Слово на новый год (2)
Слово на новый год (2)
Сия писана быша, да веруете яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его (Ин.20:31)
Мудры и святы уставы нашей православной Церкви, всякое благое дело благословляет она начинать и оканчивать молением, прошением и благодарением, и ныне собрались мы в Храме Бога живого принести в наступивший день новолетия – искреннее благодарение Подателю жизни Господу нашему Иисусу Христу за сохранение нас в прошедший и вместе с тем испросить у Него милостей для наступившей новолетней годины. Волей Божьей из христиан православных в истекший год многие переселились из настоящей плачевной юдоли в мир вечности: алчная смерть равнодушно похищала то дитя из рук любвеобильной матери, то жену из объятий мужа, то отца из среды необеспеченных его детей, то богатого силами юношу, надежду и опору старости, то цветущую красотою девицу, проходя мимо усталого жизнью, убелённого сединою, маститого старца. Не сохраняли от её захватов ни вопли, ни рыдания сирот, ни слава и богатство, ни мощное телесное здоровье, ни земное человеческое счастье. А мы между тем вступаем в новолетие, волей Божьей, которая даёт людям дыхание и дух ходящим по земле (Ис.42:5), начали продолжать своё существование, пользоваться тем даром, который для нас милее всего на свете, драгоценнее всех земных благ, с которым мы расстаёмся, когда настанет время, с потоком слёз, горем, рыданием, вообще с нравственной и физической борьбой. Это последнее указывает нам на величие дара, каким мы пользуемся теперь и какого лишаются, по-видимому, переселившиеся уже от нас в жизнь загробную. Возблагодарим же Господа жизнодавца, сохранившего нам дар жизни и в наступившее новолетие (Деян.17:25).
Но дар жизни нашей поддерживается Господом для прославления дел Божественных, чтобы сиять подвигами веры и благочестия на славу Божию и спасение нас грешных. Так, во время о́но, праведники верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львом, угасиша силу огненную, избегоша острие меча, возмогаша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих (Евр.11:33–34). Едва ли кто из предстоящих здесь может сказать о себе, что он живёт теперь, как избранник Божественный, как праведник, что в своих действиях не виновен ни перед Богом, ни перед людьми. Не говорит ли совесть каждому из нас, что вся жизнь наша по преимуществу в беззакониях проходит, и живём мы не ради славы Божьей, но только по долготерпеливому милосердию к нам Божественному, и должны жить для приготовления себя к жизни лучшей, счастливой по-христиански, от которой будет зависеть вечная участь наша в жизни загробной.
Благочестивые слушатели! Година прошедшая, а ра́вно переход из жизни временной в вечную наших родных и близких знакомых, указывают нам на то, что и мы здесь странники и пришельцы, не имеем града пребывающего, но грядущего взыскуем, и для нас настанет время, может быть в наступившее новолетие, когда мы должны будем расстаться со всем тем, что нас здесь увлекает, прельщает, порабощает, и переселиться в жизнь вечную. Отраден этот переход для тех, которые век свой земной посвящают на служение Богу, и страшен для нас, служителей мирской суеты, человеческой прихоти. Не пора ли нам – рабам сует – позаботиться приуготовить себе жизнь счастливую, блаженную в вечности. На то Господь дарует нам годину и бытие новолетнее. А как мало требуется от нас для созидания себе счастья в мире загробном, где нет ни болезни, ни печали! Этот залог вечной жизни составляют – вера и необходимо соединённые с ней добрые дела. Сам Христос Спаситель говорит об этом так: се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и Его же послал eси Иисуса Христа (Ин.17:3). Без веры невозможно угодить Богу: все, еже не от веры, грех есть и несть иного имени под небесами, о нем же подобает спастись нам, кроме имени Христова, един бо есть ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давший себе избавление за всех. Эта вера должна быть живая и деятельная, должна проявляться в исполнении учения Христа Спасителя и святых учреждений православной Христианской Церкви, добрых и богоугодных делах, совершаемых на христианское счастье и наших ближних. Эти-то добрые дела необходимы для сохранения оправдания и чистоты, приобретаемых в крещении, необходимы потому, чтобы пользоваться дарами Святого Духа, полученными чрез таинства, для оправдания и спасения вашего на страшном суде (Мф.25:31–46). Род человеческий и искуплен для добрых дел: того есмы творение, говорит Апостол Павел, созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим (Еф.2:10). О необходимости добрых дел при исповедании веры Апостол Иаков говорит так: как тело без духа мертво есть, так и вера без дел мертва есть (Иак.2:26).
Вера во Христа, даёт нам живот вечный в будущей жизни, наделяет нас счастьем и в настоящей временной юдоли, представляет возможность испытывать в некоторой мере то блаженство, какое предназначено для праведников за гробом. Вера ставит нас в сыновние отношения к Богу Отцу, обделывает всех людей братьями о Христе, распространяет между нами мир и любовь, созидает из них Церковь Христову, в которой они готовят себя к блаженной жизни в будущем. Вера многострадальной жизни человека даёт смысл и указывает истинную цель. Верующий знает, что он живёт на земле для жизни вечной, а потому для него житие временное весьма дорого. Под благодетельным освещением веры мы воспитываем и укрепляем в себе твёрдое убеждение, что при всём разливе зла в мире, однако не одно зло царствует в нём, но находит широкое место и добро, и что силою Божьей всякое зло со временем непременно побеждается добром, а с течением веков злу вообще предстоит совершенное уничтожение, добру же постепенное возвышение, и наконец, полная победа, совершенное торжество. Отсюда вера, при всех наших жизненных невзгодах и страданиях, поддерживает в нас дух мужества, помогает нам твёрдо и без отчаяния переносить разные перевороты нашей судьбы, внушает нам терпение во имя Христово. Отсюда, при всём господстве зла в мире, мы научаемся с любовью относиться к миру, как к творению Божию и ко всем людям, как нашим братьям, призванным к одной и той же цели, к блаженству с Богом. Вера в Бога, далее, укрепляет и освящает авторитетом Божественных заповедей кровные узы семейные: устанавливает правильные, на истинно человеческих началах основанные, отношения между родителями и детьми (Еф.6:1–4). Сообщает прочность, неразрывность связи отношениям между мужем и женой, возвышая их союз до подобия таинственному союзу Христа с Церковью. Освящением закона и власти она ограждает порядок в нашей частной-семейной, общественной и государственной жизни. Вообще, в недрах веры Христовой все народы земли и каждый человек отдельно находят себе мир и покой по непреложному обетованию Самого Господа: приидите ко Мне вси труждающиися и обременённые и Аз упокою вы (Мф.11:28). Какое неоценённое счастье быть верующим христианином! Да поможет нам Господь в наступающее лето жить для счастья вечного и временного. А сами мы не будем увлекаться модными лжеучениями, которые распространяются ныне самозваными учителями, святотатственно присвоившими себе не принадлежащее им право учительства (Евр.13:9). Будем слушаться гласа Святой Церкви, её пастырей, учителей, и по сему гласу Божественному веровать и поступать в своей жизни. Тогда-то мы, благочестивые слушатели, будем счастливы в жизни будущей, и здесь на земле устроим подобие царства Божия. Аминь.
Любимов Неофит, свящ. Уфимские епархиальные ведомости. 1893.