посещать храм Божий с благоговением. С сильным негодованием восставал апостол против неблагоговейно присутствовавших в храме. Опасайтесь обратить на себя негодование апостольское. Если коринфяне, из которых иные облечены были даром чудес, другие пророчествовали, или, не учась, говорили иностранными языками, – если они, которые владели такими дарами Духа святого, не избежали негодования апостольского за непристойное поведение в храме: чего ожидают себе люди нынешнего времени, пренебрегающие храмом? Что делают они с храмом? Пред лицом Божиим в храме, как на торжище, толкаетесь, шумите, разговариваете, смеетесь, волнуетесь мыслями – то суетными, то нечистыми: что вы делаете?

Какой суд вызываете против себя? И без того очень мало доброго за душою, и без того только в храме и могли бы получить кое-что для бедной души своей; а еще умножают против себя гнев Божий. Несчастные!

Не так, совсем не так надобно стоять в храме Божием. Вы слышите в храме – молитвы, псалмопение, учение. Прекрасно учреждено, что все это слышите вы без вашего труда. Но вам остается слушать с благоговейным вниманием. Вонмем! возглашает вам служитель церкви. Мало, если слышит только ухо твое. Надобно, чтобы слышало сердце, надобно, чтобы молитва церкви стала молитвою души твоей. Когда читают здесь слово Божие, то можешь понять, что читают его не для стен, а для тебя, для пользы души твоей. Слово Божие – слово вечного спасения. Не пропускай же его помимо тебя легкомысленно; принимай сердцем твоим семя спасительное, чтобы впоследствии принесло оно плоды достойные его – желания и дела благие. Когда слышишь церковное псалмопение: повторяй мыслями хвалы Богу, воспевай и пой в сердце твоем Господеви, как велит апостол (Еф.5:19). Когда читают поучение, не говорите: «мы люди простые, где нам понять это?» Поймите, если будете стараться понимать; потому что учение Христово назначено для всех, а не для одних ученых; оно даже доступнее для простых сердец, чем для умов гордых. Если же вы не понимаете его, то это не от простоты вашей, а от небрежения о душевном спасении, от рассеяния и лени.

Призри с небесе, Боже, посети виноград сей и утверди и, его же насади десница Твоя! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх