Слово на Евангелие от Матфея. О служении Богу и мамоне
Никтоже может двема Господинома работати.(Мф.6:24)
Бог и мир друг другу крайне противоположны, совершенно несовместимы, далеко разделены и сами по себе суть два господина, которым обоим (вместе) служить, как говорит Христос, никто не может. Если кто приблизится к одному, должен удалиться от другого; если возлюбит одного, должен возненавидеть другого; если будет одному служить и (одного) чтить, то должен другим пренебрегать и отвращаться от него. Любо единаго возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзем же нерадити начнет (Мф.6:24). Наши очи не могут в одно и тоже время смотреть вверх и вниз; наш ум не может думать одновременно о небесном и земном; наше сердце не может любить одновременно Бога и мир; – или одно, или другое, так как оба вместе – невозможно: никтоже может двема господинома работати – Богу и мамоне. Причины этого я вам изложу в кратких словах. Первая (причина заключается) в том, что Бог требует для служения Себе всего человека: так же всего человека требует для служения себе и мир, а быть безраздельно и здесь и там человеку невозможно. Вторая – что весь закон Божий совершенно противоположен закону мира и, следовательно, так же невозможно подчиняться двум законам, совершенно противоположным. По этим двум причинам невозможно, чтобы кто-нибудь служил двум господам, именно Богу и миру. Слушайте (речь) об этом со вниманием.
Первая и великая заповедь, которую Бог дал в 6-й гл. Второзакония и которую Христос часто повторяет в Евангелии, это – слыши Израилю, Господь Бог Твой, Господь Един есть (Вт.6:4; Мк.12:29). Иначе, Я, – (как бы так говорит Бог), Я – один и единственный твой, о человек, естественный и исконный господин, Я, Который создал тебя из ничего, дал тебе жизнь и душу, искупил тебя Своею кровью, даровал тебе спасение и уготовал для тебя небесное царство. Ты – Мое создание, Мое приобретение, ты весь Мой. Итак, возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всего помышления твоего и от всея души твоея и всею крепостию твоею (Втор.6:5; Лк.10:27). Я хочу, чтобы все твое помышление, весь ум, все созерцание твое было обращено ко Мне, чтобы ты не думал, не размышлял, не представлял себе ничего другого, кроме Меня; так чтобы и малейшая твоя мысль не уклонялась к какому-нибудь другому предмету. От всея души твоея: Я хочу, чтобы все твое влечение, стремление, любовь, надежда твоя были направлены ко Мне и никто другой не имел места в твоем сердце. Всею крепостию твоею: Я хочу, чтобы вся твоя сила, весь труд и делание были посвящены Мне, и не потерплю, чтобы ты имел часть с другим господином. Я – Бог ревнитель и хочу один быть твоим Господом. Слыши, Израилю, Господь Бог твой, Господь един есть. Я хочу тебя всего, с телом и душою, и поэтому требую, чтобы ты любил Меня одного, Мне одному служил всеми чувствами своего тела, всеми силами своей души: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея и всею крепостию твоею. Так повелевает Бог.
Мы рождены и воспитаны в мире, и потому опутаны многоразличными узами мира; чтобы порвать эти узы, Сын Божий пришел на землю, вооруженный мечом: не мните, яко приидох воврещи мир на землю (Мф.10:34) т. е. заключить мир с отступником миром – и действительно, он отступник, так как он отделился от Бога и не признает Бога – мир Тем бысть и мир Его не позна (Ин.1:10); – не приидох воврещи мир, но меч (Мф.10:34), хочу вести с ним вечную войну, так как он Мой враг. Великие узы, слушатели мои, (узы), которые привязывают нас к миру, есть любовь родителей к детям, детей к родителям, брата к брату, друга к другу, любовь к собственной жизни; и Христос говорит: меч приидох воврещи на землю, чтобы рассечь эти узы и отделить детей от отца их, дочь от ее матери и невестку от свекрови. Приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою (Мф.10:35). Иже любит Отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин (Мф.10:37). Кто старается сохранить свою жизнь, потеряет ее: обретый душу свою, погубит ю (Мф.10:39). Следовательно, Христос хочет, чтобы люди любили только Бога и больше, чем родителей, и детей и самую жизнь. Возлюбиши Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея и всею крепостию твоею.
