Слово на неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

Слово на неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2013 г.

Сегодняшнее Евангелие от Луки передаёт нам очень важные слова Христа Спасителя, универсальный принцип духовной жизни. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Потому что очень часто человек не знает, как поступить, и очень важно уметь примеривать это на себя, как бы ты хотел, чтобы с тобой поступили, если бы ты был на месте этого человека. И ответ сразу понятен. Потому что каждый человек с тех пор, как Адам согрешил, и пришлось ему с Евой покинуть рай, лишился он общения с Богом, природа человека исказилась, исказилась радикально, то есть человек стал прямо противоположен тому, каким его сделал Бог. Вот ярче всего это проявляется в возможности любить. Утратил ли человек способность к любви? Нет, не утратил, но направление этой любви изменилось на сто восемьдесят градусов. Человек вместо того, чтобы любить Бога, стал любить самого себя, и любовь превратилась, как мы это именуем, в себялюбие. А это свойство уже искажает любовь, и делает человека весьма противным. Себялюбивый человек противен. Или, как мы по латыни выражаемся, эгоист. Эгоист всегда противен не только друзьям, не только товарищам по работе, но даже и родственникам, даже жене противен муж-эгоист. Потому что думает только о себе, о своём благополучии, а о жене и детях в самую предпоследнюю очередь.

Чтобы понять волю Божию, чтобы почувствовать, очень важно примерить себя и поставить на место другого. Если это человек сумеет сделать, он сумеет поступить согласно с волей Божией. А воля Божия какова? Воля Божия состоит в том, чтобы люди пребывали в любви, а не в себялюбии. Вот это изменение человеческого направления в жизни, когда человек переходит с себялюбия на любовь, называется покаяние. Когда Господь начал свою проповедь, и Иоанн Предтеча когда проповедовал, говорили: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 3, 2; 4, 17). О чём шла речь? Сам Бог, имя Ему любовь, пришёл на землю. С пришествием Христа Спасителя на землю у каждого человека появилась возможность изменить направление своей жизни – с себялюбия на любовь ко Христу. Вот это и есть покаяние, и покаяние как раз приводит ко Христу и к спасению. К спасению не от каких-то трудных обстоятельств, от болезней, от голода. Нет, от этого ничего не упасает. Упасает от греха. Потому что каждый грех – абсолютно каждый – это есть направление жизни человека от Бога в сторону себялюбия. Именно из-за себялюбия человек и завидует, и злится, и ворует, и убивает, всё из-за себялюбия. А если покается, изменит направление своей жизни на любовь ко Христу, к своему ближнему, то этого ничего не будет. Всё будет наоборот. Причём, если ты покаешься и будешь жить по-христиански, это совершено не значит, что люди к тебе будут относиться по-христиански. Отнюдь, совершено нет.

Вот я, например, стараюсь жить по-христиански. Для меня что такое жить по-христиански? Это исполнять свою пресвитерскую должность, например, на каждом богослужении проповедовать слово Божие. А некоторые люди, которые приходят в храм, мне в этом отчаянно мешают. Им как бы на то, что я занимаюсь этим, абсолютно наплевать, они живут какой-то своей жизнью, им мои трудности, как говорит один мой хороший друг, фиолетовы, то есть он абсолютно равнодушен. Есть какие-то свои занятия собственным ребёночком, который там орёт, какие-то мысли, кого-то встретил – поговорить... Человек не понимает. Почему? Именно потому что нет любви.

Хотя каждый приходящий в Церковь от Церкви получает. Представим себе, все священники умрут, и с чем вы останетесь? Ни с чем. Надо же этому процессу помогать. Нет, наоборот, эгоизм побеждает, к сожалению. Даже на таком простом ежедневном примере: вроде стараешься делать, потеешь (вот вспотел даже), и что? Кто-то слушает, а кто-то вот что-то покупает, что-то они толкуют о своём, у кого-то дети орут, вот опять заорал. А маме даже всё равно, чего-то он орёт. У неё свои дела: вот мой ребёнок, вот мой муж, вот мои дела, вот я туда-сюда поеду. Своя жизнь.

А в духовной жизни не так. Должно быть наоборот: человек всегда должен предпочитать другого себе. Вот чему мы должны научиться в результате чтения Евангелия. А для этого нужно постоянно примерять на себя, как это возможно, в какую сторону двигаться. Потому что очень многие люди убеждены, что они верующие, некоторые сумасшедшие даже думают, что они глубоко верующие люди, а в результате, может, они во что-то и веруют, но они не являются христианами. Все, кто распял Христа Спасителя на Голгофе – все! – были очень глубоко верующие люди. Но эта вера им совсем не помешала распять Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Так и многие ходящие в Церковь не то что никогда не были христианами, они даже не знают, зачем они приняли крещение. Но это ещё полбеды. Они и не хотят это узнавать. Они думают, что уже всё с ними в порядке. То есть полный непорядок, направление своей жизни против Бога люди воспринимают как полный порядок. Здорово, да? Это как всё равно что человеку раздробило ногу асфальтовым катком, он поехал в травмпункт, ему хирург отрезает здоровую ногу, для того чтобы всё было в порядке, а то неровно, этой ноги нет, а эта есть, как-то надо подровнять. Вот в таком состоянии находится абсолютное большинство.

И поэтому, естественно, некоторые люди обижаются на Бога: «Почему Бог так, почему Бог эдак?» Очень просто. Потому что у Бога не такие куриные мозги, как у тебя, потому что если тебе дать править вселенной, я представляю, во что она обратится. Но нет, вот «Бог не так, Бог не этак», ропот какой-то возникает: «А почему у меня мама умерла, а вот другие живут?» Ну что ты, курица, в этом понимаешь, ты даже летать не умеешь, только крыльями хлопаешь. Нет, вот ещё... Пришла тут ко мне одна девочка, четырнадцати лет, и говорит, что у неё там точка зрения. Видали, точка зрения. Я говорю: «А ты в квартире за свет платишь?» – «Нет» – «А за газ?» – «Тоже нет». Ну какая же у тебя может быть точка зрения, ты сама чего-нибудь заработала, себе чего-нибудь купила? Тоже нет. А точка зрения есть. Спрашивается, где справедливость? Один работает, поит, кормит, одевает, греет, а у другого точка зрения. И он ещё что-то спорит, выступает. Интересно. В чём причина? А причина в том, что хоть человек и в Церковь ходит, а не понимает ничего в христианстве. Не понимает, вот какая должна быть у детей по отношению к родителям хотя бы элементарная техническая справедливость.

Нет, вместо любови – гордость. Поэтому вот это универсальный принцип: хочешь знать, как тебе поступить, примерь это на себя, и ответ сразу возникнет. Есть поступок духовный, а есть поступок антидуховный. Все поступки только так и различаются. Абсолютно любой поступок. Даже в автобус можно садиться по-христиански, а можно не по-христиански. И ехать в автобусе можно по-христиански, а можно не по-христиански. Даже деревянной палочкой чистить зубы после обеда можно по-христиански, а можно не по-христиански. Даже туалетом пользоваться можно по-христиански, а можно не по-христиански. Рассказать? Пожалуйста, потому что многие это не понимают. По-христиански – это так, когда ты выходишь из туалета, ты, пользуясь теми инструментами, которые там есть, оставляешь его в той же чистоте, как он был до того, как ты зашёл. А если там чего не оказалось, пошёл, у уборщика спросил, и всё за собой убрал и вымыл. Вот это по-христиански. А у нас такого «по-христиански» очень мало. Пойди в любой общественный туалет и узнаешь, какая у нас христианская страна. Разве христианство связано с тем, что всё вокруг загадить? Нет, наоборот, христианство – это красота и гармония, поэтому человек, который не умеет пользоваться унитазом, не может быть христианином. Понимаете? Всё связано. А почему? Да очень просто. Если ты не хочешь, чтобы неким образом с тобой так поступали люди, и ты не делай так. Ты входишь в общественный туалет и видишь, вокруг, рядом, внутри, на потолке всё испачкано. Тебе приятненько? Нет. Так что и ты так не делай. Вот и всё. А у нас, к сожалению, бывает именно так, и только так.

Всё это говорит о том, что нам ещё до христианства кое-чем надо плыть. Потому что элементарные вещи не понимаем. Почему? Потому что у нас нет любви к ближнему, даже на таком уровне, на почве, так сказать, дефекации. И дальше Господь говорит: «...если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6, 32). Это понятно, ты кошку гладишь по шерсти, она мурлыкает, ты гладишь против шерсти, она убегает – всё очень просто, в этом действительно никакой заслуги нет. А то некоторые говорят: «Ой, я всю жизнь отдала детям». Соседским? Нет, своим. И тогда чего? И крыса так же делает, и любой зверь, и бегемотиха так же делает, облизывает своих бегемотиков, и тигрица. Чем ты отличаешься от дикого хищного зверя? Да ничем. Как он облизывает своих котят, так и ты. Вот если ты заменил погибшую мать других детей – вот это уже что-то стоит, хотя очень часто и звери так поступают. Бывает так, что собака даёт возможность и котятам выжить, давая им своё молоко. Если уж собака на это способна, то уж человеку это само собой полагается. «Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?» (Лк. 6, 33) Ты мне – я тебе; все квиты. Или что, ещё процент брать за то, что торт подарил ко дню рождения? «Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк. 6, 34). Ну а теперь вообще без процента ничего не получишь. Хотя здесь сказано только о том, чтобы вернул столько же. Но дальше начинается самое настоящее христианство: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6, 35-36). Вот цель христианской жизни, в этом любовь.

Любовь никак не связана с тем, как человек к тебе относится. Это нечто подобное, как бабушки относятся к внукам. Что бы внуки ни выделывали, всё равно: «мой хороший, мой любимый, это всё клевета». Вот недавно мне один человек рассказывал. Подошёл к папе и сказал: «Пойдем, я тебе покажу видеозапись». На этой видеозаписи отчётливо видно, как его сын ворует. И что папа? Папа говорит: «Это всё не то, это всё подделка, это всё подстава, мой сын так не мог». Вот и всё. Почему? Потому что он его, сына, любит. Даже когда ему показывают очевидное, то есть очами видное: вот смотри, вот он ворует, не один, а ещё совместно со своим товарищем, они совершают кражу. Всё видно. А может, это кто другой? Пожалуйста: за весь день просмотрели, никого, кроме них, там не было. Всё, документ. Иди в милицию, трёшничек обеспечен, может, на первый раз условно. Вот факт. Всё равно – нет. Вот это настоящая любовь. Она, конечно, неправильная, она несёт сынку вред, потому что ясно, что если человек с этого начинает, это не может быть так, что он украл, и всё. Дальше это будет продолжаться. Позже сядешь – позже выйдешь, уже человек обречён. Но эта история говорит о чём? О том, что любовь никак не зависит от того, как человек к тебе относится, что он делает. Любовь есть любовь.

И вот, Господь хочет, чтобы мы так относились к врагам и к тем, кто нас ненавидит, и к тем, кто творит нам напасть. Это о чём говорит? О том, что все вдруг стали нашими родственниками? Нет, не об этом. Просто если человек стяжал любовь Христову, он не может относиться иначе ни к кому другому, как бы человек тяжко ни согрешил. Если мы по-родственному это можем делать только выборочно к своим, а вот когда человек становится христианином, его любовь распространяется не только на людей, но и вообще на всё живое. На каждое растение и насекомое. Почему? А у него становится сердце особенное, и Господь говорит: «будьте милосерды, как Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36). Вот сейчас солнышко светит, красивый день. И этому солнышку радуются все: и наркоманы, и убийцы, и алкоголики, и взяточники, и даже мы с вами, такие странные никчёмные люди, которые неизвестно зачем здесь собрались вместо того, чтобы спать и смотреть телевизор. Вот все радуются солнышку, радуются и насекомые, и птички, все радуются. Даже тот водитель, который едет против солнца, и он вынужден козырёк опускать, он и то радуется, потому что от солнышка настроение поднимается, хотя и ездить вроде против солнышка неудобно. И вот так Господь к нам ко всем. Почему? Он всех любит, Он понимает, конечно, что мы люди немощные, что у нас полно грехов, что мы злые, и завистливые, и блудные, и жадные, и, в общем, противные, ужас, но всё равно мы Его дети. И Он бы хотел взять и каждого из нас заставить быть хорошим. Но это можно только через насилие, а любовь не может быть вызвана насилием. Можно взять палку и любому человеку сказать: «Сейчас ты мне будешь объясняться в любви», и лупить до тех пор, пока он не скажет: «Я тебя люблю, больше жизни, готов жизнь за тебя отдать». Десять минут – и всё, любовь. Но это будет обман. Это будет суррогат любви.

Мы, конечно, живём в эпоху суррогата и абсурда: вместо брака суррогатный брак, вместо материнства суррогатное материнство, вместо любви к Родине суррогатный патриотизм, вместо служения ближнему взяточничество, то есть суррогатное исполнение своих обязанностей. Везде заменители, вместо водки самопальный суррогат, вместо молока соевый продукт, вместо мяса вообще туалетная бумага, хорошо не использованная уже дважды. И так далее. Мы живём, конечно, в эпоху суррогата. Но в принципе, так не должно быть, мы все это понимаем, как и то, что большинство людей существует ради своих прибылей. Причём прибыль суррогатными деньгами, потому что та финансовая система, которая в мире существует, она совершенно суррогатная, она ничем не обеспечена, ты не можешь прийти в банк и получить вместо долларов золото и бриллианты, тебе никто не даст, это просто бумага. То есть на самом деле она ничего не стоит. Это вопрос веры, люди просто веруют, что это деньги, на самом деле это, конечно, никакие не деньги, это не эквивалент товара, как это задумано людьми, которые изобрели деньги. Деньги – это вообще гениальнейшее изобретение человеческой истории, просто самое гениальное. Сейчас и это всё превратилось в суррогат, всё, так сказать, изменяется.

И, конечно, очень трудно нам жить в нашем мире, но духовная жизнь всегда может оставаться настоящей, если мы поймём, что от нас Господь хочет. А Он хочет нас спасти от этого всего. Вместо этого суррогата дать настоящее. Настоящие человеческие отношения. Настоящие, в которых будет только одна правда и любовь – как раз то, в чём человек нуждается. Начиная от грудного младенца и кончая стариком и старушкой – что они хотят от окружающих их детей, родственников, правнуков? Они хотят только любви. Они не хотят какой-то роскоши, шикарных шуб, они не хотят каких-то денег, им и пенсии хватает этой маленькой. Нет. Чего они хотят? Чуть-чуть участия в их жизни, чуть-чуть проявления настоящей любви, а не суррогата в виде открытки. Но они и открытке рады, пусть хоть суррогат пришлют, пусть хоть к самому наипоганейшему празднику седьмого ноября. Хуже праздника-то и быть не может на планете, сравнится только день рождения Гитлера. Ну пусть хоть это, но и этого нет. Вот что людям нужно, все нуждаются в любви. По сравнению с этим всё остальное просто дрянь и мусор. И вот Господь хочет всех тех, кто за Ним пойдёт, станет Его учеником, научить этому. А с какой целью? Это же страшно невыгодно – в одни ворота всё время. Он меня ненавидит, а я его люблю, он мне творит всякие козни, а я его люблю, он меня проклинает, а я его благословляю. Вот для чего Он как раз это и сказал: «Будете сынами Всевышнего» (Лк. 6, 35). Не рабами, хотя быть рабом Самого Господа Бога – это очень почётно. Но нет, сынами. А почему сынами? А потому что наследниками. Наследниками будем не директора завода или какой-то государственной корпорации (денег нормально), а Самого Господа Бога. То есть Божие Царство, которое принадлежит Богу, наследуешь ты, и это Царство не царство денег, драгоценностей, каких-то полезных или не очень полезных ископаемых, а это Царство любви – это то, по чему мы все скучаем. Без любви мы мучаемся, а этого будет столько, сколько есть у Бога, и вот это Господь хочет дать. Ради этого стоит немножко и потерпеть, и потрудиться, и помучиться даже, вот для чего.

