Слово на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда

Слово на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда

Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь,

и никто не может затворить ее;

ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое,

и не отрекся имени Моего

(Откр.3:8).

Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь! (Пс.117:24) – так хотелось бы мне начать свою беседу при виде этой церковной дружины, собравшейся со всех концов России для выработки мер в борьбе с алкоголизмом. Как показатель начавшегося противоалкогольного движения в нашей Церкви, съезд этот, думаю, должен радовать сердце всякого, кому дорого благо Церкви и Отечества. Но постой, может быть, скажут мне сейчас, – не преждевременна ли эта радость? Есть ли чему радоваться? Много ли сделано этой церковной дружиной для отрезвления народа? Правда, мы не можем много говорить о наших успехах и хвалиться тем, что сделано нами на этом поприще. Наше дело, как новое, – очень скромное и мало заметное дело. Но это не должно омрачать нашего настроения и повергать нас в уныние... Ибо в глазах Божиих и малое может быть великим и немногое имеет цену и значение. Это и говорит нам приведенное место из Откровения Иоанна Богослова. Применительно к этому тексту позвольте мне раскрыть пред вами, как дружественно и чудесно рука Господня отворяет дверь и небольшой силе.

Ты не много имеешь силы, так сказал устами тайновидца Иоанна Богослова вознесшийся на небо Христос Ангелу Филадельфийской общины. В то время и всё христианство представляло из себя еще небольшое и слабое растение. Но всё же рядом с Филадельфийской общиной были в Малой Азии общины и более обширные и более известные. Филадельфийская же община была и бедна, и малочисленна, и малоизвестна. Не много у нее было силы, особенно в сравнении с окружавшим ее язычеством, которое, с его нравами и обычаями, с его закоренелыми заблуждениями и предрассудками, представляло из себя какую-то неприступную крепость.

Ты не много имеешь силы. Это вполне приложимо и к нашей противоалкогольной церковной дружине. И наши церковноприходские общества трезвости и немногочисленны и, за исключением двух-трех столичных обществ, малоизвестны. Не много у них культурных сил, еще менее материальных. Особенно же мала эта сила в сравнении с той страшной силой, с которой мы, собственно, и ведем борьбу свою. Как неприступная, несокрушимая крепость, стоит среди нашего народа эта страсть к винопитию с тысячами тысяч поводов и соблазнов к своему удовлетворению, с завладевшими всей народной жизнью нравами и обычаями, воззрениями и предубеждениями. Всё взято в плен этим тираном: и труд и удовольствия, и палаты богачей и убогие хижины бедняков, и ремесленные и учебные заведения, и воскресный и будничный день, и золотой утренний час и драгоценный вечерний покой, и зрелый мужской возраст и цветущая юность до нежного детства включительно – всё сокрушает и губит он, и никакое зло не может сравниться с ним по его опустошительным последствиям.

Но эта страшная разрушительная сила пьянства есть одно только из орудий в руках еще более могущественного деспота. Страсть к пьянству есть только одно из многих применений похоти плоти, которые неразрывно связаны между собою. И против этой-то силы мы должны вести борьбу? – Поистине, и у нас не много силы для такой борьбы.

Но небольшая Филадельфийская община, которой некогда Господь сказал это слово, несмотря на ее слабые силы и малоизвестность, имела, однако ж, в Его глазах цену и значение. Ибо Он говорит Ангелу ее: Знаю твои дела... ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Ты сохранил Мое слово. Как ни силен был поток языческих нравов и обычаев, предрассудков и заблуждений, угрожавший смыть с лица земли всё христианство, но он не мог увлечь за собою Филадельфийской общины. В непоколебимой вере она твердо держалась учения Христа, того слова о Кресте, которое иудеям казалось соблазном, а эллинам безумием (1Кор.1:23).

И не отрекся имени Моего. Как ни велика была ненависть ко Христу и ни язвительны были насмешки над Его именем, но эта община безбоязненно исповедала Его, и не устами только, а и делом, памятуя слова: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

Таким образом, твердая вера и деятельная любовь – вот что составляло славу Филадельфийской Церкви, вот что делало ее ценною в глазах Господа. Ибо Тот, Который Сам не имел, где голову подклонить, Который не обладал ни силою, ни властью, ни величием земным, Он и у Своих последователей ничего не ищет такого, что удивляет мир, а только того, чем Он Сам наделил мир.

Так и у нас. И у нас он ищет только твердой веры, и от нас Он желает только, чтобы мы сохранили Его слово – слово о Кресте.

