Слово на Новый год. 1850 г.
Вступая в новый год жизни, как хотели бы знать, что принесет нам новый год? Сердце невольно спрашивает у ума, что видит он в будущем? Счастье или несчастье? И ответа не слышно. Мы не видим, мы не знаем: какая доля, какой жребий выпадет тому или другому из нас? Продлится ли счастье счастливых? Престанут ли слезы лить те, которых участь нынешняя так горька? Наградит ли земля труды земледельца, или оставит в недрах сухих семена его? Будет ли воздух благотворен для всего живого или станет дышать смертью и болезнью на всех, не разбирая возрастов и крепости сил, не разбирая состояний и званий? Будет ли цвести торговля? Обратят ли внимание на труды верного слуги отечества? Судьба каждого из нас, как и судьба целых народов, покрыта завесою непроницаемою.
Что думать нам об этой неизвестности? Не полезнее ли для нас было бы, если бы знали мы будущую участь нашу?
Не станем утверждать, что знание будущего ни в каком случае не может быть полезным для человека. Иначе нам надлежало бы говорить, что прозорливость святых Божиих, видевших самое отдаленное и случайное, была делом не нужным, бесполезным. Иначе вам надлежало бы утверждать, что напрасно Господь открывать недоступное для обыкновенной прозорливости. Нет, для человека со святым настроением сил, для людей с волею правою, какова была воля первосозданного, возможна и благотворна способность провидеть будущее. И, о, если бы мы жили так, как надлежало бы жить людям в зрелом, мужеском возрасте духовном! О, если бы чистоте и крепости духа равнялась в нас ясность взора душевного! Тогда, нет сомнения, мы видели бы далеко впереди себя. Но сколько между нами таких, которых воля не оставалась бы назади успехов мысли, и, следовательно, не была бы слугою перемен, случающихся с душою, вместо того, чтобы господствовать, и над духом, и над природою внешнею? Если же остается нам говорить о людях, каковы мы с тобою, слушатель, каковы почти все мы грешные, о людях немощных, слабых, расстроенных успехами, то остается быть уверенным, что для нас полезнее – не знать будущего, чем знать. Потому-то будущее и сокрыто для нас.
Неизвестность будущего для людей немощных есть счастье; поскольку, скрывая от нас ожидающие нас несчастья, сберегает покой наш. Какая радость отцу семейства, окруженному веселыми детьми, провидеть, что предметы его любви обречены преждевременному гробу? Какое утешение купцу – знать, что чрез год плоды трудов его многолетних поглотит вода, разрушит человеческая неправда? Какая польза честному слуге отечества предвидеть, что его непорочная служба чрез год очернена будет злобою? К чему открывать взор наш на отдаленную будущность, с которой не в силах мы совладеть? Для бесполезной, или даже для вредной рассеянности? Если неприятности настоящего бывают так тягостны для нас, что очень часто не достает у нас против них твердости нравственной, где же взяли бы мы сил и терпения, чтобы и делать дела настоящие и бороться с чувствами бед, открываемых будущностью?
Незавидно теперь состояние того или другого из нас; но он доволен и тем малым, что послал ему Бог; он трудится покойно и благодарить Господа за приобретения, какие доставляет ему труд. Не слишком щедро награждаются труды его; но он привык к умеренности, ему не с чего тревожить себя желаниями лучшего. Представьте же, что тот же человек, теперь столько спокойный, столько довольный немногим, увидел бы, что чрез несколько лет он будет и богат, и знатен, и счастлив во всем, – думаете ли что ему легко было бы сносить умеренность настоящей судьбы и ждать обольстительной будущности? Наверное, он потерял бы покой настоящего. А что будет чувствовать, дождавшись будущего? Это будущее обольщало его при взгляде издали, пока мало было известно. Но после того, как будет долго известным, оно потеряет для него цену от самой давности. И так, он потеряет покой умеренности и не насладится счастьем чрезмерным. Бог чем наградило бы его прозрение в даль будущего!
