Слово на неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 2013 г.

Слово на неделю 14-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. 2013 г.

Сегодня Святая Церковь празднует память Людмилы Чешской, княгини, мощи которой почитают не только в Праге, где она положена в древней церкви Святого Георгия, но и во всём славянском мире, как  страдалица за Христа. И вот ради её памяти мы сегодня читали два Евангелия и два Апостола. И как часто бывает в храме, эти два Евангелия изумительным образом сочетаются и дополняют друг друга. Евангелие от Матфея, это Евангелие этого воскресения, а другое Евангелие вот как раз ради Людмилы Чешской. И вот, если спросить: Евангелие – эта книга о чём? То можно смело сказать, что Евангелие – это книга о покаянии.  Ну как оказывается, к сожалению (в силу того, что человек через тысячи лет после своего грехопадения весьма и весьма далеко ушел от Бога), смысл этого слова весьма затуманен.

И вот, я хочу ваше внимание драгоценное остановить на двух аспектах этих отрывков, которые мы читали в Евангелии от Луки по поводу той женщины, которая, когда Господь был в доме фарисея, куда он пришёл ради его просьбы, встала сзади Спасителя и своими слезами омочила Ему ноги, возлила драгоценное миро и власами своими стала эти ноги отирать как полотенцем.

На Востоке женщины имеют очень такие хорошие, густые волосы. В те времена женщины не стригли волос и, действительно, ими можно было ноги вытереть, это как целое такое полотенце большое. И вот она это совершила. И люди, которые всё это видели, возмутились, потому что все знали, что она грешница. Сейчас тоже в маленьких таких городках и в деревнях обычно знают, кто и как живёт и что у кого дома происходит. Без всяких видеокамер всё становится известным.

Я тоже однажды поразился. Как-то мне ночью не спалось в деревне. И что-то калитка скрипнула. Я вышел на крылечко, смотрю, кошка соседская пришла. А на следующее утро соседка говорит: «А кто это к Вам в два часа ночи приезжал?!» Я говорю: «О, вот это разведка!» Интересно. Я говорю: «Андреевна, да это твоя кошка заходила». А она не напротив в доме живёт, а напротив и ещё дом вправо. Вот так вот.

Так что тут все знали, что она грешница. «Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина  прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7, 39). Господь, видя мысли его, как видя вообще мысли каждого человека, «…Обратившись к нему, сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника, один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: (даже баз запинки и, не размышляя) думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришёл в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7, 40–47).

Вот, запомним эти слова.

Теперь перейдём к Евангелию от Матфея, в котором говорится о том, что «…Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего…» (Мф. 22, 2) и стал всех звать. Люди не приходили, ссылаясь на разные очень важные дела. «…Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого в небрачную одежду…» (Мф. 22, 11).

Дело в том, что по обычаю того времени полагалось каждому, кто приходил в дом, давать специальную одежду для трапезы. Там, на Востоке, пылища страшная, потому что всё высушивает палящее солнце, мелкие частицы камня и земли носятся в воздухе. Особенно если  человек едет на осле, то он вообще весь в пыли. И для того чтоб человек был чист, он снимал пыльную одежду, в которой пришёл.  Оттуда обычай и ноги омывать ему. Такие гигиенические, очень не плохие такие, обычаи.

И вдруг он видит, один в небрачной одежде. Когда царь спросил его: «Почему ты в небрачной одежде?» «…Он же молчал» (Мф. 22, 12). Почему человек молчит, не отвечает? По разным причинам. Ну, например, может быть глухим, а другая причина – не знает, что сказать. А третья причина то, что его застали врасплох и он смущён, и не знает, что  быстро соврать, потому и какую-то тень на плетень наводит. На этом основаны, так называемые, перекрёстные допросы. Если человек там на чём-то попался, то профессионалы сразу его во лжи уличают, он смущается ещё больше. Ну, а теперь, говорят, родненький, колись. И он под давлением специалистов начинает всё рассказывать, как было на самом деле.

Нечто подобное и здесь. И вот он молчал. «…Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22, 13–14).

И вот за этими такими суровыми словами, мы можем забыть, что речь идёт не о подлинном случае, как было это с той женщиной, а что это притча. Все святые отцы толкуют это место так. Брачный пир символизирует собою Царство Небесное, а хозяин этого пира (царь), это Отец Небесный. Устраивает Он этот брачный пир для Сына Своего, который есть Господь Иисус Христос, а невеста – это есть церковь. Христос, таким образом, соединяется с церковью (которая состоит из людей) на веки вечные, как муж соединяется с женой в одну плоть. И каждый человек, который вошёл на брачный пир – христианин. Став членом церкви, он соединяется со Христом. Вот что означает эта притча. А человек в небрачной одежде, это тот, который пришёл без покаяния. Таким образом, эти два Евангелия связаны – одно про покаяние, и другое про покаяние.

И начал Господь свою проповедь на земле со слов, которые повторяют слова Иоанна Предтечи: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), в которое все мы должны войти на пир. На брачный пир Сына Божия с церковью, а мы часть этой церкви. Для того чтобы вечно пребывать с Отцом Небесным, по милости Божьей.

Вот цель того, ради чего Христос пришёл в мир.

Но наше участие в этом пире Отца Небесного возможно только через наше покаяние. Поэтому покаяние оно вполне, вполне тождественно нашему спасению. Без покаяния невозможно спасение. Спасение это не есть вот какой-то результат, как многие люди понимают, что это, ну такая некоторая юридическая категория: вот человек согрешил, потом Господь, как судья, подумал, взвесил и простил. Ладно, так и быть  условно тебе даём, прощаем. Это не так.

Никакого такого рода суда нет, и быть не может. Это только притча. Человек судит себя сам. И суд этот заключается не в том, что Господь, или ангелы, или апостолы будут судить, внимательно проверять его жизнь. На одну чашу весов класть то добро, которое он сделал, на другую – зло. Всё взвешивать на аптечных весах: э нет, эта всё-таки перетянула, давай его в преисподнюю, там ему температурку добавим, пускай попрыгает на сковородочке. Нет, ничего этого нет. Ничего.

А что есть? Если другую притчу взять, то есть двое ворот. Одни узкие, куда может пройти только один человек, да ещё боком. Да ещё не пройти, а протиснуться. А другие широкие. Такие широкие, что распах этих ворот триста шестьдесят градусов. То есть туда, в эти ворота, можно и на слоне въехать, и на танке, и на самолёте залететь. Это путь, вводящий в погибель. А в Царство Небесное – узкие, и вообще единственные. Вот такую притчу можно сказать.

И каждый человек, родившийся на земле, выбирает. Либо широкую дорогу, просторную такую, которая вводит человека в ад. Или же очень узкую, которой можно пройти только боком и то с большим трудом. Это путь в обители Царя Небесного.

А почему эта узкая дорога? А чтобы человек не сомневался, чтоб не ошибся. Что вот эти узкие врата, вот они вводят в жизнь вечную. И вот на этих узких вратах сверху написано: покаяние. А для тех, кто маленький, внизу написано:  покаяние.

А что такое покаяние? А покаяние – это любое действие человека, умственное и сердечное, которое восстанавливает отношения человека и Бога. Которые изначала разрушены Адамом, а потом каждым человеком это ещё усугубляется. Усугубляется его страстями, которые в нём бушуют, усугубляется его поступками, словами, мыслями и чувствами. Потому что благодаря этому развитию в нём нехороших поступков, чувств, мыслей, слов человек всё дальше и дальше удаляется от Бога. А любой шаг в противоположную сторону, то есть к Богу, это есть покаяние.

И вот, в первом случае в притче говорится о двух должниках, а должники мы все. И конечно кто-то из нас побольше перед Богом согрешил, кто-то поменьше. Это от многого зависит, и от возраста человека, и в какой семье он был воспитан, и в каком обществе, и в какой стране, зависит и от национальности, зависит и от религии той страны, в которой он живёт. Это всё на человека очень влияет. Конечно, Господь это знает. И для покаяния нужно, чтобы, как вот эти два человека поняли, что выплатить долг для них невозможно. И поэтому они просили у него, у Отца Небесного, чтоб он им этот долг простил. А как просили? Очень просто. Господь сам научил людей этой молитве: «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» (Отче наш…).

А причём тут другие должники. Ну потому что все наши грехи перед Богом, они ничтожны. И для Бога важно, чтобы человек, который просит у него помилования, он был бы милосерд. Вот это качество необходимо. И этого качества достичь нужно ради нашего покаяния, нашего изменения, потому что покаяние – это изменение человека. И вот в эту сторону каждый человек, родившийся на земле, должен измениться. Он должен измениться со злого на доброго, с жадного на щедрого, из какого-то обидчика стать наоборот защитником, с ленивого на трудолюбивого и так далее. То есть полностью человек должен измениться.

