Слово на Новый, 1995 год

Слово на Новый, 1995 год

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Итак, братья и сестры, мы завершаем еще один год календарный, еще один год нашей жизни и вступаем в новое лето благости Господней, со многими, может быть, и противоречивыми чувствами. Труден был прошедший год, и новый год мы ожидаем как будто бы даже и с тревогой, – хотя и с уверенностью, и с опасением, – хотя и с радостью, и более всего с надеждой, что он будет для нас именно летом благости Божией.

Но вместе с тем, прежде всего, мы встречаем его с верой в милосердие Божие, которое неотступно над нами. Не всем привелось дойти до этого дня. В прошедшем году при самых неожиданных обстоятельствах прощался я со своими прежними ближайшими сотрудниками, – их постигла, казалось бы, безвременная кончина[3]. Много других жертв унесла смерть в этом году. А мы по милости Божией оставлены еще для некоей другой, Богом предусмотренной, нашей миссии.

Что же мы должны делать в этом году? И вот тут, братья и сестры, я хочу, предупреждая чтение Евангелия, которое вы услышите в молебном нашем служении, напомнить вам повествование о том, как Господь пришел в тот город, где Он вырос, где жил с младенческих лет – город Назарет. До сих пор этот город – по преимуществу христианский, в окружении ислама и иудейства. До сих пор в этом городе праздник Благовещения празднуется всем народом, и умилительно, и радостно, и трогательно смотреть, как родители наряжают детей своих ангелочками, носят их по улицам в розовых, голубых и беленьких платьицах, с крылышками, и все ликуют и радуются. Городу Назарету дано особое благословение Божие – быть домом младенческих лет и начала проповеди Господа Иисуса Христа.

И вот в Евангелии повествуется, как Христос приходит в этот город после долгого путешествия по другим городам Святой Земли, и входит в день субботний, в праздничный для иудеев день, в синагогу, и там Ему предлагают произнести слово поучения. И Он берет книгу, свиток книжный, разворачивает его на нужном месте и читает из пророка Исайи: «Дух Господень на мне. Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно» (Лк.4:18–19).

И люди, которые услышали эти древние пророческие слова, прочитанные Господом Иисусом Христом, внимательно слушали, никто не возразил, потому что все, зная Его с младенческих лет, подлинно верили в то, что Он помазан, послан на то, что Он прочитал. И все дивились словам благодати, исходящим из уст Его. Господь сказал: «Вот видите! Свершается сейчас то, что было проповедано древними пророками». И никто не возразил. А ведь совсем незадолго до этого, когда Он изрек своим согражданам горькие слова о том, что они не принимают Его проповеди, они в ярости хотели побить Его камнями. Но здесь коснулось их жесткого сердца слово Господне, и они приняли его.

Прошло уже почти две тысячи лет, как мы в новолетие читаем эти слова. Какое же отношение имеет это чтение к нам? Что, мы только вспоминаем о том, что было сказано так давно, и так далеко от нас? Нет, братья и сестры! Эти слова обращены, прежде всего, к нам с вами. Конечно, в первую очередь, обращены они к священникам и проповедникам слова Господня. Но и все вы, помазанные, призванные Духом Святым, возрожденные в купели крещения, имеете долг – пред Богом, пред Отечеством и пред своею совестью – делать то, что заповедал Господь. А Он сказал: «Чашу, которую Я прииму – и вы будете пить, и крещением, которым Я крещусь, и вы будете креститься» (См.: Мк.10:39), «и се, даю вам власть наступать на силу вражию – и ничто вас не повредит». (См.: Лк.10:19) Что же нам делать? Смотрите – еще раз повторяю: благовестити нищим…, исцелити сокрушенныя сердцем…, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, – то есть указать сокрушенным духом путь – в радость; – проповедовать лето Господне благоприятно.

Кто же эти люди, эти «нищие», которым благовествует Господь? Это все, братья и сестры, в том числе и мы, которые ослабли духом и не хотим понять, что мы – ученики Христовы, что мы наступаем на силу вражию, и ничто нас не повредит. Вот мы и должны укрепить души и «проповедати лето Господня приятно».

«Проповедати плененным отпущение»… Да, мир находится в плену греха. Да мир – в плену своих страстей, своей слабости и, прежде всего, неверия в свои собственные силы.

«Исцелити сокрушенныя сердцем»… Сколько унывающих в нашем мире, сколько бедных, сколько думающих, чем прожить наступающий день. И вот им-то и нужно укрепить души. Кто сделает это? Только те, кто крепко верует в силу Православной Церкви и в незыблемость нашего православного духа.

«Отпустити сокрушенныя во отраду»… Укажите путь тем, кто сокрушен, «во отраду». Где она, эта отрада? – Да в храме Божием, в православной нашей жизни!

И – «проповедати лето Господне приятно». Да, ныне день спасения, потому что мы верим, что Православная Церковь незыблемо, веками стоит в Отечестве нашем, что все призваны в Церковь, что никто не будет забыт Богом. И если кто-то уходит в вечную жизнь при, казалось бы, неожиданных обстоятельствах – есть в этом особое смотрение Божие. Ибо Господь берет человека в лучшую пору его жизни. Господу Богу плохие вещи не нужны, души грешные Ему не нужны, и тогда, когда душа цветет радостью, когда она готова к встрече с Богом как со своим главным, любимым, избранным предметом жизни, – вот тогда она и уходит в мир иной.

И потому, братья и сестры, начнем новый год с того, что будем самим себе, своим близким, окружающим нас, твердить, что и нынешнее лето Господне – благоприятно для спасения. Се ныне день спасения! Ибо «чем ночь темней, тем ярче звезды…» – говорят поэты, а мы скажем: чем труднее испытания, тем крепче вера.

Пусть Господь благословит наступающее лето благостью Своей, укреплением нашего духа, чтобы мы сами твердо и крепко верили и держались за святую Православную Церковь, и не уставая, говорили об этом всем и каждому, и своим примером показали твердость нашего исповедания. Аминь.

Наверх