Другие узы – это житейские заботы и попечения (о том), что нам есть, что пить, во что одеться, как прожить. Христос говорит: приидох воврещи меч на землю, чтобы разсечь и эти узы; Он хочет, чтобы мы не заботились ни о пище, ни об одежде, ни о чем-либо другом, и обещает, что Он Сам, как Отец и Податель всего, одевающий цветы мира и питающий птиц небесных, будет заботиться о вещах, нам необходимых. Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся; весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф.6:25,32). Таким образом, Христос рассекает все узы, связывающие нас с миром, чтобы мы не имели решительно никакой доли в мире, чтобы все целиком принадлежали Богу. Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоея и всею крепостию твоею.
С другой стороны, и мир хочет, чтобы мы всецело принадлежали ему, и не позволяет нам иметь части с Богом, от Которого он старается удалить нас тысячами способов. Знаете ли вы, как тяжела была власть фараона над порабощенным еврейским народом? Чтобы окончательно подчинить их, он целый день держал их занятыми в бедствии и труде: (заставлял их) перекапывать виноградники, очищать сады, возводить постройки, – все дела тяжелые и болезненные. Вообразите бесчеловечность сего тирана! Были посланы Моисей и Аарон сказать ему от лица Божия, чтобы он отпустил этот несчастный народ на несколько дней отдохнуть и удалиться (в пустыню) для принесения жертвы и прославления Бога. Отпусти, люди Моя, да праздник сотворят Мне; пойдем путем трех дней в пустыни, да пожрем Господу Богу нашему (Исх.5:13). Да? говорит нечестивый царь, евреи еще помнят своего Бога? Еще хотят приносить Ему жертвы? Так пусть же они занимаются делом, чтобы вовсе не имели времени думать о таких вещах. Пусть все часы работают мне, чтобы не оставалось у них ни одного часа для служения их Богу, – да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них (Исх.5:9). И действительно, эти несчастные имели раньше только одно дело, – приготовлять кирпичи, но затем им дано было и другое – собирать и солому; – труд двойной, не оставляющий даже мгновения, чтобы совершить и даже помыслить о деле Божием, – жертве. Над ними стояли определенные царем приставники, которые понуждали их к делу и не давали им вздохнуть. Да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них. Такую же власть хочет распространить на нас, христиан, мучитель душ наших, богоненавистный мир; он хочет, как пленников, держать нас всегда под гнетом трудов, в треволнениях этой тяжелой жизни и особенно, когда мы хотим выполнить наш долг по отношению к Богу, тогда то он и осложняет нам препятствия; тогда именно он и говорит: да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них. Желаем ли мы молиться? – Тогда-то и усиливаются мирские помышления, которые рассеивают наш ум в тысяче мелочей и, что хуже всего, в постыдных пожеланиях. Желаем ли выслушать литургию? – Тогда-то и осложняются у нас мирские дела, которые влекут нас из церкви или на торжище или в палаты. Желаем ли поисповедаться, – здесь уже поистине удваиваются мирские искушения, которые не дают нам совершить это богоугодное дело. Так, день проходит без молитвы, праздник – без литургии, год – без покаяния; этого требует мир, – всего времени нашей жизни на служение себе, дабы ни одного мгновения не оставалось на служение Богу: да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них! Не заботьтесь, говорит Бог в сегодняшнем Евангелии, о том, что есть и что пить. – Нет, – говорит мир, – пусть об этом-то и заботятся, главным образом пусть заботятся о том, как одеться, как достигнуть почестей, богатства, чтобы они не имели никогда времени служить Богу.
Теперь, о христианин, Бог хочет тебя всего, и мир так же; а быть с обоими зараз для тебя не возможно: не можеши двема господинома работати. Это два несовместимых господина, которые совершенно не могут прийти к соглашению. Один угольщик хотел поселиться вместе с красильщиком, но тот сказал ему: человек, не возможно нам обоим вместе поселиться в одной комнате, потому что я боюсь, как бы ты не зачернил того, что я белю. – Какая сажа, какая пыль, какая тьма – эта забота и попечение мира! Как она ослепляет, как помрачает очи рассудка и не дает ясно видеть Бога! Как невозможно угольщику и красильщику поселиться вместе в одной мастерской, так мирская забота и помышление о Боге не могут находиться в одной душе одновременно: «в обуреваемом и ведущем борьбу уме не водворяется ни мысль о хорошем, ни благодать Божия», – говорит Великий Кирилл. Вот в чем состоит первая причина, по которой никто не может служить двум господам, – именно Богу и миру.
