Проповеди на праздники:


Слово на Евангелие от Луки. О проповеди слова Божия

Изыде Сеяй сеяти семене своего, и ово паде при пути, …а другое паде на камени,.... и другое паде посреде терния,.. другое же паде на земли блазе (Лук.8:5–8)

Какой несчастный этот земледелец, о котором повествует в притче нынешнее священное Евангелие! Какой тщетный труд! Как много семени! Как мало плода! Он сеет с бодрым сердцем, открытой рукой, с благими надеждами, но семя частью падает на пути и попирается прохожими, или поедается птицами, частью падает на камне и, так как не имеет влаги, засыхает, частью – в терновник и, не имея простора, заглушается им. Самая малая часть падает на добрую землю и только она пускает корни, произрастает и дает плод.

Иносказание притчи ясно. Сеятель это – проповедник священного Евангелия и Учитель; семя это – слово Божие, которое в изобилии сеется в святой Божией Церкви, но часть его падает, как бы на пути, среди некоторых христиан, не имеющих никакого внимания, и поэтому подвергается презрению и рассеивается. Другая часть падает, как бы на камень, в некоторые сухие сердца и поэтому не пускает корней и не приобретает силы. Иная попадает как бы в терновник, в умы, полные житейских забот, и поэтому остается бесплодной. Только незначительная часть падает, как бы на добрую землю, в некоторые благоговейные души; которые выслушивают его с радостью, с заботливостью соблюдают его, и только здесь оно приносить многообразный плод спасения. Доселе много убытков у земледельца, велика потеря семени; и я жалею о семени, которое погибает, сожалею и о земледельце, который терпит убытки. Но несравненно больше я жалею, лучше сказать стенаю от сердца и безутешно плачу о том, что в наши несчастные времена нет земледельца и совершенно исчезло семя, т. е., не находится проповедника и учителя Евангелия и совершенно прекратилось сеяние слова Божия. Поэтому таинственная нива Церкви Христовой окончательно запущена, так как вовсе не возделывается и не засевается; и там, где некогда она производила для житниц Царства небесного – много или мало избранной пшеницы, плода правды, теперь произращает только терние, волчцы, плевелы, бесплодные деревья, – все вещество для огня вечного мучения. Поэтому сегодня, пользуясь этой притчей, хочу вам указать, во-первых, как полезны и как необходимы в Церкви Христовой земледелец, который сеет, и семя, которое сеется, т. е. проповедник, учитель Евангелия, и проповедь Евангелия или Слово Божие, учение; а во-вторых, каковы причины, препятствующие тому, чтобы приносился плод душевного спасения. И здесь я умоляю Святого Духа о содействии, чтобы семя нынешней Евангельской проповеди, которое я буду сеять, пало не при пути, не на камне, не в терновник, а целиком на добрую и хорошую землю, и принесло духовный плод сторицею. Имеяй уши слышати, да слышит (Лук.8:8).

I

Приблизились дни, когда Господь наш Иисус Христос должен был оставить землю и вознестись на небо; там, на горе Елеонской, Он дает Апостолам такого рода заповедь: ученики Мои, Я исполнил волю пославшего Меня Отца; теперь Я должен удалиться и оставляю вас; но Я вас оставляю наследниками Моей власти, Апостолами Моего учения, наследниками Моего духа. Дело, которое Я заповедую вам сделать, заключается в том, чтобы вы обратили весь человеческий род в Мою веру. Видите весь этот великий мир, – он от востока до запада и от севера до юга есть царский трон миродержителя; здесь господствует нечестие и идолопоклонство; здесь три великие врага: неукротимое жестокосердие Иудеев, пытливая мудрость Эллинов и страшная сила Римлян. Вам, таким образом, предстоит победить силу Римлян, смутить мудрость Эллинов и смягчить жестокосердие Иудеев. Идолопоклонство и нечестие вы должны превратить в благочестие и богопознание; вы должны победить весь мир и царство мира обратить в царство Божие. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28:19). В высшей степени трудное дело, чтобы двенадцать человек, бедных и низких родом, победили весь мир. Но какое оружие дал им Христос, пославший их вести такую великую войну? Бог посылает Иисуса Навина со всем Израильским народом покорить Иерихон и говорит ему: видишь этот великий город? Представляешь ли себе эти высокие стены? Вот эти стены Я разрушу до земли, и ты войдешь победителем в тот город. Я хочу, чтобы ты при этом не употребил никакого оружия, ни меча, ни копья, ни лука и стрел, вообще никакого другого военного орудия. Достаточно одного того, чтобы священники подняли ковчег на свои рамена, обошли стены и вострубили в трубы, – и Я обещаю тебе, что со звуком труб стены падут, и город будет отдан в твои руки. Так сказано, так и произошло. И вострубиша жерцы трубами,.. и падоша вся стены… окрест, и внидоша вси людие во град (Нав.6:19). Такую же заповедь дал и Своим Апостолам Христос. Я вас посылаю, сказал Он им, победить весь мир, покорить всю тварь, привлечь в православие все народы, сделать всех людей христианами; но Я не хочу, чтобы вы воспользовались каким-нибудь особого рода оружием. Я хочу, чтобы вы не брали с собой не только меча и копья, но даже ни сумы, ни жезла; достаточно только, чтобы вы подняли ковчег освящения, взяли Мое Евангелие и с ним прошли повсюду, чтобы уста ваши сделались трубами и вы возвестили его (Евангелие): шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари (Мр.16:15); и Я вам обещаю, что пред одной проповедью Евангелия падет весь мир и все люди обратятся в Мою веру. – Так сказал им Христос; так и случилось: пред проповедью Евангелия, которую распространяли сначала Апостолы, пали высокие стены Иерихона, т. е. языческие капища и еврейские синагоги. Пали идолопоклонство и нечестие; воздвиглась новая Церковь и воссияла новая вера Христиан. А проповедью Евангелия, которую продолжали затем наследники Апостолов, архиереи и иереи, трубы Святого Духа, укрепилась Церковь и вера распространилась во все концы земли: во всю землю изыде вещание их и в концы вселенные глаголы их (Пс.18:5). Таким образом, единственное орудие, которым Бог воспользовался для уничтожения в мире нечестия и распространения богопознания, есть не иное что, как проповедь Евангелия, слово Божие, поучение: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Так необходима и так полезна в Церкви Христовой проповедь Евангелия.

Но неужели она имеет такую чудесную силу? Всемогуще ипостасное Слово, Которое вечно рождается от всеносящего Ума совечного Отца и есть поэтому Премудрость Отца и Сила, как (это) и говорится Павлом, – Которою Он сотворил веки, создал все, небо и землю, видимое и невидимое: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс.32:6), – так свидетельствует Давид; и Иоанн говорит: вся Тем быша (Ин:1, 3). Так же всемогуще и то слово Божие, которое есть внешнее выражение (воли) Ипостасного (Слова), и имеет всю силу Святого Духа, чтобы совершать самые возвышенные чудеса: как То (Ипостасное) – в творении, каковые видела природа, так это (внешнее) – в воссоздании, каковые совершает благодать. Беспредельную силу слова Божия Бог восхотел показать пророку Иезекиилю и сказал ему следующее: пророк, выйди в поле и там увидишь его полным костей мертвецов: бысть на мне рука Господня, и изведе мя в дусе Господни, и постави мя среде поля, се же бяше полно костей человеческих (Иез.37:1); и, чтобы ты понял силу божественного слова, возвести, поучай и увидишь, что эти сухие кости облекутся плотью, примут дух и станут людьми живыми: прорцы на кости сия и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне (Иез.37:4). Пророк возвестил слово Божие; и о чудо! бесчувственные и мертвые кости вдруг получили чувство и жизнь и воскресли: и прорекох, якоже повеле ми, и вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело (Иез.37:10). Это значит, что слово Божие есть жизнь, есть душа, воскресение для тех, кто слушает его, как говорит Христос у Иоанна: аминь глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин: 5,25); а блаженный Павел присовокупляет и причину: потому, говорит он, что слово Божие есть жизнь и сила: живо слово Божие и действенно (Евр.4,12).

Если кто-нибудь мертв в нечестии, или во грехах, то кто может его воздвигнуть? – Слово Божие, которое есть жизнь. Если кто-нибудь заблуждается во тьме ересей, или на пути развращенной жизни, кто может просветить его, или обратить на путь спасения? – Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душою, слово Божие его исцеляет. Жесток ли кто сердцем, слово Божие его смягчает. Грешит ли кто нераскаянно, слово Божие влечет его к покаянию: живо бо слово Божие и действенно. Христиане в Церкви должны питаться с небес, как и Евреи в пустыне; пища Евреев была манна, а пища Христиан есть слово Божие, как (и) говорит Григорий Богослов: «хлеб ангельский есть слово Божие, которым питаются души, алчущие Бога». Если бы не было манны в пустыне, что стали бы делать несчастные Евреи? И если бы не было слова Божия в Церкви, что стало бы с несчастными христианами? Христиане должны знать, какие есть догматы веры, сколько заповедей Божиих, какие таинства Церкви, какие смертные грехи, какие добродетели христианского образа жизни, каковы обязанности христианина, – и никого нет, кто бы истолковал им это. И кто объяснит? Како услышать без проповедующего? (Рим.10:14). Божественный гнев не может ниспослать голод – хуже этого голода! Христиане, Господь устрашает Евреев устами пророка и говорит им следующие страшные слова, послушайте: о жестокосердый народ Израильский! За ваши грехи и неправды Я вам пошлю голод, но не голод хлеба, а голод слова Божия, т. е. чтобы вы взалкали, чтобы вы умерли с голоду, страстно искали слова Божия и не слышали его: се... послю вам глад, не глад хлеба.., но глад слышания слова Господня (Ам.8:11); чтобы не слышалось в церкви слово Божие, чтобы нельзя было найти этой небесной манны, этого ангельского хлеба, «которым питаются души, алчущие Бога»; чтобы совершенно исчезло слово Евангельской проповеди. Это – голод, приводящий к смерти не тела, а души; душевная же смерть есть мучение (ада). Чтобы Евангелие не проповедовалось среди православных, это – наказание, которое Бог посылает нам за грехи, и самый ясный знак гнева Божия. Какая гибель душ! Какое уничижение Церкви! Какая печаль и утрата для Иисуса Христа! Какая радость и прибыль диаволу!

И поистине, ни о чем другом диавол не старается с таким рвением, как (о том), чтобы упразднить в Церкви Христовой проповедь Евангелия, изгнать (отовсюду), где бы ни было, учителей и проповедников Евангелия. А почему? – Пойми это. Между Македонянами и Афинянами были великие войны и кровопролития, так что возгорелась между этими двумя племенами смертоносная вражда. Македонский царь Филипп, так же храбрый в войне, как находчивый в изыскании средств, отправляет посольство к Афинянам, стесненным потерею многих людей и большими расходами, и пишет им следующее: «афиняне, если вы хотите, чтобы война прекратилась, и между нами установился мир, сделайте вот что: изгоните из вашего города всех риторов. Это они своим искусным многословием призывают народ к оружию, сеют раздор, возбуждают войну и навлекают все бедствия войны». Афиняне дали себя в обман, – тотчас провели постановление, чтобы все риторы были изгнаны из Афин. Самыми выдающимися из них были Фокион и Демосфен, который, высказываясь народу откровенно, обратился к нему с такою речью: «афиняне, вы охотно исполняете желание Филиппа, и мы готовы подчиняться вашему приказанию, – мы удаляемся, но из любви, к отечеству, мы хотим предварительно сказать вам одну притчу. Волк послал к овцам послов с предложением, если они желают мира, изгнать из овчарни псов, которые лают и поднимают шум; овцы согласились на слова волка и общим мнением постановили изгнать псов. Тогда один из старых псов, сказал: обманутые овцы, вы не понимаете, почему волк хочет нашего изгнания; его цель заключается не в том, чтобы заключить мир, а чтобы вы остались без стражей, и он мог бы приходить ночью, похищать и пожирать вас по одной. Овцы хорошо вдумались в эти слова и удержали псов в овчарне. – Афиняне, цель Филиппа не в том, чтобы заключить с вами мир, а главным образом в том, чтобы вы остались без стражей, без нас, риторов, которые говорим, публично рассуждаем, кричим, будим архонтов на совет, призываем народ к оружию, предохраняем государство от его козней. (Все это для того), чтобы иметь возможность прийти, когда угодно, найти вас неподготовленными и подчинить вас рабскому игу». – Тогда Афиняне поняли речь Демосфена и оставили риторов в городе. Поймите и вы, христиане!

Таинственный двор овчий – есть Церковь Христова, разумные овцы суть христиане, пастыри овец суть архиереи, волк или вернее лев, как говорит блаженный Петр, есть диавол, который рыщет вокруг ограды Христовой и старается расхитить овец Христовых: супостат наш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:8). Псы – стражи священной ограды – суть учители и проповедники Евангелия, которые проповедуют, которые глашают, будят пастырей, прогоняют волка и стерегут овец. Василий Великий говорит, что заяц не так боится грома, как диавол боится проповеди Евангельской; когда он слышит, что проповедуется слово Божие, дрожит, далеко убегает и исчезает. Что же делает теперь коварство диавола? Он всеми способами старается изгнать из овчарни псов, из святого города – священных риторов, из Церкви учителей, чтобы совершенно не было слышно слово Божие. Для чего это? Для того, чтобы ограда Христова осталась без стражей, и он имел возможность расхищать овец Христа. Дайте мне любую овчарню без псов, и как бы ни был пастух заботлив и чуток, волк тайно приходит во тьме ночной и, не слыша стражи, входит в ограду, расхищает и пожирает овец. Дайте мне любую церковь, город, область без учителей и проповедников, и как бы свят и праведен ни был пастырь, диавол всегда находить возможность и, не слыша (проповеднического) слова, входит, расхищает и пожирает разумных овец. Поэтому Павел говорит, что Святый Дух поставил в Церкви Христовой пастырей и учителей. Пастырей – Архиереев, чтобы они управляли разумными овцами жезлом правды, т. е. духовной властью; учителей, чтобы словом и учением охраняли разумных овец от душетленного волка. Из всего этого вы поняли: насколько учители и проповедники Евангелия необходимы в Церкви Христовой? – Насколько псы необходимы в овчарне. Как слово Божие необходимо для нашего спасения? – Так же, как хлеб необходим для нашей жизни. «Слово Божие есть хлеб ангельский, которым питаются души, алчущие Бога».

Единородный Сыне и Слове Божий! Ты, по неизреченной благости нисшедший из Отеческих недр, снизошедший и ставший человеком, чтобы собрать это таинственное стадо святой Твоей Церкви, Ты, пролиявший всю Свою кровь, чтобы искупить разумных овец Твоих, призри с небес на Свою паству, призри на овец Своих и не попусти им остаться без стражей, без учителей и проповедников Евангелия Твоего, которые охраняли бы их от нападений душетленного волка. Ты, одождивший манну в пустыне, чтобы препитать народ Израиля, одожди и на Церковь Свою небесный хлеб божественной проповеди, чтобы препитать души православного исполнения (всей православной Церкви). Дух Твой Святый да просветит ум наш, да снизойдет в сердца наши, да научит язык наш, чтобы среди нас всегда слышалось и никогда не умолкало слово Божие. Небесный делатель! Сей всегда это божественное семя в обществе православных, и пусть все оно падает на добрую землю, чтобы приносить много плода во славу божественного Твоего имени и во спасение душ наших!

II

Слово Божие есть не только то, которое церковные учители возвещают с амвона и которое мы слышим очень редко или (даже) никогда; слово Божие есть также и святое Евангелие и прочие божественные писания и священные последования, читаемые и поемые священниками, которые мы имеем и слышим во все воскресенья и в праздники, установленные Церковью. Ныне это божественное слово есть как бы семя сегодняшней притчи; но лучше сказать, это и не похоже на то: ибо хоть часть того семени упала на добрую землю, а это все, все (целиком) падает или как бы на пути, или на камень, или же среди терновников и совершенно не приносит плода. Причина этого (заключается) в том, что из христиан одни приходят в церковь и слушают слово Божие, а другие не приходят и не слушают. Но, во-первых, приходит всего только половина, да и те только телом (пребывают) в церкви, а умом Бог знает, где витают и не имеют (поэтому) ни внимания, ни благоговения. Теперь, когда читается Святое Евангелие, Апостол и прочие книги, слово Божие падает как бы при пути; прохожие и птицы, т. е. суетные помышления рассеивают его. Другие приходят в церковь, но без сокрушения, без умиления: здесь (в этом случае) слово Божие падает как бы на камень, на сердце, затвердевшее и ожесточившееся в греховных привычках, оно не пускает корня и засыхает. (Иные) приходят в церковь, но не творят истинной молитвы, чтобы успокоиться и вознести ум свой к Богу. – