Слово на начало Великого Поста

Слово на начало Великого Поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ради чего в начале года, в преддверии Пасхи, установлено священное время поста? Мы начинаем наше великопостное богослужение словами покаяния, словами внутреннего постижения тайн духа, и вместе с тем – утешительными словами: днесь весна душам (Триодь Цветная. В неделю Фомину. Канон на утрене. Песнь 1, тропарь 1). И действительно, святые отцы многократно повторяли: покаяние – это весна души, возрождение той духовной силы, которая дается нам в таинстве святого крещения, которая постоянно возобновляется в нас чрез святые церковные таинства, и в особенности – чрез таинство причащения, покаяние и исповедь. Так вот, задумаемся, братья и сестры, над тем, какими путями идем мы в Царство небесное. – Много путей… Многообразными обстоятельствами ведет нас Господь, чтобы привести нас к итогу – светлому и радостному итогу нашей жизни. Есть подвижники, стяжавшие Царство Небесное суровыми подвигами умерщвления своих телесных сил и страстей. Есть, которые, наоборот, говорили, что можно питать тело, как осла, на котором Господь въехал в Иерусалим, – но разумно и с той мерой, чтобы подвиг наш не был заметен. Одни уходили в пустыню, другие жили среди мира, одни принимали на себя образ юродства, третьи, казалось бы, облачались в порфиру, и прочие пышные одежды и являли образ внутреннего христианского подвига. Одни, как разбойник благоразумный, за последний вздох покаяния на кресте вступили в Царство Небесное, а другие шли долгим и долгим путем. Какой же путь избрать каждому из нас? Ибо конец жизни неизбежен, и конец этот должен быть христианским, непостыдным, мирным, и – добрым ответом на Страшном Суде Христовом. И вот, Церковь учит нас тому, каким образом должен совершаться этот путь.

Много примеров в святой Библии мы находим для того, чтобы сказать, что это путь Господень. Вспомним, прежде всего, притчу о Царстве Небесном, о котором сказал Господь, что оно подобно семени, которое сеется в землю, и как оно всходит, как оно прорастает и как дает плод, никто не знает (См.: Мк.4:26–32). И вот, семя – один из любимых образов, которые Господь приводил в своих речах. И семя это попадает на землю различную: попав на мелкую, оно быстро всходит, но, не имея корня, засыхает. Другое семя падает при дороге, и птицы клюют его, а прохожие попирают ногами, и погибает оно. А третье попадает на хорошую, взрыхленную, приготовленную почву, и дает плод и в сто, и в пятьдесят, и в тридцать. И заканчивает Господь эту притчу словами: «А тот, кто сердцем добрым и благим растит в себе это семя, приносит и плод сторичный» (См.: Мф.13:1–8; Мк.4:3–20, Лк.8:5–15). Вот это путь Церкви.

И даже в церковном уставе, в наших обычаях православных он подчеркнут тем, что к посту Церковь готовит нас последовательно – даже в заботе о нашем телесном питании. Только что была седмица и Неделя о мытаре и фарисее, когда разрешено было даже не хранить постных дней в среду и пяток. Затем сокращается до обычного уровня режим пищевой – и в среду и пяток возобновляется пост. Затем исключается пища возбуждающая, пища мясная – постепенно снижается таким образом и как бы усложняется наш режим питания. И наконец, первая седмица поста – строгого, постепенно усложняющегося поста. А там дальше возобновляются наши силы духовные чрез воспоминание великих подвижников и Креста Господня. Таким образом, эта мудрая постепенность – это и есть путь Церкви. Но приходит она не сразу.

Еще раз возвращаюсь к той же притче: что семя, упавшее на добрую почву, дает и плод обильный. И тот, кто сердцем добрым и благим выращивает плод, тот достоин Царства Небесного. Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы это великопостное время было также и временем внутреннего нашего самонаблюдения, поисков того лучшего и необходимого для нас времяпровождения, чтобы сердце ни разу не забыло о том, что оно должно быть добрым и благим. Помните, как некий юноша пришел к Господу и сказал: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Христос сказал: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, токмо един Бог» (См.: Мф.5:21; 10, 38; Мк.10:17; Лк.14:27; 18, 20). «Благо» в библейском понимании это «совершенство». Поэтому и нам, таким образом, когда Господь заповедует иметь сердце доброе – это понятно каждому, но сердце благое – это то, которое устраняется от всего, что может мешать ему в достижении совершенства.

