Слово на освящение храма в честь иконы Божией Матери Казанской, что в Казенной, 1833 г.

Слово на освящение храма в честь иконы Божией Матери Казанской, что в Казенной, 1833 г.

Он же глаголаше о церкви тела Своего. (Ин. II. 21).

Сии немногие слова Святого Евангелиста Иоанна заключают в себе много духовного учения и могут вести нас к размышлениям приличным настоящему случаю обновления храма.

Призовем Духа истины, да отверзет нам дверь слова. Дабы лучше войти в истинное разумение приведенного изречения полезно будет обратиться прежде всего к тому происшествию и к тем словам Самого Иисуса Христа, на которые сие замечание сделано Евангелистом. Некогда вошел Иисус Христос в храм Иерусалимский и, найдя в нем продающих овец, волов и голубей для жертвоприношений, и разменивателей денег для подаяния в сокровище храма, бичем от вервий изгнал продающих, извергнул предметы торговли, и сказал: «возмите сия отсюду: и не творите дому Отца Моего домом купли» (Ин. II. 16). Если внимательно рассмотрим сие действие и сии слова Христовы: то и в них найдем высокое свидетельство о достоинстве храма. Бог сказал чрез пророка: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих : кий дом созиждете ми» (Иса. LXVI. 1)? Посему можно было подумать, что храм не достоин называться домом Божиим, так как и подлинно для Вездесущего всякий дом и мал, и низок, и не нужен.

Вот Сам Сын Божий называет храм домом Отца Своего; и Сын, без сомнения, знает, что принадлежит Отцу, и что Его достойно. Итак, слово Христово удостоверяет нас, что храм, хотя и земный, и ограниченный пространством, по благодати и по снисхождению точно есть дом Бога Небесного и Вездесущего.

Помысли же христианин! Если ты в дом чей входишь с некоторым уважением к живущему в нем, как то показывает обычай входить в дом с открытою головою, а в дом царя ты вошел бы, без сомнения, и с радостию, что допускаешься в оный, и со страхом при мысли о величии живущего в нем: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя царствующих и Господа господствующих, с какою радостью о том, что Он отверзает тебе дом Свой, с каким страхом Его ближайшего здесь присутствия, пред которым самые Серафимы покрывают лица свои! Ближайшего присутствия сказал я: ибо если бы сего не было, то имя дома Божия не имело бы значения.

Если Сын Божий не позволил делать дома Отца Своего домом такой купли, которая с одной стороны удовлетворяла потребностям поклонников храма, а другою обращена была к частной корысти человеческой; то помысли, сколько противны Богу чуждые совершенно для храма занятия, которые мы здесь иногда себе позволяем, как то: любопытные взоры, праздные слова, мирские помышления, невнимательность к Богослужению. Кто занимается здесь не тем, для чего приходит в дом Божий, того Сын Божий осуждает на изгнание отсюда. Не обеспечивай себя тем, что я не обличу тебя и не велю изгнать: бич в руке Иисуса над главою твоею, слово Его изгоняет тебя.

Возвратимся к Евангельскому повествованию. Когда Иудеи увидели, что Иисус, еще мало им известный (потому что сие было почти в начале Его проповедания), действует во храме со властию столь необыкновенною, потому что изгоняет из оного тех, которых не изгоняли священники и сам первосвященник: то потребовали, чтобы Он, если подлинно есть полномочный посланник Божий, доказал им Свое Божественное посланничество каким-нибудь чудом: «кое знамение являеши нам, яко сия твориши» (Ин. II. 18)?

Надобно знать, что подобное требование обыкновенно Господь Иисус оставляет без удовлетворения, потому что сие народное требование чудес происходит более от любопытства, и даже от тайного неверия, нежели от искреннего желания узнать истину, и, следственно, удовлетворения не заслуживает, и как нечистое в своем начале, не ведет к доброму концу. Притом, кроткий и смиренный сердцем Иисус не любит делать чудес для Своей славы, но творил Он обыкновенно из человеколюбия, из чего слава истины выходила сама собою. А дабы совершенно удовлетворить искателям истины непритворным, и сделать безответным упорство и лукавство неверия, для сего предназначено было чудо из чудес – тридневное воскресение Христово из мертвых, без видимого Воскресителя, славно совершившееся после того, как весь состав Его, еще прежде смерти, казался безвозвратно разрушенным бесчисленными и тягчайшими страданиями. Но и о сем победоносном знамении Своей божественной силы, применяясь к тому, сколько вместить могли слышавшие, Он говорил пред народом наиболее в притчах и как бы в догадках. Например: «род лукав и прелюбодей знамения ищет: и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи» (Мф. XII. 39–40). Подобно сему, и по изгнании продающих из храма, требовавшим знамения Иудеям, Он сказал: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин. II. 19).

Что сие сказано не просто, Иудеи могли бы догадаться из того, что Господь сказал: «разорите». Иудеи без сомнения не захотели бы сами разорять «церковь сию», т. е. храм Иерусалимский. Но люди плотские по жизни, по делам, обыкновенно, и понимают все плотским образом. Как речь шла о церкви или храме, то Иудеи о сем самом храме и поняли оную, подумали, что Иисус предвещает разорение и построение храма в три дня, и из сего нелепого понятия извлекли еще более нелепое возражение. Как можно в три дня построить храм, который строился сорок шесть лет? «Четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и ты ли треми денми воздвигнеши ю» (Ин. II. 20)? Как будто чудеса, для Вечного и Всемогущего Бога, можно уничтожить и сделать невозможными посредством ничтожного недочета человеческих лет и дней.