Вторая – в том, что закон Божий совершенно противоположен закону мира. Прежде всего, – что повелевает закон Божий? – Чтобы мы любили нашего ближнего, как самого себя; более того, (чтобы любили) самого врага и благотворили тому, кто нам сделал зло. А закон мира понуждает нас не только не любить даже друзей, не только братьям ненавидеть друг друга, родителям воевать с детьми и детям с родителями; но и сверх всего этого, даже к благодетелям всегда быть неблагодарными. Бог повелевает нам быть милосердными к нищим, помогать и оказывать им милость; а мир повелевает быть скупыми, и обогащаться на чужой счет, так сказать сосать кровь бедных. Бог требует от нас правды, а для мира нет ничего столь ненавистного, как правда. Поэтому поистине с божественною мудростью сказал Христос: Дух истины, Его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его (Ин.14:17), так как мир хочет козней, лести и лжи. Бог хочет, чтобы соблюдалась справедливость, укрощалось зло, чтобы чтилась добродетель, прославлялся порядок, чтобы каждый получал по достоинству и владел по силе. Мир хочет, чтобы царила несправедливость, чтобы порок восседал на престоле, а добродетель лежала на гноище, чтобы преобладало себялюбие, всем управлял беспорядок и разрушение. Короче говоря, Бог хочет смиренномудрия, скромности, кротости и терпения; а мир – совершенно обратного, – гордости, распущенности, вражды и соблазнов. Поэтому закон Божий есть тот узкий путь добродетели, который приводит к царству небесному; а закон мира есть тот широкий путь греха, который приводит к вечному мучению.
И кто ж может соблюдать два, столь различных закона и служить двум столь враждебным господам? Никто; никтоже может двема господинома работати. Нет среднего пути, невозможно удовлетворить обоих, – а только того, или другого: любо единого возлюбит, а другого возненавидит, или единого держится, о друзам же нерадити начнет. Величайший мудрец, величайший святой не может найти способ одновременно удовлетворить обоих. Славный Арсений известен, как великий мудрец среди людей земли и великий святой муж Церкви; слух о его добродетели побудил Феодосия Великого пригласить его ко дворцу быть учителем двух его сыновей, – Аркадия и Гонория. Арсений пришел; и вот этот достойный удивления муж был поставлен в необходимость служить двум господам, двум царям – земному и небесному, – Феодосию и Богу. А разве он смог? Раз ночью во сне он слышит с неба голос: «Арсений, беги и спасайся!», (Голос) как бы говорил ему: Арсений, ты не можешь служить двум господам, не можешь быть подвижником во дворце, среди такой мирской славы, не можешь заботиться о спасении своей души. Ты хочешь спастись? Беги и спасайся! И Арсений поспешил, убежал с царского двора, удалился в один монастырь, где и проводил самую святую жизнь. Так, христиане, заботы и развлечения мира сильно удаляют нас от Бога; они похожи на очень длинные одежды, которые мешают нам в пути; это тяжести, которые привязывают нас к земле; «сильно преданные житейским попечениям, – говорит Василий Великий, – похожи на мясистых птиц, которые хотя и имеют крылья, однако же, как овцы бродят по земле». А мы что теперь делаем? Какому господину из двух желаем служить? Миру или Богу? Позвольте мне сказать это в двух словах: если нас не ожидает когда-нибудь смерть, если мы будем жить в миру вечно, то пусть будет так, – будем ему служить, чтобы нарадоваться им; но если мы смертны, (если мы – одна горсть земли, не сегодня-завтра умрем и истлеем, если и (самый) мир этот – временный, – преходит бо образ мира сего, – говорит Павел (1Кор.7:31); если здесь мы только странники и наше отечество на небесах, – не имамы зде пребывающего града (Евр.13:14), но наше житие на небесах есть (Фил.3:20); если мы имеем господином и Отцом одного Бога, если во святом крещении мы обещали Ему быть верными рабами, – то послужим Богу всем помышлением нашим, всей нашей душой и всею крепостию нашей. Мир лживый и суетный! Пусть тебе служит и радуется тобою тот, кто не надеется наследовать рай и не верует во Христа распятого. А мы веруем в Него и Ему служим, чтобы воцариться с Ним, с Ним, Который говорит: ищите прежде царствия Божия... и сия вся приложатся вам (Мф.6:33), Ему слава во веки. Аминь.