Слово на Евангелие от Матфея. О предстательстве Богоматери
И прогневался Господь его, предаде его мучителем, Дóндеже воздаст весь долг свой. (Мф.18:34)
Нынешняя притча ясно учит, что не может ждать себе от Бога милости тот, кто не оказывает ее ближним: и прогневався Господь его, предаде его мучителем. Так и следует неблагодарному рабу: он испытал на себе такое милосердие своего господина и обнаружил такое бессердечие к своему товарищу. Он был должен десять тысяч талантов (так много!), не имея, чем заплатить, просил об отсрочке, и добрый господин освободил его, подарил ему их. Ему следовало получить только сто динариев (так мало!), и его должник, не имея чем заплатить, точно так же просил об отсрочке; но бессердечный человек схватил его, душил и, наконец, вверг в темницу. Видят прочие такое бесчеловечие и огорчаются; услышал господин и прогневался. Он призывает и сначала обличает: рабе лукавый, говорит ему, не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах (Мф.18:33)? Затем повелевает мучителям: «уберите его с моих глаз, предайте его пыткам, пока он не заплатит весь свой долг: и прогневался господь его, предаде его мучителем, Дóндеже воздаст весь долг свой. Так и следует, повторяю, неблагодарному рабу. Но теперь, несчастный, какую он имеет надежду избавиться от пыток? Надеется ли на то, что его опять помилует господин? Но тот уже помиловал его раз, а теперь очень разгневан. Надеется, может быть, на то, что товарищи сжалятся над ним и будут за него ходатайствовать? Но товарищи-то главным образом его и осуждают, сильно возмущенные его жестокосердием. Надеется заплатить свой долг? Но он очень велик – десять тысяч талантов! Так что же ему делать? – Сейчас скажу вам. Этот раб, на которого разгневался господин, и которого осуждают товарищи, раб, не имеющий никакой надежды на освобождение, есть несчастный грешник, отпавший от благодати Божией, удаленный от лица Божия, осужденный на все казни, какие может наслать божественный гнев. Итак, его Господь, Бог, прогневался; его друзья, святые, осуждают его, не ходатайствуют за него, долг его грехов беспределен, – не достанет целой жизни, чтобы заплатить его. Что же делать ему? К кому прибегнуть? Откуда ожидать спасения? – А вы, христиане, не знаете ли, кто надежда отчаявшихся? Кто прибежище грешников? Кто Матерь христиан? – Мария, Пречистая Владычица. Да. Если какой-нибудь грешник и приходит в такое несчастное состояние, что, с одной стороны, имеет прогневанного против него Бога, с другой – не имеет никакой помощи в виде ходатайства святых, и тогда, однако, его не покидает помощь и ходатайство Всесвятой Девы. Это я и хочу сказать вам сегодня в утешение грешникам и во славу Богоматери.
И прогневался господь его, предаде его мучителем. Хотел бы я, христиане, чтобы вы поняли, что значить (выражение): «прогневавшись господь его», то есть, как страшен Божий гнев, который возгорается от греха человеческого. Мы видим, что на многих примерах из божественного Писания, где Бог явился действительно, как говорит Давид, Богом отмщений. Согрешил впервые светоносный ангел, – и Господь его, прогневавшись, низверг его с неба, как молнию, отверз бездну огня неугасимого и тьмы кромешной, и туда заключил его на веки вместе с отступившими ангелами. Согрешил Адам, – и Господь его, прогневавшись, изгнал его из рая и осудил его возделывать землю, полную терний и волчцов, потом лица своего орошать хлеб всю свою жизнь. Согрешили люди во времена Ноевы, – и Господь их, прогневавшись, послал на них потоп водный, сорокадневный дождь, и потопил их. Согрешили жители Пятиградия, – и Господь их, прогневавшись, одождил на них огонь с небес и попалил. Согрешили Евреи и Господь их, прогневавшись, предавал их, побежденных, ограбленных и плененных, в руки врагов, то халдеев, то ассириян; и доселе они – поношение человеков и презрение у людей. Согрешил друг Его, возлюбленный Давид, – и, тем не менее, Господь его, прогневавшись, не простил его без того, чтобы не положить предварительно на него тягчайшего наказания, смерти детей и моровой язвы, разорившей почти все его царство. И много других подобных примеров мы видим в те древние времена. Согрешаем и мы, христиане, и разве не видим, как гневается Господь наш и наказывает нас многоразличными карами? Из них одни мы видим, потому что они поражают тело, – именно болезни, смерть, разорения, войны, пленения, нищету и другие бесчисленные несчастия; других не видим, так как они постигают душу, – когда Бог удаляется и отнимает Свою божественную благодать, откуда и происходит потемнение разума, не видящего света истины; то бессилие воли в отношении к добру; то невежество в догматах веры, неблагоговение к священному, упорство во зле, то, наконец, нераскаянность. В немногих словах, поскольку грех, говорят учители Церкви, есть высшее зло, то для Бога, Который есть высшая благость, нет ничего ненавистнее греха, и Божие правосудие ничего не карает, как грех, это дерзкое преступление божественных заповедей. Отсюда вы можете понять, как велик должен быть гнев Божий на человека, пребывающего во грехе. Он так велик, что даже праведный Иов боится его больше, чем вечного мучения: убо о дабы во аде мя сохранил еси, Дóндеже престанет гнев Твой! (14, 13). Иоанн Златоуст боится его более, чем тьмы наказаний: «не столь мучительно представить себе даже тысячи геенн, сколь мучительно увидеть Божие лице отвращающимся и кроткое око (Его) не терпящим воззреть на нас».