Крест – это такое знамение, которое мы, служители Церкви, должны носить не как только внешнее украшение на персях своих, а как смиренное, но открытое исповедание нашей веры, что одна только сила спасающей благодати во Христе Иисусе может победить убийственную силу греха и порока. Но нас со всех сторон обуревает сейчас сила неверия, стремящегося упразднить слово о Христе и Его Кресте. Обзывая это слово суеверным пережитком старого темного времени, оно с негодованием и злобой всюду восстает против него, подвергая его жестоким насмешкам и издевательству. Всё находит оно для себя приемлемым, кроме слова о Кресте. Для него гораздо лучше и удобоприемлемее мудрость индийского Будды, чем слово о Кресте. Чего хотите вы, – говорят нам люди такого пошиба, – вашим словом о Кресте? Ведь вы этим вредите только себе и мешаете успеху вашего дела. Вы хотите отрезвлять пьяниц. – Прекрасное дело! Но к чему тут религия, к чему Крест, к чему Христос, к чему эти молебны, присяги, обеты? Проповедуйте народу об опасностях алкоголя, убеждайте его в пользе умеренности и, если хотите, и совершенного воздержания от него, – только оставьте в покое ваше слово о Кресте. Есть другие способы и средства борьбы с пьянством, помимо религий. Это – устройство, например, народных домов, театров, спектаклей, общественных гуляний, танцевальных вечеров, зрелищ и другого рода развлечений, которые скорее отвлекут народ от пьянства и принесут в этом деле несравненно более пользы, чем ваши молебны, проповеди, обеты и т.п.

Но да оградит Господь слух наш от этих голосов. Да дарует Он нам твердо стоять на своей позиции, дабы и к нашей деятельности приложимы были слова: ты сохранил слово Мое. Ибо до тех только пор наша деятельность и будет иметь цену в очах Божиих, пока мы будем верны в нашем деле религиозным началам.

Правда, исправить пьяницу иногда можно и без слова о Кресте, подобно тому, как и врачу без труда удается иногда залечить какой-нибудь наружный злокачественный нарыв или рану. Но если больной не бывает излечен внутренне, то пропавший нарыв на одном месте организма, скоро появится на другом. Так и с пьяницей. Если он не получит внутреннего исцеления, то нравственный недуг его, исцеленный в одном виде, проявится в другом. И какая была бы польза, если бы пьяница, переставший пить, погрузился бы в бездну других пороков! Чтобы доставить пьянице истинное спасение, его необходимо исцелить внутренне, а для этого ему, как и всякому грешнику, нужно прежде всего отпущение греха, нужна та божественная любовь, которая своей зиждительной благодатью не только избавляет от того или другого греха, но с корнем вырывает из сердца и самую страсть, как источник всякого греха и порока. А такая любовь во всем обширном мире существует только в одном Христе Спасителе, пролившем за нас кровь Свою на Кресте.

А потому будем, братие, всегда крепко держаться слова о Кресте, которое одно только может спасать души и делать их блаженными.

Но в нашем деле имеет важное значение и другое: ты не отрекся имени Моего. Будем верно исповедовать имя нашего Господа не одними только устами, но и делами любви, которые всюду проявляет Господь наш. Любить ближних, как Он возлюбил всех нас, – вот лучшее исповедание Его имени. Многие прославляют Господа Иисуса громкими словами и в то же время покрывают позором и бесчестят Его имя своим порочным образом жизни, и наоборот: многие, не прославляя его языком, прославляют Его своей истинно христианской, полной любви и самоотвержения жизнью.

Вот такого-то исповедания Своего имени ищет Господь и у нас. И от нас Он ожидает, чтобы мы, по Его примеру – как истинного милосердного самарянина, являли милосердие к смертельно раненым братьям и, не оставляя их в беспомощном состоянии лежать на нуги, совершали бы для спасения их дела христианской любви. Ту любовь его, с которою Он выходит навстречу ко всякого рода несчастным и погибшим, должны проявлять и мы к несчастным жертвам пьянства. Мы не должны смотреть на них как на неисправимых и отвертываться от них как безвозвратно погибших, не должны относиться к ним с презрением и негодованием и стыдиться их, как носящих на себе клеймо порока. Ах, как близко бывает к нам искушение отречься от Христа, когда боимся мы того порицания, коему подвергали Христа враги Его, говоря: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф.11:19).

