Слово на Обрезание Господне и в новолетие
В руку Твоею жребий мой (Пс.30:16).
Еще прежде, чем зачат был во чреве пренепорочной Девы Божественный Младенец, ангел небесный назначает Ему имя – Иисус. Вечный Отец прежде, чем послал вечного Сына Своего в грешный мир наш, не только назначил Ему имя для земли, но определил и весь путь Его земный, от Вифлеема до Голгофы, от яслей и до гроба.
Оставляя за собою год прошлый, и вступая в год новый, думает ли кто из нас, что и прошлый и грядущий жребий наш не определен тем же Вечным! В руку Твоею жребий мой, говорит пред Вечным царственный пророк. Оглянемся на год протекший, подумаем о будущем, чтобы узнать жребий наш. Это и нужно; это и должно. Твое имя, Владыко наш – Иисусе, созвало нас ныне в храм сей; Твоим именем начинаемыми год наш новый. Да будет благодать Твоего имени с нами!
Что видит взор наш в нашем прошлом? Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его. Ни дня, ни ночи, ни часа, ни минуты нет в нашем прошедшем, когда бы десница Вышнего не благотворила нам. Все, чем жили мы, все, чем наслаждались мы, – пища, питье, одежда, кров, свет дня и покой ночи, – все Его, о Нем живем и движемся и есмы (Деян.17:28). Незримый Отец бережет чад своих среди мятежного мира. Сколько бед неожиданных отклонено, сколько ударов не допущено, сколько преград низложено! Кем? Незримою рукою. Коварный враг готовил нам беды тяжкие; но беды обратились на главу врага. Болезнь вела жизнь ко гробу, но наперекор расчетам науки обновила жизнь. Благослови душе моя Господа, избавляющего от истления живот твой, венчающего тя милостью и щедротами (Пс.102:4).
Пусть так; пусть для многих много было скорбей в прошлом, и скорби еще не кончились. Один потерял богатство, и терпит горькую бедность. Другие весь год нуждались в куске хлеба, и с концом года еще не кончились их нужды. Третий болен не год, а целые годы. Но кто знает, не скажут ли счастливому соседу: чадо, помяни, яко приял еси благая в животе твоем? О! если бы для приготовления души нашей к блаженной вечности требовалось не более, как пройтись спокойным шагом от колыбели до гроба: тогда потери земные, нужды вопиющие, болезни тяжкие были бы точно неразрешимою загадкой. Теперь совсем не то. Бедствия земные отнимают от глаз наших завесу, за которою самолюбие скрывает от нас наши грехи, нашу нищету духовную, нашу близость к погибели невозвратной. Теперь говорят нам: если вы остаетесь без наказания; то вы не дети Божии, – вы чада прелюбодеяния. Премудрый и благий Отец наш! Ты знаешь полезное для каждого из нас гораздо лучше, чем мы знаем, и никак не подашь камня вместо хлеба.
Жестока потеря, какова потеря близких сердцу, сошедших в могилу. А сколько было таких потерь в прошлом году! Там – друг нежный, здесь – вдова беззащитная оплакивают невознаградимую потерю; дета, как птенцы, кричат без матери и отца, сраженных одною косой. Там и здесь – слезы. Не осуждайте этих слез. Сам Сын человеческий проливал их при гробе Лазаря. И, однако, эта скорбь любви не должна быть скорбью не имущих упования (1Сол. 4:13). Жребий отшедших от нас также в руках Господа, как и жребий оставшихся. Аще живем, аще умираем, Господни есмы (Рим.14:8). Вы боитесь за жребий отшедших, вам хотелось бы помочь им? Можете помочь. Желания любви святой приятны Господу любви, – желаниям любви даны здесь средства делать добро для любимых, живых и за гробом. Сила крестной жертвы Сына Божия простирается с земного алтаря за гроб. На сие бо Христос и умре и воскресс и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим.14:9). Жаль осиротевших? Осмотритесь, и найдете тысячи примеров тому, как устрояет Господь судьбу сирот. Он истинно Отец сирых и Судия вдовиц.