Когда Бог столь сильно прогневан на грешника, может ли кто-нибудь ходатайствовать пред Ним? Утолить Его гнев мольбой и обратить Его на благоутробие и милость? Там, в пустыне, Евреи совершили величайшее беззаконие, какое только может сделать человек против Бога: впали в идолопоклонство, сделали себе золотого тельца, поклонились ему, как Богу, и отвергли истинного Бога, освободившего их от рабства египетского. Сильно гневается Бог и хочет уничтожить, погубить, стереть их с лица земли. Моисей ходатайствует и просит: утоли гнев ярости Твоея и милостив буди о злобе людей Твоих, помянув Авраама, Исаака и Иакова, Твоя рабы. Нет, ответил Бог, остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх.32:12,13;10). Остави Мя: и кто удерживает Бога, кто Ему препятствует? Его гнев воспламенился и меч обнажился. Он Сам всемогущий и всевластен. Кто имеет столько силы и дерзновения не допустить Его совершить отмщение над этим неблагодарным народом? Его удерживает, Ему препятствует и не допускает до казни мольба Моисея, который говорит Ему: утоли гнев ярости Твоея и милостив буди о злобе людей Твоих, и напомнил Ему древних патриархов, Его верных рабов и друзей: помянув Авраама, Исаака и Иакова, Твоя рабы. И действительно, Бог прекратил ярость, угасил гнев Свой, умилостивился, простил Евреям их страшное беззаконие: и умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем Своим (Исх.32:14).
Теперь спрошу: кто такой был Моисей пред Богом? – Простой раб. А Авраам, Исаак и Иаков? – Тоже рабы. А Пресвятая Дева, кто такая пред Богом? Мать, Мать возлюбленная наиболее из всего творения. По словам святого Дамаскина, существует беспредельная разница между рабами Божиими и Материю Божией, и если ходатайство раба Моисея сдерживает Божию ярость и не допускает ее поразить идолопоклонников Евреев, то ходатайство Матери Марии еще сильнее сдержит этот божественный гнев и не даст ему пасть на грешных христиан.
Бог, умоляемый всеми святыми, иногда, выслушивает их, но иногда и не внимает; Он – Господь, а те – рабы; они просят о какой-нибудь милости, которую оказать, или не оказать – в Его свободной воле. Разве Павел не просил у Бога милости трижды и не был услышан? Но умоляемый Пресвятою Девой, Бог внимает Ей всегда, Он – Ее Сын, Она – Его Матерь, и чтобы Сын исполнил прошение Матери, это не есть милость, а естественный долг. Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царский дворец, царь, как говорит Божественное писание, поднялся со своего престола: и воста царь на сретение ей и поклонися ей, и поставиша престол другий матери цареве, и седе одесную его (3Ц.2:19). И когда она сказала ему, что хочет просить его об одной милости, он ответил ей с глубоким уважением: проси, мати моя, яко не отвращуся от Тебе (3Ц.2:20 ). Премудрый Соломон понимал, что, хотя он и царь, однако обязан почитать свою мать, как царицу; хотя и царь, он обязан выполнить желание своей матери: проси, мати моя, яко не отвращуся от Тебе. Так и всевышний Бог, когда Пресвятая Дева преставилась от земли на небо и вошла в чертог божественной славы, с какою, вы думаете, честью встретил Ее Единородный Ее Сын? Мы не можем постигнуть этой чести, и не представляем себе ничего иного, кроме того, что предсказал Св. Дух устами Давида: предста Царица одесную Тебе (Пс.44:10), т. е. что выше всех ликов святых и блаженных, выше всех чинов Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов Он посадил Ее одесную Себя на божественном престоле. Там Он как бы говорит Ей: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе, то есть, Мать Моя, избранная от всех родов, благословенная из всех прочих женщин, как Ты облагодатствована, исполнена благодати на земле, так и прославлена, исполнена славы в раю. Ты – Моя Мать и Я – Твой Сын; Сыну прилично почитать Мать, Матери – соцарствовать Сыну; седи одесную Меня и царствуй на небе и на земле, и пусть поклоняются Тебе Ангелы и люди, как Царице и Матери Божией. Я Бог, Я – Сын; как Бог, Я дарую Тебе Мою славу, как Сын – даю Тебе Мое сердце: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Проси, чего хочешь, и Я исполню Твое желание, и пусть знает мир, Кого ты имеешь Сыном, и Кого Я имею Матерью воистину; и таким образом прославят Тебя роды. Проси Мати Моя: проси исцеления тому больному, что полуживой лежит на постели; проси освобождения плененному, давно в цепях заключенному; (проси) за того бедного, который впал в столько несчастий; проси о спасении путешественника, который подвергается опасностям на море. Пусть только имя Твое призовет недужный – и исцелеет; плененный – и освободится; нищий – и найдет пропитание; мореходец – и будет спасен: проси, Мати Моя. Та бездетная женщина умоляет Тебя даровать ей детище, девушка – сохранить ее честь; воин – дать ему победу; моряк – привести его к пристани; земледелец – ниспослать ему урожай; купец – доставить ему прибыль, – пусть их желание будет исполнено, только по предстательству Матери: проси, Мати Моя. Ты хочешь, чтобы от голода, мора, войны, всяких видимых и невидимых врагов был сохранен тот город, страна, область, где благоговейно чтится имя Твое? Да будет так. Но Ты хочешь еще, чтобы тот грешник, возбудивший Мой гнев, нераскаянный грешник, достойный смерти и вечной муки, получил просвещение божественной благодати и обратился к покаянию? Чтобы (он) был спасен? – Пусть исполнится желание Матери: проси, Мати Моя, яко не отвращуся от Тебе. Я – Бог, Я – Сын. Я все могу сделать, как Ты хочешь, из любви к Матери. Пусть Мать Моя прославится Моею славою. Пусть Моя слава состоит в прославлении Моей Матери.
Так, христиане, повторяю: если Бог внимает мольбам прочих святых, это – Его милость, потому что Он – Владыка святых; а если внимает молениям Марии Девы, это – Его долг, ибо Он – Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону. Так говорит это Георгий Никомидийский в словах, обращенных к Самой Деве: «Ибо Творец, считая, как Сын, Твою славу Своей собственною, как бы уплачивая долг, исполняет Твои прошения».
Где ты, (самый) грешный, своими грехами превзошедший мытарей, блудниц и разбойников? Выйди сюда, и я сообщу тебе счастливейшую весть. Бог прогневался на тебя, как на бессердечного и неблагодарного раба в нынешней притче, и отогнал тебя от Своей благодати? Святые презрели тебя и вместо того, чтобы ходатайствовать, порицают тебя? Долг твоих грехов очень велик и ты не знаешь, чем заплатить божественному правосудию? Поэтому ты страшишься и отчаиваешься? О, несчастная душа, дерзай! Есть, кто поможет тебе в таком несчастий, – это Пресвятая Дева. Пусть будет (обращен) на тебя весь гнев Божий, но если Она будет ходатайствовать, Он смилостивится, ибо Он – Сын; пусть никто другой не просит за тебя, но если Она одна станет просить, то будет услышана, ибо Она – Матерь, много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки. Разве ты не знаешь, христианин, что одна слеза Матери, этой благодатной Матери, заглаждает много грехов? Одного Ее предстательства, одного слова, одного мановения достаточно, чтобы преложить весь Божий гнев и негодование на милость и благоутробие. Только прибегни к Ее покрову, проси Ее помощи, надейся на Ее предстательство и будь уверен, что, если ты держишься за такой якорь, ты не погибнешь. Ни одно животное в ковчеге не погибло: так не погибает никто из христиан, прибегающих под защиту Святой Девы, Которая есть кивот освящения. Поэтому наша Церковь воспевает: «никто же притекаяй к Тебе посрамлен исходит, чистая, Пресвятая Богородице, но просит милости и приемлет дар к полезному прошению».
О Мария, блаженнейшее имя, услада Ангелов и радость опечаленных! О Мария, о Дева, о Матерь Божия и Матерь христиан! Я тот непотребный раб, о котором говорит нынешнее Евангелие, (раб), на которого разгневался Твой Сын и которого презрели святые, (раб) обязанный заплатить Божию правосудию весь долг моих бесконечных грехов. Что мне делать? К кому прибегнуть? Откуда ждать себе спасения? Я Тебя делаю Своей споручницей, к Тебе прибегаю, на Тебя надеюсь, ибо Ты – надежда ненадеянных, прибежище грешных, Матерь христиан. Надежда моя, прибежище, Матерь моя, прими, сохрани раба Твоего, умилосердися над чадом Твоим! Одно ходатайство, одно слово, сделай одно мановение за меня пред Твоим Сыном – и я спасен! О Мария, надеющемуся на Тебя невозможно погибнуть!