Слово на Евангелие от Матфея. Об апостольском звании
Грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. (Мф.4:19)
Божественный Учитель, сошедший с небес, открыл, наконец, в прибрежных странах Галилеи, великое училище небесной мудрости на земле. Здесь впервые начал говорить Богочеловек – Слово, ниспосланное от Небесного Отца к людям, великий Посланник начал первую проповедь покаяния и небесного царствия. Отыде Иисус в Галилею и оттоле начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное (Мф.4:12,17). Это и есть тот великий свет, который, по пророчеству Исаии, должен был воссиять народу, сидящему во тьме и сени смертной, то есть спасительное сияние Евангелия, которое должно было просветить и новою благодатью возродить к жизни простых людей, живших в Галилее Иудейской, вместе с помраченными и закосневшими в нечестии язычниками. Первыми учениками, приглашенными к этому новому учению, были треблаженные Симон Петр, Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, люди простые по духу, бедные по состоянию, рыбаки по занятию: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Такими орудиями воспользовалась воплощенная Божественная Мудрость, – немудрыми, немощными, презираемыми, чтобы упразднить, как говорит ап. Павел, мудрость, благородство и силу мира, дабы таким образом обнаружилось, что учение Христово, которое принял мир, было делом силы не человеческой, а Божией. Что же сделали эти добрые рыбари? – Оставив в тот же час сети и корабль, следовательно, все свое убогое имущество, и даже самого отца, они приняли призвание без колебания и пошли за Призвавшим. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста (Мф.4:22). Таковы должны быть истинные ученики Христовы, – совершенно посвятившие себя Христу; отделившиеся и отрешившиеся от всякой мирской вещи. Об этом, благочестивые слушатели, повествует сегодняшнее Евангелие, – именно о призвании Апостолов Христовых; и так как наша святая Церковь богодухновенно посвятила памяти Святых Апостолов эти дни, повелевая нам освящать их постом, я признаю благовременным говорить сегодня о преимуществе и достоинстве апостольского звания.
«Апостол», по общему смыслу слова, значить «посланник»; таковы все вообще царские послы, назначенные на какую-нибудь высокую службу; они, представляя собою лицо царя, от которого посылаются, имеют два особенных преимущества – в слове и в деле. Именно, что бы они ни сказали, что бы ни сделали, все это считается как бы словом и делом самого царя, пославшего их. Представителями Богочеловека Слова, посланными во весь мир для проповеди о всемирном спасении и небесном царстве, были ученики Христа, названные Им Апостолами. Избра от них дванадесяте, ихже и Апостолы нарече (Лк.6:13), посла их проповедати Царствие Божие (Лк.8:2): шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мк.16:15).
Но и самый образ послания чудесен: якоже, говорит Он, посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Ин.20:21). Это значит: как Апостолом Предвечного Отца был Сын, ниспосланный на землю, чтобы выполнить великое дело божественного домостроительства, (как и называет Его Павел: посланник исповедания нашего, Евр.3:1), в силу чего Он и получил от Отца всю власть над небесным и земным: вся Мне предана суть Отцем Моим (Мф.11:27), дадеся Ми всяка власть на небеса и на земли (Мф.28:18), – так Апостолами воплотившегося Сына были Его ученики, имеющие всю власть от Сына. Таким образом, подобно тому, как Сын, будучи Посланником Отца, представлял лице Отца, так что принимавший Сына принимал Самого Отца: иже приемлет Мене, приемлет Пославшего Мя (Мф.10:40): так и ученики, как Апостолы Сына, представляли лице Сына; поэтому, кто принимал учеников, принимал Самого Учителя: иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф.10:40), и слушай вас, Мене слушает (Лк.11:16). Поэтому все тайны, какие услышал Сын, Посланный от Отца, узнали и ученики, посланные Сыном. Вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15:15).
Итак, Сын есть Посланник и Таинник Отца, а ученики – посланники и таинники Сына; поэтому они и получили те два особенные преимущества в слове и в деле. В слове: все, что они ни скажут, должно быть принимаемо на веру, как сказанное Самим Богом; в деле: все, что бы они ни установили, должно быть сохранено, как бы совершенное Самим Богом. Это значит: как (с одной стороны) всяк человек ложь, а (с другой) только Богу свойственны полнота истины и непогрешимость: равным образом эту полноту истины и непогрешимость имеют Апостолы, так как их слова не суть слова человеческие, а Божии, и их устами, как через богодухновенное орудие, глаголал Дух Святый, Который есть Дух истины: не вы бо будете глаголющий, но Дух, глаголяй в вас (Мф.10:20), говорил им Христос. Далее, как ни человек, ни ангел, но только Сын Божий имеет собственно духовную власть и один держит ключи, чтобы отверзать двери небесного царства, точно так же всю эту власть и эти ключи Апостолы получили от Сына, когда Он сказал им: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесах (Мф.18:18).