Обращаясь от протекшего к наступающему, что можем ожидать от нового года? Темна будущность, мрак впереди нас. Мир так переменчив, земное так непостоянно, люди так не надежны! Бедный труженик земли найдет ли награду за труды свои? Богатый и общим вниманием и средствами жизни не лишен ли будет завтра же всего? Кто знает, откуда повеет холод смерти? Воздух, которым дышим, вода, которую пьем, не будут ли отравою жизни? Мы знаем, что умрем: но кто опередит кого, юный ли старца, или старец юного? Не знаем. Но и темная будущность светла с Тобою, Господи! В руку Твоею жребий мой.
Отчего не надежна будущность наша? Оттого, что взор наш обращен к земле, а не к небу; от того, что надежды наши везде, но только не у Господа. Мы хотим думать, что жребий наш в руках наших. Агрономия, медицина, экономия – обещают нам горы счастья. Бедные! как жестоко наказывает нас наша гордость. Сего дня или завтра, говорим мы, пойдем в такой-то город и пробудем там год, и станем торговать и получать прибыль; а забыли, что жизнь наша пар, готовый чрез час исчезнуть; забыли, что ход природы ни чуть не в нашей власти. Что за тем? Не сбывшиеся надежды, чем были блистательнее, тем тяжелее, тем убийственнее для души. После того, как волновались желаниями обширными, мыслями исполинскими, восторгами сладкими, – обманутой душе остается мрачное отчаяние!
Вместо того вам надлежало бы говорить: если угодно будет Господу и живы будем, тогда сделаем то или другое (Иак.4:13–16), так учит апостол. И вернее сего, успокоительнее сего нельзя ничего сказать. Какая разность, когда твердо верим мы, что жребий наш в руках Господа! Тогда ни в прошедшем, ни в будущем не может быть обмана. Тогда прошедшее служит порукою надежною для будущего. Отец небесный, Который хранил нас в прошлом, подвергал искушениям, но и спасал от них, никогда не перестанет хранить и в будущем. Он всегда – Отец наш, всегда знает нужное для нас, всегда дает полезное нам. Волос с головы нашей не упадет без Его воли. Он – всемогущий Владыка правит всем. Нет такой нужды, от которой бы не исхитила десница Его, когда восхощет. Если к Нему обращены надежды: верны надежды наши, в чем бы то ни было. Той пременяет времена и лета, даяй премудрость мудрым, и разум ведущим смышление (Дан.2:12). Конь уготовляется на брани, от Господа же помощь (Притч.21:31). Если к Нему горят сердца любовью: любящим Бога вся споспешествуют во благое (Рим.8:28). Быть может, посетят меня бедствия, быть может, стрелы врага уязвят меня. Что-ж? Он печется о нас. На Него возлагаю заботы (1Пет.5:7).
Нам ли христианам быть без надежд на Всеблагого? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за нас, может ли пожалеть что-нибудь для нас? Нам ли бояться врагов, каких бы то ни было, когда и благодать Духа святого, и сонмы небожителей, наших братьев, готовы на помощь нам? Нам ли искать, где Бог наш? Благодарение Господу! Мы не язычники, безбожни сущие в мире. С нами Бог!
Но, однако, есть же и между нами, которые и верят, что жребий наш в руках Его. От чего это маловерие, или неверие? Или не ко всем Ты близок, Господи? Быть не может. Вина в людях.
Одни живут, не думая, как живут. Жизнь их – сон: ни связи в мыслях, ни отчета в делах не спрашивай у них; в голове их мечты, в сердце – пустота. Они не думают, как и кем правится жизнь их, и что такое они сами? Увеселение, связи, забавы – вот их занятия! Привычка, пристрастие, своенравие – вот их правила! Они едят и пьют, чтобы спать, а встают с постели, чтобы пить и есть: вот процесс их жизни! К ним-то относится жалоба Вседержителя: позна вол стяжавшего его, и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна. Как это странно, что люди могут быть хуже бессловесных!