Немногие радости, какие посылает нам Бог в печальном странствии нашем на земли, от того более и радуют нас, что бывают неожиданны, встречают нас тогда, когда не надеялись мы лучшего. После того, как не знали мы, как выйти из грозного стечения обстоятельств, искали и не на находили помощи себе, обращаясь к тысяче средств, в какой восторг приходит сердце наше, получая помощь от Господа! Оно, как узник, вырвавшийся на свободу, радуется счастью своему.
Вы скажете, что все это не слишком возвышает положение наше, что все это показывает в нас что-то даже детски немощное? Согласен. Но что ж делать, когда грех сделал нас немощными детьми? Дело мудрости – преподать уроки, доступные силам. а не те, которые превышают меру сил.
Мы немощны. С нас довольно, если делаем то, что представляет для деятельности один день. И один день требует от нас всего внимания нашего, чтобы провести его, как должно. Ограниченные тесным кругом дня, мы еще в силах отклонить кое-какие препятствия к добру, препобедить кое-какие искушения, достигнуть конца дела, предлагаемого днем. И с нас довольно того. – Что нужно нам знать для успехов в труде дня, иначе, что нужно нам знать для нашего спасения, то все открыто нам. Нам полезна мысль о смерти; и мы знаем, что умрем, не взяв с собою ни денег, ни чести, которую так любим. Не знаем мы, когда умрем? Но известность о времени смерти была бы только вредною для нас, склонных к беспечности, тогда как неизвестность часа смерти возбуждает в нас спасительный страх и держит в границах страсти наши. Нам полезно знать, что ни одно доброе дело наше не остается без награды; и это нам открыто. Нам нужно знать, что должны мы делать, чтобы приобрести блаженную вечность; – и пути спасительные сделаны для нас известными.
Не слишком ли мало дано нам, если дано только настоящее? Напротив, нам дано весьма много. Нам дано настоящее, а от него зависит и будущее, и прошлое наше. Для чего хотеть бы вы знать будущее? Конечно, для того чтобы отвратить или несчастье будущее, или увеличить, сколько можно, будущее счастье? Повторяю, имея в своей власти настоящее, вы имеете в своем распоряжении всю будущность вашу. И какую еще будущность? Не только догробную, но и загробную. Хотите ли, чтобы покойна, безмятежна была ваша старость? Пользуйтесь молодостью, как велит закон, берегите силы умеренною жизнью и трудами честными, уважайте отца и мать вашу, будьте почтительны к начальству: тогда, наверное, будете счастливы, наверное, будете долго жить, – так сказал Господь. Хотите ли счастья для вашей купли и продажи, для вашей службы и домашней жизни, для ваших детей и близких сердцу вашему? Храните заповеди Божия, и приидут на вас вся благословения земли (Втор.28:3–4): так сказал Господь. Хочешь ли отвратить угрожающую или наступившую беду? Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и изведет яко свет правду твою (Пс.36:5–6). Все зависит от того, как пользуемся мы настоящим. Небо и ад в нашей воле, будем ли исполнять закон Божий, или волю страстей наших, будем ли благоговеть пред Господом или покланяться себе самим? Это от нас зависит; от свойства дел наших зависят и последствия их, – наша горькая, или приятная будущность. Станем сеять для плоти? пожнем гибель плоти. Станем сеять для духа бессмертного? получим блаженство вечное. Настоящее так важно, что может иметь влияние и на прошедшее. Ты многого доброго не сделал в прошлое время; ты много худого наделал в прошедший год? Покайся, пей горечь раскаяния за прошлую сладость греха; повергайся в духе веры пред Искупителем. Заслуги Вечного покроют грехи прошедшего времени; Отец небесный с радостью приимет заблудшего сына.
Братия! что Бог строит для нас, того лучше ни сделать, ни придумать мы не можем. Отдадим же сердца наши в Его волю. Помолимся Ему искренно, от всего сердца: Отче наш! да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Аминь.