Слово на Новый год, сказанное в кафедральном соборе 1-го января 1858 года
«Сотворите себе сердце ново и дух нов»
(Иез. 18, 31).
Ныне день приветствий и благожеланий. Мы приветствуем друг друга с новым, наступившим годом, мы желаем друг другу новаго здоровья, нового счастья, всего нового и лучшаго. Но спросили ли мы самих себя, чего же ныне желает нам наш Отец небесный, который и посылает нам новый годъ – этот новый, безценный дар Его безконечной к нам благости?
О, братие, и Господь желает нам нового и лучшаго! «Отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко Мне, и сотворите себе сердце ново и дух нов, и сотворите вся заповеди Моя» (Иез. 18, 31): вот Его постоянное, неизменное, единственное благожелание нам! И ныне, как и всегда, и в наступившем году, как и в предшествовавшем, как и во все предшествовавшие, «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» (Иез. 33, 11). К этому направлены все действия Его промышления о нас: Он прилагает нам дни на дни, дарует нам новыя и новыя лета живота, ущедряет нас благами земли или казнит несчастиями, – а все почему и для чего? Потому, что «долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет,но да вси в покаяние приидут» (2Петр. 3, 9). Для этого приходил на землю и Сын Божий, котораго рождество по плоти мы так недавно праздновали и который «дал есть себе за ны, да избавит ны от всякого беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом» (Тит. 2, 14). Для этого Он возвестил нам новый закон сущность которого состоит в том, чтобы "отложити" нам, «по первому житию, ветхого человека, и облещися в новаго, созданного по Богу в правде и в преподобии истины» (Ефес. 4, 22–24); установил на земле св. Церковь и в ней чин пастырей и учителей «к совершению святых, дóндеже достигнем вси в мужа совершенна» (Ефес. 4, 12–13), установил таинства и чрез них ниспосылает нам благодать, «да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце» (Тит. 2, 12). Но нужно ли еще доказывать, чего желает нам ныне, как и всегда, Господь Бог? «Несть воля пред Отцем вашим небесным», сказал Спаситель, «да погибнет един от малых» (Матф. 18, 14). «Сия есть воля Божия», свидетельствует св. апостол, «святость ваша» (1Сол. 4, 3).
И смотрите, как малы сравнительно с этим благожеланием нам Божиим, как даже ничтожны без него все прочия благожелания, какия мы выражаем друг другу по случаю нового года. Мы желаем друг другу нового здоровья, новых сил. Но что силы и здоровье, если мы употребим их на грех, – не на служение Богу, а на службу диаволу, не для уврачевания и усовершенствования души своей, а чтобы только увеличить ея язвы и немощи и скорее погубить ее для вечной жизни? Лучше быть менее здоровым, лучше быть слабым: лишь бы менее грешить. Мы желаем друг другу многолетней жизни. Но чем продолжительнее мы будем жить и грешить: тем только более «по жестокости» своей «и нераскаянному сердцу» будем «собирать себе гнев в день гнева и откровения праведного суда Божия» (Рим. 2, 5). Там не спросят нас: долго ли кто жил? А спросят: как жилъ – хорошо или худо? Дни и лета жизни даруются нам Господом собственно для нашего духовного развития и усовершенствования: «того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая» (Ефес. 2, 10). Следовательно не тот старец в строгом смысле, кто долго жил, но потерял, растратил время своей жизни на худыя дела, а тот, кто и менее жил, но воспользовался временем жизни, согласно с волею Божиею, для своего нравственного обновления и возвышения. Мы желаем друг другу новых благ и сокровищ, новых радостей и удовольствий, новых преимуществ и отличий. Но горе – блага и сокровища земли, если мы "приложим" к ним свое "сердце" (Псал. 61, 11) и забудем Господа; горе – богатства, если мы будем иждивать их не во славу Божию, не для вспомоществования ближним, а для удовлетворения своим страстям и дурным привычкам. Радости и удовольствия, если оне порочны, неизбежно вливают яд в нашу душу, расслабляют мало-по-малу наши умствевныя и нравственныя силы, часто расстроивают наше телесное здоровье и всегда оставляют в сердце человека какую-то тягостную пустоту и горечь. Почести и отличия – что оне без христианского смирения и самоотвержения, без христианской готовности жить для ближних, для блага общества и всего отечества? Оне могут только усилить в нас и без того сильную в падшем человеке «гордыню – начало» всякого "греха" (Сир. 10, 15), могут ослабить и изсушить в сердцах наших и без того слабую любовь к нашим собратиям и к самому Господу. Вообще все блага, каких мы желаем ныне и себе и друг другу, будут только тогда благами и истинно-полезными, если мы воспользуемся ими в наступающем новом году по-христиански, как «язык свят, люди обновления» (1Петр. 2, 9), и будут непременно пагубными для нас и для ближних без этого существеннаго условия.
Кто из нас не поймет теперь, братие, что в основании всех наших взаимных благожеланий ныне должно лежать благожелание нам Божие: «сотворите себе сердце ново и дух нов»? Это одно может придать нашим нынешним приветствиям и благожеланиям христианский характер, без которого они могут приличествовать и язычникам. Счастлив тот, кто, вступая ныне во врата нового лета, решится начертать на них: «древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2Кор. 5, 17), решится оставить прежний, порочный образ жизни и вступить на новый путь, путь веры и благочестия, чтобы, при помощи Божией, идти по нему твердо и неуклонно к «новому небу и новой земле», которых «по обетованию» Божию "чаем" (2Петр. 3, 13). Этого-то величайшого и единственнаго счастия желаю ныне всем вам, мои возлюбленные, от всей души, как ваш пастырь и учитель. Аминь.