И вот это изменение, которое совершается в человеке под воздействием только исключительно благодати Божией, это и называется покаянием. Только это.

Поэтому когда один из них потом проявил немилосердие к другому человеку, то Господь этого человека наказал. Цель покаяния – изменение направления жизни в сторону любви. Потому что Бог – это есть Бог любви, и Он Сам есть любовь.

И Он увидел в этой женщине грешной любовь к Себе, а Он-то был Бог. Она увидела одним ей известным образом, что в этом человеке – Иисусе Христе – есть такое нечто, в чём она очень нуждается. И она не знала чем выразить свою любовь и нашла такую экстравагантную форму. Потому что это миро стоило абсолютно бешеных денег, и оно совершенно не предназначено для того, чтобы его выливать на ноги, причём ноги не умытые, а все в пыли. Но всё своё достояние (а женщины готовы за такой флакончик пятьдесят евро давать, это для них всё очень важно), она это всё вылила, да ещё волосами своими отёрла. В знак смирения, почтения, в знак полного самоотвержения. Она пренебрегла даже общественным мнением, потому что вообще не побоялась туда прийти. Потому что её могли просто выкинуть оттуда: ты чё тут вообще делаешь со своими грехами? Она всё преодолела, и Он ей сказал: «…прощаются тебе грехи» (Лк. 7, 48).

Что значит «прощаются». А нет больше твоих грехов. Нету. Ты была такая-такая-такая, о чём и в храме сказать стыдно, а теперь у тебя этого ничего нет. Не потому что мы тебя на УДО выпустили. Нет. Этого вообще нет. Те грехи, которыми была заполнена твоя душа (теперь твоя душа чиста),  их вообще нет и не было. Не то что Бог их забыл, а их у тебя в душе нет. Ну как, представьте – пьяница, который выздоровел, что это значит. Он не знает вкуса спиртного, ему вообще этого никогда не хочется. Ему противно видеть пьяных, ему только представить, что он пьян, вызывает отвращение. Как будто он вообще никогда не пил. Вот такое состояние. Значит, что Бог простил. Вот такое состояние.

То есть Бог исцелил её душу. Это на языке Божественном означает – простил грехи. То есть её даже уже ругать незачем, она совершенно стала другим человеком. Почему? А потому что, то, что нужно для Бога, она уже достигла. А что нужно? Это любовь к Богу. Всё. Эта любовь превозмогла всё – и её любовь ко греху, и её неправедная жизнь, это всё растворилось в любви Божьей.

А фарисей? А фарисей бедненький остался со своим фарисейством. Он-то думал, что он праведник. А Богу эта праведность как старая подошва от стоптанных кроссовок, которая уже четыре месяца лежит на помойке, а экскаватор никак не может её подхватить, чтобы загрузить и отвезти на ещё большую дальнюю помойку. Вот что эта фарисейская праведность. Она ничего не стоит. Потому что все его выполнения чего-то там: субботу соблюдал, туда ходил, это не ел, это выполнял, денежки туда давал, ровно столько, сколько приписано. Это никому не нужно вообще. Почему? А потому что это только для детей. Это детей учат правильно креститься, в среду и пятницу не кушать мороженого. А взрослый человек, христианин, он должен действовать любовью.  А не так, как до сих пор иногда люди, которым за восемьдесят,  спрашивают: а можно? а нельзя? а можно? а нельзя? а можно в туалет сходить? а можно бумажкой воспользоваться? А можно? А нельзя? Потому что думают, что Бог сидит и только – а, можно; а, нельзя; а, можно. Нет. Это совершенно к покаянию не имеет отношения, к христианской жизни тоже не имеет. А люди только спрашивают: «А можно причаститься? А нельзя? А туда поехать можно? А благословите». – «А не благословляю». – «А как же, я билет купила». А тогда зачем благословлять. Сплошная дурь, а люди-то уже седые, а некоторые лысые. И всё – а можно, а нельзя, а вы меня в угол не поставите, а мне попку не надерёте мешалкой? Ну когда же уже...