Кто такой человек, который нас ненавидит? Это как раз только тот, который нам всегда скажет правду, а мы в ответ будем молиться за него как за благодетеля, потому что после слов правды о самом себе мы сможем исправиться. Так-то каждый из нас про себя думает, что он человек, ну если не самый лучший, но, по крайней мере, неплохой. Конечно, не Митрофан Воронежский и не Серафим Саровский, мы не святые. Это очень жаль, но всё-таки мы так ничего. Мы взаймы даём, а потом не нанимаем убийц, чтобы вытрясти долг. Но скрепя сердце вынуждены прощать, а потом половине мира мы расскажем, что он взял, но не отдал. Хотя тут написано чёрным по белому, что если дал, хорошо, не отдаст – ещё лучше. Почему? Ну ты милость человеку оказал, и Бог с ним, так бумаги из одного кармана перешли в другой. И что, ты умер что ли? Так что только враг может сказать нам правду, может, приукрасит по злобе, но в принципе, обязательно укажет и ещё припомнит. Вот интересно всегда смотреть, когда люди начинают ругаться. Вспоминают что было двадцать лет назад, потом тридцать, потом когда уже кончается весь этот запас: «а вот твоя мать», «а вот у тебя твой дед», и уже так иногда – ну это редко сейчас бывает – до четвёртого колена. Вроде ты и вся порода твоя такая. Прислушайся. Всё верно, всё верно: и ты, и твоя мать, и твой дед, вот это ваша гнусная порода.

Но ты можешь сейчас остановиться, и всё исправить. Если в роду появится христианин, и он будет угоден Богу, и он достигнет любви, это будет всё изглажено. Это по-русски называется «вымолить». Поэтому даже для тех, кто и был таким, это спасительно, если в его роду вырос такой человек. Он же не сам вырос, это тоже под влиянием людей, кто его учил и выращивал, и кормил, и книжечку давал почитать, ведь это всё на человека влияет. И вот, он вырос и стал человек угодным Богу. И это Господь обязательно, можно сказать, учтёт, хотя это, конечно, не таким образом всё решается. Просто человек сам выбирает, жить ли ему в жестокости и злобе либо в смирении, терпении и любви. Вот такой выбор и стоит перед каждым из нас: жить ли нам по-христиански, быть детьми Отца Небесного и быть такими же милосердными, как Он, либо быть злобными, завистливыми, которые, когда человек упадёт, готовы ему ещё раз ножку подставить и смеяться над ним. А другой человек поднимет, отряхнёт, пожалеет, а если ему тяжело идти, ещё проводит до дома. Поэтому каждый из нас выбирает, каким ему быть, и Господь, конечно, эти стремления обязательно увидит. Вот видит, что человек плохой, а мы все плохие, а хочется быть хорошим, и Господь начинает ему помогать. А зачем? А потому что Богу угодно, чтобы добро не перевелось на земле, и Он через людей, которые являются Его истинными учениками, творит на земле добро. Такого всё меньше становится, меньше, с каждым веком, с каждой эпохой, а когда иссякнет, будет Страшный суд. Почему? Да вся эта земля, все эти здания, все эти музеи, все эти заводы, все эти театры, все эти люди окажутся никому не нужны, потому что нужна только любовь. Всё остальное никакой цены не имеет. Вообще. Поэтому этот мир Богу будет не нужен, и Он явится, и будет последний день вселенной. Все люди, которые до нас умерли, воскреснут, и тех, кто стали учениками Его, Он возьмёт в новый мир, а все остальные будут отвержены от Царствия Божия. Вот, собственно и всё. Что посеешь, то и пожнёшь.


Наверх