Когда Святой Иоанн вписал в Евангелие пророчество Господне о тридневном воскресении, сказанное притчею, и неправильно иудеями понятое: тогда, чтобы противопоставить ложному толкованию истинное, и устранить всякое недоразумение, Он присовокупил следующее замечание: «Он же глаголаше о церкви тела Своего», т. е. слова Иисуса Христа – «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю», относились не ко храму Иерусалимскому, но ко храму собственного тела Его и означали, что Иудеи храм тела Его разорят страданиями и крестною смертию, но что Он воссозиждет храм тела Своего славным тридневным воскресением из мертвых. Мы несколько долго достигали сего разумения словес Божественного Учителя и Его возлюбленного ученика: но, может быть, сие не бесполезно будет, дабы следующие за сим размышления приняты были не как наше произвольное мудрование, но как поучение, почерпнутое из истинного разума словес Христовых.

«Он же глаголаше о церкви тела Своего». Иисус Христос говорит о Своем теле, и назвал оное церковью или храмом Божества. Почему? Ответ на сие вполне удовлетворительный представляется в изречении Апостола Павла: «яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. II. 9).

Где Бог обитает всею полнотою Своего Божества, там, без сомнения, есть и храм Его в высочайшей степени святый. Но если Господь нарек тело Свое храмом, по сходству с ним, и если сходство сие состоит в обитании полноты Божества: то какое высокое понятие подает Он нам чрез сие о храме! Итак, храм Божий и божественное тело Христово подобны между собою. Итак, в храме обитает полнота Божества, подобно как и в теле Христове.

Помысли, христианин, где ты находишься теперь с той минуты, как силою благодати, в молитвах призванной, в таинственных знамениях пришедшей, «освятил есть селение Свое Вышний» (Пс. XLV. 5). Ты ближе еще здесь к Богу, нежели как близки бывают в доме к его домовладыке; ты пред самою полнотою Божества. Как в теле все исполнено силою души: так в храме все исполнено силою Божества. Бог, явивыйся во плоти, здесь не только являет, но и предлагает в пищу божественную плоть Свою, которою вы так не часто питаетесь. Дух Святый дышет здесь в таинствах. Исполнение Божества в теле Христовом было столь преизобильно, что «весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся» (Лук. VI. 19), и что даже прикосновение к краю риз Его исцелило кровоточивую. Подобное сему и во храме, при одном прикосновении веры к святыне, может исходить от нее сила, исцеляющая духовно и телесно. Все видимое и совершаемое здесь, священные знамения, изображения, обряды составляют как бы священную ризу Христову, истканную церковью, проникнутую Его невидимою силою, производящую на приближающихся и прикасающихся с верою действие благотворное и спасительное.

О Боже! толико же дивный в Твоем безмерном снисхождении, как и в Твоем превознесенном величии! Ты неприступен даже горним силам в Твоем величии; а между тем так доступен земнородным в Твоем снисхождении. Созерцание чистых духов не объемлет Твоего света и славы; а между тем Ты находишь средства дать бренному человеку осязать и вкушать Твою благость и силу. Как «возлюбленна» и земная «селения Твоя, Господи сил! ...Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе (Пс. LXXXIII. 2–3). Благословенна слава Господня от места Его» (Иезек. III. 12). Братия! И небеса не имеют сокровища лучше того, которое имеем мы здесь в храме, именно существенное благодатное присутствие Божие, действующую благодатную силу Божию. Довольно ли мы ценим сие сокровище? Довольно ли пользуемся оным для нашего блаженства!

Случается замечать с прискорбием, что тогда как праздничный колокол зовет в церковь, некоторые идут на торжище и на другие дела мирские, видно прямая копейка прибыли дороже для нас сокровища небесного. Говорят: нужда заставляет сие делать. А царство небесное разве не нужно? И молитва, таинства, и духовное учение для царства небесного разве не нужны?

Из шести дней один взял Себе Бог, а из сего дня не многие часы назначила церковь для общественного Богослужения, и все еще нуждаются люди во времени своем, и похищают время церковное. Иные, входя в церковь, слышат здесь осуждение, произносимое на пороки и беззакония, и, выходя, обращаются беззаботно к своим порокам и беззакониям. Чего же они хотят? Разве увеличить свое осуждение? «Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много» (Лук. XII. 47). Но, чтобы не омрачить более жалобами дня веселия и благодарности, скажу с Апостолом: «надеемся... о вас, возлюбленнии, лучших, и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще» (Евр. VI. 9–10). Труд любви виден в обновлении храма сего; и Бог не забудет оный, и пользующиеся сим храмом призовут с нами благословение свыше на душу и на дом послужившего дому Божию.

Благодать Божия да осеняет и всех с верою и любовию входящих в храм сей ныне и присно. Аминь.

* * *

* По Указателю слов и речей М. Филарета, в Чт. Общ. Люб. Дух. Просвещ., следует слово (в рукописях) на день обретения мощей Святителя Алексия, в навечерие дня Пятидесятницы, по возвращении к пастве, мая 20-го дня (1833 г.) из текста: «И да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел» и пр. (Евр. X. 24–25). Но мы не нашли рукописей, которыя имел составитель Указателя.

** Заимствуется из чтений Общ. Люб. Дух. Просвещ. кн. XIII.


Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.



Проповеди на праздники:

Наверх