Нет. Взрослое христианство – это когда человек уже достигает какой-то меры любви. Имеет навык поступать по любви. А что такое любовь? Да нет ничего проще. Я пренебрегаю собой ради выгоды своего ближнего. Сижу – ближний мой вошёл, я встал – на, сядь. Всё. Никакой премудрости тут нет. Всё элементарно. А человек сам всё усложняет. Всё что-то громоздит, всё только думает, спрашивает: а как же мусульмане, а как же кришнаиты, ещё там чего-то. Слушай, разве об этом речь. Сказано о чём: враг твой голоден, ты его накорми. Вот как сказано в Писании, всё ясно: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас...» (Мф. 5, 44). А то: ой, ой батюшка, что делать, она меня прокляла? Как что делать? Благословлять. Написано: «…благословляйте проклинающих вас...» (Мф. 5, 44). Прокляла – слава тебе Господи. Бог тебя благословит! И подай тебе Господи доброго здоровья, и счастья твоим деточкам, и здоровья твоим внукам, и чтоб ты клад нашла, и чтоб никто не узнал, чтоб всё тебе досталось, а не двадцать процентов, вот всё тебе. Вот это вот есть христианское отношение к ближнему. А уж как он к тебе относится это его собачье дело. Он может тебя любить, он может тебя ненавидеть, это тебя не должно касаться. Ненавидит – убьёт, любит – на день рождения торт подарит. Всё очень просто, всё очень и очень просто.

А покаяние – это есть не стремление всё сделать по правилам. Потому что правило должно быть только одно: возлюби Бога и ближнего. И вот кто этого достиг, тот, значит, покаялся, кто этого достиг, значит, ему прощены грехи. Почему мы это знаем? А потому что не может человек достичь любви, если ему не прощены грехи. Он так и будет – и злой, и завистливый, и всё время будет осуждать, и жадный, и всё время стремится себе какую-то выгоду иметь. А в послании к Коринфянам сказано: «…она не ищет своего…» (1 Кор. 13, 5), она ищет только пользы ближнего, даже если этот ближний твой враг. Вот что такое любовь. Поэтому достичь этого только можно по благодати Божией, а не своими какими-то усилиями. Потому что очень многие люди тужатся и стараются усилиями воли «залюбить». Вот сейчас я... (батюшка жестом показывает проявление усилия воли — прим. ред.) и буду любить. Не-е-ет. Это абсолютно нелепая, какая-то глупая затея. И только и слышу: батюшка у меня не получается. Духовная жизнь – это не фигурное катание. У человека это получаться не может. Если бы у человека могла получиться духовная жизнь, зачем бы Отец Небесный послал на смерть своего Единородного Сына? Он Его послал на смерть, чтобы Он нас спас Своею благодатью. А для этого мы должны покаяться, мы должны измениться, и это изменение тоже происходит благодатью Божьей. Потому что ни один человек на земле сам этого сделать не может. Ну вот я жадный, как сделаться добрым. Нужно конечно в этом упражняться. Сначала по мелочи, потом всё крупнее. А потом Господь увидит – да, двадцать лет человек над собой работает, преодолевает свою жадность. Вот ему жалко, а он дал, ему не хочется, а он идёт, ему лень, а он делает. А потом, как вот с тем человеком, который нёс раненого, поднял (такой тяжёлый), понёс. Несёт одно поприще – легче стало, несёт второе – ещё легче стало, несёт третье – смотрит, а ноши и нет. Посмотрел, нет его, куда он делся? Тогда он понял, что он нёс ангела, тот его проверял, что ради любви к ближнему он готов нести. Он не думал о том, что ему тяжело, он его взял, оказалось – он нёс ангела.

То есть Господь каждого человека видит. И вот если человек будет делать усилие, потому что Царствие Небесное берётся только усилием, то по благодати Божией, но не собственными усилиями, человек начинает преображаться. Возникает вот это преображение. Как пророк сказал: «…Если грехи ваши, как багряное, – как снег убелю…» ( Ис. 1, 18), говорит Господь. И вот человек изменяется. Как изменилась эта женщина, про которую весь город знал, что она грешница, и как  сказано в этой притче.

Если постоянно просить у Бога, если возненавидеть свой грех, если хотеть очиститься, если Господь увидит, что это не на словах, а действительно ты сердцем этого хочешь, тогда это и произойдёт.


Наверх