Проповеди на праздники:


Слово на Евангелие от Луки. О трех препятствиях ко спасению.

Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи. И начаша вкупе отрицатися вси. (Лук.14:16,18)

Насколько Бог благ и многомилостив для человека, настолько человек непризнателен и неблагодарен по отношению к Богу. Благоутробие Божие борется со злобою человека; Божия благодать призывает, человеческая воля убегает; та умоляет, эта отвращается; та предлагает дары щедро, эта беззастенчиво отвергает. Владыка и хочет это именно выяснить нам в нынешнем Евангелии, которое имеет приточный, нравственный, иносказательный и наводящий смысл, по объяснению богословов. Приточный (его смысл заключается в том, что) какой-то человек устроил большой ужин и пригласил многих; нравственный – этот человек есть Богочеловек Господь, Который уготовал тайную вечерю пречистых Своих Таин и призывает нас ко святому Причащению; иносказательный – что это опять Сам воплощенный Бог Слово, Который, став человеком, пригласил, как на великую вечерю во святую Свою Церковь многих, Иудеев и язычников; наводящий, – что это Бог Отец, Который призвал на вечерю вечной сладости, то есть царства небесного, всякого человека, грядущего в мир, так как всем хощет спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4). Так беспредельна благость и велика милость Бога к человеку; но какова непризнательность и неблагодарность человека в отношении к Богу! Приглашенные не приходят, предопределенные отстраняются: и начаша вкупе отрицатися вси. Один говорит: я купил поле и мне нужно пойти посмотреть его; это – привязанный к миру (человек), купивший ценой своей души бесплодное поле этого мира, на котором он напрасно губит свои труды и (проливает) пот, но собирает только терния и волчцы мирского несчастия и суетности: село купих и имам нужду изыти и видети е (Лук.14:18). Другой купил пять пар волов и хочет их испытать; это – (человек), привязанный к богатству, который всеми чувствами, внешними и внутренними отдался корыстолюбию и лихоимству: супруг волов купих пять и гряду искусити их (Лук.14:19). А другой еще более бесстыдно говорит: я женился, и не могу прийти; это – плотоугодник, душа и тело его опутаны узами плоти: жену поях и сего ради не могу приити (Лук.14:20). Поэтому я делю людей на три разряда: одни привязаны к миру, другие – к богатству, третьи к плоти; мир, богатство и плоть – вот те три препятствия, которые не позволяют человеку пойти на великую вечерю, – к причащению пречистых Таин, к наслаждению небесного царства. Это и составит предмет нынешнего поучения*.

1) Село купих и имам нужду изыти и видети е; это (говорит) привязанный к миру. Мир – великое препятствие ко спасению человека. Мир и Бог совершенно противоположны друг другу. Никому невозможно служить Богу и миру: никтоже может двема господинома работати (Мф.6:26)...**

Антоний Великий видел в одном видении, что весь мир покрыть какими-то сетями; сети на полях и садах; сети на путях и площадях; сети на дворцах богатых и домах бедных; сети на церквах и жертвенниках; сети на всяком месте.

Что же обозначает видение? Сети – это заблуждения и обманы мира, его заботы и попечения; сети, ловящие за руки, за ноги, за шею, глаза, (уловляющие) ум я сердце. Сети, связывающие мужей, жен и детей, юношей и старцев. Тот хочет сотворить молитву, пойти в церковь, хочет поисповедаться, причаститься, хочет, наконец, исправиться, но его держит сеть мира. Хочет помолиться, но он имеет в уме тысячи забот о доме; пойти в церковь, – но ему нужно идти к вельможе, нужно окончить какое-нибудь дело, нужно сходить на рынок, осмотреть товар; чтобы исповедаться и причаститься, он не находит ни дня (удобного), ни часа, ни мгновения. Вы знаете, как тяжело было господство фараона над порабощенным Еврейским народом?..

Отпусти люди Моя, да праздник сотворят Ми; ... пойдем убо путем трех дней в пустыню, да пожрем Господу Богу нашему.... Да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них (Исх.5:1;3:9).

Так проходит день без молитвы, проходит праздник без литургии, проходит год без покаяния, целый путь жизни проходит в мирских заботах, без единой мысли о Боге. И как будет мысль о Боге там, где (царят) мирские заботы? «Нет, – говорит Кирилл Великий, – в волнующемся и ведущем борьбу уме никакой мысли о добром, и не вселяется Божия благодать»... Волнующаяся вода, цвет которой не виден... Христианин! Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи. Что ты скажешь? Молю тя, имей мя отреченна... О, какое великое препятствие для спасения человека представляет мир!

2) А ты, другой, что ответишь? Супруг волов купих пять и гряду искусити их. – Это – (человек), любящий богатство. О какое великое препятствие для спасения человека представляет богатство! Вот здесь-то поистине та великая сеть, которая держит душу крепко связанной. Поэтому блаженный Павел и говорит: хотящий богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающие, яже погружают человека во всегубительство и гибель (1Тим.6:9). Во-первых, – в искушение; во-вторых – в гнев; в-третьих – во многие бессмысленные и вредные похоти. В искушение: клясться, обижать, грабить; в гнев: поносить, браниться, убивать; во многие бессмысленные и вредные похоти: море ненасытное... Человеку некоему богату угобзися нива... О возвращении чужой вещи он даже и не думает (Аталанта и Иппомен)... Диоген на вопрос, почему золото бледно, ответил, потому что многие за ним гонятся. Ибо невозможно любить вместе деньги и душу... яже погружают человека во всегубительство и гибель…

Итак, какое великое препятствие для спасения человека составляет богатство! Христианин! Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи. Что ты скажешь? Молю тя, имей мя отреченна.

3) Не приходит один, ибо любит мир, не приходит другой, потому что любит богатство. Приди хоть ты, кто бы ты ни был! Но что я вижу, что слышу? Жену поях и не могу приити. О, какое великое, стеснительное, могучее препятствие для спасения человека эта плоть! Это не сеть, а тройная веревка; это – железная цепь, которую ничто, кроме смерти, не может порвать. Жену поях и сего ради не могу приити. 

Признаем, христиане, открыто, – нет никого, кто бы сильнее женщины властвовал над нашим сердцем. (История трех юношей). Женщина укрощает львов, подчиняет царей, порабощает властителей, побеждает мужественных, принуждает людей ненавидеть собственных детей, отказаться от родителей, предать отечество, убивать, изменять вере, идолопоклонствовать, мучить, если бы у них была не одна, а даже и тысячи душ... Сыне, да не победит тя доброты похоть (Прит.6:25) и не ходи во след очей твоих. Распутство ужасно в измышлении зла. О какое великое, стеснительное, могучее препятствие эта плоть! Если раз ты попал в сети, то хотя бы тысячу раз я призывал тебя к покаянию, ты будешь отвечать: не могу приити.

Итак, я заключаю: Человек некий сотвори вечерю велию и зва многи: уже готова суть вся; и начата вкупе отрицатися вси. Не приходит один из любви к миру, другой – из любви к богатству, иной – из угождения плоти. Вси уклонишася... И вы хотите, чтобы Бог не гневался на нас?..

...Беседа Авраама с Богом, когда Он хотел разрушить Содом...

...Много званных, мало же избранных. А я говорю, – много званных, но избранных ни много, ни мало...

...Вси уклонишася вкупе, неключими быша; несть творяй благостыню, несть до единого (Пс.13:3).


Примечания:

* I и II ч. не найдены, за исключением нижеследующих заметок.

**  В местах где проповедь сохранилась не полностью, поставлены многоточия

Проповеди на праздники:

Наверх