Другие умны на то, чтобы вникать в события времени, дознают причины, следят за последствиями, не оставляют без внимания ни одного случая, могут рассказать вам и свою историю и историю червя. Но дальше земли – ни на шаг, выше обихода временного – ни на фут. Их взор так полон предметами близкими, причинами земными, что причина высшая – не зрима для них. Таково состояние мудрецов языческих, таково состояние некоторых новейших мудрецов! Надменные знанием предметов разнообразных, но мелких, они растерялись сами в разнообразии диких, безжизненных мыслей своих, а мечтают, что создали вселенную помимо Творца. Жалкие не видят, что имеют дело только с мечтами своими, тогда как мир Божий с его сокровенными законами, с его невидимою причиною, вовсе не то, что их праздные помыслы. Глаголющеся быти мудри обьюродеша (Рим.1:22).
Чтобы зреть пути промысла Божия, надобно самому быть близким к Промыслу. Надобно возлюбить пути Господни, и они соделаются для нас приметны. Надобно стать близко к Господу, чтобы и Он был близок к взору нашему. Как ясно видеть то, от чего удалил я себя на необозримую даль? Как ясно видеть то, на что не охотно и кое-как смотрю я? Молитесь Господу чаще, молитесь с сердцем сокрушенным, и сердце ваше скажет вам: близ Господь призывающим Его во истине (Пс.144:18). Святые Божии не только умом, но всею душою, самою жизнью изучили пути Божии, – и пути Божии им были известны опытно. Сколько у Давида царственных забот и трудов! И, однако, тогда, как вся природа безмолвствует и покоится, он встает и размышляет о судьбе правды Божией, взявшей его от стад в царя Израилю. В полунощи восстах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея. В полночь встает, после того как уже седмерицею днем хвалил Господа (Пс.118:62, 164). Вот верный путь узнавать мановения десницы Вышнего!
Братия! обратимся еще раз к своему жребию. Для чего выпал нам жребий вступить в новый год? Ужели с тем, чтобы грешить по-прежнему? Ужели и прошлый год дан был с тем, чтобы наполняли мы дни и ночи его грехами? Все в руках Господа: но нет Его воли на то, чтобы творили мы нечестие. Следствия греха – бедствия. Казни являются меж нами по Его воле, независимо от наших желаний: но грех в нашей воле. Силы даны нам Господом: но употребление сил зависит от нас. Всеблагий помогает нам только в подвигах спасительных: а труды для греха – наше дело. И вот где особенно проявляется благость Божия – в терпении, с каким попускает она злоупотребление дарами её. Но и терпению Божию есть предел – правда Божия. По самой благости Своей всеблагий Бог не может любить зла и ненавидит грех. Грехи ваши разлучают Меня с вами, говорит Сам Он с состраданием о нас. Грехи лишают нас благодати Его. Грехи низводят на нас гнев Его. Горе сердцам коварным, вымышляющим зло для ближнего, чтобы сокрыть свои неправды и беззакония! Горе устам лживым, шепчущим погибель на невинных, в угоду страстям! Потребит Господь вся устны льстивые (Пс.11:4), глаголющие на праведного беззаконие. Братия! что, если бы 1-й день года был началом последнего суда над нами? что, если бы теперь – в сем храме – явился Судья грозный? Боже великий и страшный в гневе! погибли мы... Братия! Он медлит, медлит ожидая обращения нашего. Не замедлим же сойти с пути погибельного. Нам дано время. О, как велика благость Твоя, Господи! Нам дано время каяться и исправлять жизнь свою. Поспешим каяться, поспешим исправить жизнь свою. Каждый час, каждая минута – дороги: потому что даны со счетом, и в них потребуют отчета. Сколько истрачено сил, сколько убито времени! Употребим оставшееся во свое спасение. Что? Пагубные привычки одолели разум и волю? Недостает сил, чтобы встать и идти по пути спасительному? О! тем сильнее, тем беспощаднее надобно побуждать себя; тем громче, тем неотступнее надобно звать благодать на помощь. Проси, как нищий, проси с горькими слезами, и – нищему духом подана будет крепкая помощь. Будь бодр. Силен грех? Но – всесилен Бог, всемощна благодать Его!
Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, яко Ты всеми, иже на небеси и на земли, владычествуеши... От Тебе богатство и слава... В руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся (1Пар. 29:11–12). Аминь.