Ради Господа, пролившего за нас кровь Свою, должны и мы быть готовыми приносить для наших братьев всякую жертву, которая может помочь им. Но самая лучшая из жертв – это пойти впереди их с добрым примером и совсем отказаться от употребления спиртных напитков. Для людей неверия, конечно, сделать это будет нелегко, по кому дорого и свято имя Иисуса, тот всегда найдет возможным принести эту незначительную жертву.

Итак, твердой веры и верной, самоотверженной любви – вот чего ищет и ждет от каждого из нас Господь. Где нет этих добродетелей, там и самые великие дела и предприятия не имеют для Него цены и достоинства. А где эти добродетели налицо, там и самое скромное на вид дело высоко Им ценится и самой малой силе Он дружественно говорит: Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее. Как часто поступает Он по этому слову! Припомните Моисея, которого Он посылает к фараону. Что такое был этот бедный и незнатный пастух пред великим царем Египта? – Ничто. Одно только сокровище он носил под своей скудной одеждой – это твердость веры, приобретенную в долгой и тяжелой школе терпения, – и вот этой-то вере и была открыта дверь, чрез которую он вывел впоследствии на желанную свободу томившийся в рабстве еврейский народ.

Не иначе было, когда Гедеон с тремястами человек осмелился вступить в борьбу с мадианитянами. Этой небольшой, но верою воодушевленной кучке также отворена была дверь, чтобы вывести израильский народ из-под гнета и уничижения.

Или припомните небольшого ребенка Давида, над которым смеялся филистимский исполин Голиаф. Но так как он выступил во имя Господне, то Господь и этой малой силе отворил дверь и указал путь к славной победе.

Но поразительнее всего было, когда в Новом Завете вышли во весь мир вестники Распятого с такой поистине ничтожной силой, что они буквально были овцами среди волков, и однако ж своей верой и любовью победили сердца и привели ко Христу целые народы, к которым чудесная рука отворила им дверь.

Сколько и других примеров можно было бы привести, из коих можно видеть чудо открытия дверей там, где существует вера и любовь! Да, если и у нас не будет недостатка в этих добродетелях, то и нам отворит Господь не только двери, но и ворота, чрез которые можно будет вывести из плена и темницы несчастных узников алкоголя. И нам, может быть, даст Господь узреть нечто подобное тому, что было на одном из христианских кладбищ. Там была могила, крепко закрытая каменной плитой. На плите этой написано было: «Эта могила никогда не должна быть открываема». Такова была воля того, кто похоронен был в этой могиле. Однако ж она была открыта – но только не человеческой рукой. Плита дала трещину, в эту трещину запало семенное зерно, которое пустило корень, выросло, сделалось деревом и в конце концов разорвало каменную плиту. Так и Господь может чудесным образом отворить дверь и небольшой силой.

Он отворил уже некоторые двери и нашим скромным обществам. Поговорите с теми из деятелей в этих обществах, кои с особенной ревностью там подвизаются, и они поведают вам, как крепко те или другие алкоголики захлопывали пред ними двери, когда они предлагали свою помощь, ни за что не хотели вступить в их общество, и как чрез некоторое время они сами приходили, прося принять их, и как после обета, данного пред святым крестом и Евангелием, они исцелялись от своего недуга. Они расскажут вам о таких местах, где никто ранее не слушал проповедей и увещаний против пьянства и где сейчас имеются свои общества трезвости; они поведают даже о таких дверях, куда они не осмеливались даже постучаться, но которые затем вдруг открывались как бы сами собою. Несколько лет назад нам противодействовали в нашем деле многие даже из числа верующих. Если жадный до наслаждений мир считал нас за чудаков, то в среде верующих существовало подозрение в нечистоте побуждений и сектантском характере наших стремлений. Но вот, благодарение Богу, теперь мало-помалу рассеиваются эти предубеждения и во все слои общества начинает проникать признание целесообразности и необходимости нашей работы.

Чудесная рука Господня, таким образом, отворила дверь и нашей небольшой силе, – отворит ее и шире, если мы останемся верными нашему лозунгу: ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

Преобразивыйся на горе Христе Боже! Ты показал там, на Фаворе, ученикам Своим славу Твою, чтобы укрепить их веру в Твое Божественное достоинство. Божественной Своей благодатью умножь и пашу веру, укрепи и нашу надежду, воспламени и нашу любовь, дабы мы не охладели и не ослабевали в своей ревности при тех трудностях и преткновениях, которые, несомненно, ожидают нас на нашем тернистом пути. Аминь.


Голос Церкви. 1912. Октябрь. С. 1–9.



Наверх