Ни одного такого преимущества не получили пророки. Они, действительно, получили дар Святого Духа, но только отчасти, именно дар пророчества, чтобы предрекать о будущем; но на Апостолов Всесвятый Дух излил все богатство божественных даров Своих, когда сошел в виде огненных языков. Пророки видели образы будущих вещей в зерцале и гадании, тогда как Апостолы видели собственными очами. Во иных родех, – говорит Павел, – не сказася тайна Христова сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его Апостолом... Духом Святым (Еф.3:5). Тогда Бог, как Судия, являл миру только божественное Свое правосудие, и бич, и железный жезл этого Божественного правосудия отдал в руки пророков, чтобы обличениями и устрашениями они поражали необузданный человеческий грех. Но они не имели власти простить на земле ни одного греха, ни одного человека не могли они ввести в Царство Небесное, которое заключило грехопадение Адама. Когда же пришло исполнение времени, и Бог, как Отец, явил божественное Свое благоутробие и ниспослал Сына Своего Спасителя миру, Он предал всю сокровищницу Своего божественного благоутробия в руки Апостолов, сделав их управителями Своей божественной благодати и ключарями небесного царства. Поэтому они отверзли здесь на земле двери всемирного спасения и восход на небеса к вечному блаженству. Таким образом, пророки были вестниками древнего закона, Апостолы – вестниками Евангелия новой благодати. И насколько Евангелие превосходит древний закон, настолько звание Апостола превосходит звание пророка. Отсюда мы можем заключить, что «Апостол» по званию (в тесном смысле) значит: человек, представляющий лице Сына Божия, десница и уста Бога, человек, который в устах имеет слово Божие, и носит в деснице ключи всей духовной власти.
Таких служителей и помощников воплощенного Бога Слова, было выбрано двенадцать: Симон Петр и Андрей, его брат, которые прежде были учениками Иоанна; Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея; Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей мытарь, Иаков Алфеев, Леввей, названный Фаддеем, который именуется и Иудой, написавшим соборное послание, Симон Кананит, он же и Зилот (ревнитель) и Иуда Искариот, на место которого впоследствии был избран Матфий.
Двенадцатичисленный лик Апостолов Дух Святый предуказал в божественном писании, во многих образах. Патриархов, сыновей Иакова, было двенадцать, которые, как двенадцать богонасажденных деревьев, произрастили многочисленные ветви, народ Израильский, плод божественного обетования. Это – прообраз двенадцати Апостолов, которые посредством Евангельской проповеди породили особенный народ, нового Израиля, бесчисленных чад Церкви. Двенадцать было старейшин Еврейских, которые под начальством первого судии, Моисея, судили весь народ; это прообраз двенадцати Апостолов, которые, под начальством верховного Судии живых и мертвых, по вдохновению Святого Духа, судили здесь на земле, всю православную Церковь, а там, в пакибытии, воссядут на двенадцати престолах, судя двенадцать колен Израильских. Двенадцать соглядатаев, посланных Моисеем в землю обетованную, суть прообраз двенадцати Апостолов, посланных Христом в звании Епископов вселенской Церкви, которая есть земля благословения и благодати. Двенадцать было источников воды, из которых Израильский народ утолял жажду в пустыне; это прообраз двенадцати Апостолов, напоивших лице земли текущими в вечную жизнь струями божественного учения. Двенадцать было волов, поддерживавших в храме Соломоновом медное море; это образ двенадцати Апостолов, которые как мысленные волы, плугом креста возделавши Церковь, были сами закланы затем на жертвеннике мученичества, как духовные всесожжения. Двенадцать звезд окружали главу жены, которую Иоанн видел в откровении облеченною в солнце и с луною под ногами; они служат прообразом двенадцати Апостолов, которые как двенадцать звезд сияют в венце таинственной невесты Христовой, облеченной в свет Евангельской истины и попирающей сень синагоги. Было двенадцать драгоценных камней, которые видел тот же Богослов и на которых был основан небесный Иерусалим; это – самый наглядный образ двенадцати Апостолов, на которых, всех вообще, Христос основал Свою святую Церковь. И стена града имеяше оснований дванадесять, и на них имен дванадесять Апостолов Агнчих (Откр.21:14).
Вот великое, высокое, спасительное звание святых Апостолов. Наша святая Церковь прилично чтить их особенною честью, ибо они были Богомужного Слова богодухновенными устами, божественного домостроительства богозванными сотрудниками, всемирного спасения духоносными вестниками, Церкви непоколебимыми столпами, верными домоправителями новой благодати, всеблаженными ключарями небесного царства.
Христиане! Заяц не боится небесного грома так, как диавол убоялся проповеди святых Апостолов: он задрожал, убежал из храмов, где принимал поклонения, как бог, и скрылся в преисподние части подземного мира; и доселе он боится, трепещет и убегает, как только услышит проповедь апостольского слова в Церкви Христовой. Но, увы! Когда в Церкви Христовой (царит) молчание, то есть когда не слышно слова Божия, когда молчат, пребывают безгласными стражи и пастыри словесных овец, преемники Апостолов, тогда диавол ободряется, выходит безбоязненно, входит дерзко в стадо Христово и пожирает христианские души, как кровожадный волк – оставленных без охраны овец. Это я говорю с большим сокрушением и сердечной горестью. Где не слышится слово Божие, там ясный признак, что Бог прогневался. Большего зла для христианских обществ быть не может; это говорит Сам Бог устами одного из пророков: се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня, и обтекут ищуще словесе Господня, и не обрящут, – говорит Он (Ам. 8:11,12); то есть настанет время, когда Я пошлю на землю голод, не голод от (недостатка) хлеба, или воды, но голод слова Божия, так что люди будут алкать и искать его, как голодный ищет пищу, и не будут находить его, чтобы насытиться. И наоборот, должно считать знаком благословения и милости Божией там, где нет такого голода, там, где слышится слово Божие, там, где проповедуется Евангелие, там, где изъясняется учение Апостолов, там, где христиане слушают и научаются догматам веры, пути спасения и вечной жизни.
Тело для питания не имеет столько нужды в хлебе, сколько нуждается душа в слове Божием для питания в вере. Вера – от слуха, говорит Павел; как теперь уверуют христиане, говорит он, если не услышат, и как услышат, если некому будет научить? Како же уверуют, егоже не слышима, како же услышат без проповедающего? (Рим.10:14).
И с другой стороны, слово Божие, – говорит Григорий Великий, – есть тот ангельский хлеб, которым питаются души, алчущие Бога.
Но святое Евангелие, которое за каждой литургией читается священником, разве не есть слово Божие? Да. Но чтение Евангелия, которое совершает священник, не приносит того плода, какой приносит изъяснение Евангелия, какое делает учитель, толкователь Евангелия. Книга пророка Исаии, которую читал евнух Кандакии, Ефиопской царицы, помогла царедворцу только тогда, когда ее объяснил ему Апостол Филипп: разумевши ли, яже чтеши? (Деян.8:30). Это же могу сказать и я, как священнику читающему, так и христианину, слушающему Евангелие. Зачем нам скрывать? Будем говорить об этом открыто. Его не понимает ни тот, кто читает, никто слушает; какая же может быть от этого польза? какой плод?
Но когда учитель проповедует с амвона, когда объясняет смысл, истолковывает притчи, когда раскрывает тайны, тогда слово Божие имеет силу, тогда оно живо и действенно, как говорит Павел; тогда оно делается тем обоюдоострым мечем, который проникает, поражает, трогает сердца слушающих, который возбуждает сокрушение, влечет к покаянию, приводит ко спасению.
Но возвратимся к тому, о чем у нас речь. Так как мы спасительными мрежами святых Апостолов извлечены из глубины погибели, другими словами: так как в силу Евангельской проповеди, совершенной Апостолами, мы получили благодать быть христианами, какое по вашему мнению мы должны (оказывать) им почитание? Освятим же богоугодною добродетелью поста эти дни, посвященные их чести и памяти. С радостью вынесем этот небольшой труд ради тех, которые столько потрудились для устроения Церкви Христовой и спасения мира. А награду за пост, венец за наш труд молитвами сих славных Апостолов даст нам мздовоздатель Бог в этом веке и во грядущем. Аминь.