В чем же совершенство христианина? Прежде всего, в стремлении к тому, ради чего мы живем: не забывать о последнем нашем шаге на земле и о пороге, за которым мы вступаем в жизнь вечную. Одни называют это страхом смерти, другие – страхом Божиим, иные говорят – «любовь к Богу». Нам же всем понятно чувство той ответственности, о которой сказал Господь: «За каждое слово праздное ответишь в день Суда» (См.: Мф.12:36).

Вот, – надо помнить простое, совсем простое правило жизни: не делать всего того, что может помешать нашему душевному миру, внутренней сосредоточенности, внутреннему, постоянному памятованию о том, что ни одно слово напрасно не бывает, все откладывается в «копилку», в память – в вечную память, и за это мы будем отвечать. И это только слово! А сколько поступков! Поэтому тот шаг, который мы делаем каждый день, – он должен быть осознанным, и по возможности, по слабым силам нашим, укрепляемым молитвой и силой Божией, – совершенным, то есть не иметь в себе тех неизбежных, как нам кажется, ошибок, которые сопровождают нас на каждом пути. Итак: внимание к себе – внимание к каждому шагу, и к слову, а также и к помыслам.

И вот сейчас, когда мы молимся Царице Небесной, и вспоминаем Ее земной путь, Ее постоянное предстательство пред Богом за нас, мы видим в Ней тот пример совершенства, который доступен человеку. И как бы он ни был высок и недостижим, это – путь человека. И хотя этот путь – долгий, он нам завещан еще давным-давно, от наших предшественников по крови – родителей и прародителей наших, от наших единокровных подвижников благочестия, которые прошли этим путем. Не мы первые им идем, не нам жаловаться на трудности! Путь давно пройден и нам указан. Вспомним Царицу Небесную. Где Она начинала Свою юную жизнь, с младенчества? – В храме Божием. И Церковь открыла нам двери, и ждет нас, и принимает каждый день, и питает нас божественными молитвами, гимнами и всей атмосферой храма, и изображением святых на иконах, которые очищают нашу душу, показывая нам образцы совершенного поведения. Матерь Божия вникала в смысл Священного Писания и там постигала ту тайну, которую Ей Самой пришлось на Себе испытать и пронести через Свою земную жизнь: быть Матерью воплощенного Бога. Предание говорит, что вникая в слова пророка Исаии, Она хотела быть малой служанкой у той женщины, через которую воплотится Спаситель. Церковь дает нам возможность быть не только «малым слугой», но и быть постоянно другом Божиим. Господь сказал: «Кто исполняет волю Мою, тот Мне и брат, и сестра, и даже мать» (См.: Мк.3:35), – то есть самый близкий и дорогой человек.

Так что же нам думать о наших поступках, каким путем идти? Вспомним каждый раз, что Господь постоянно смотрит, и оценивает наши поступки. И без конца можно продолжать это слово.

И, наконец, последнее. Матерь Божия показала нам пример терпения – «нам образ злострадания и терпения явила еси, да и мы, в пещи искушений и бед сущие, будем взывать чрез Тебя Богу славу» – как читали и пели мы в акафисте. И опять-таки, скорби, которые неизбежны в нашей жизни – это тоже путь Царства Небесного, и тоже им прошла Царица Небесная, и тоже показала нам, что и этим путем мы приближаемся к конечной и вожделенной цели.

Итак, да поможет нам Бог! С радостью вступим в это светлое, весеннее для души время. Пройдем пост с радостью, легкостью и благодарностью Богу за то, что мы идем в великом сонме людей, предшествовавших нам, в кругу людей единомысленных, которые и сейчас стоят в Церкви, и будут посещать храм, и мы среди них, вместе, одной семьей Божией идем этим путем. Будем радоваться и тому, что Господь дает нам эту возможность, и увенчает ее светлым праздником Пасхи. Аминь.

Наверх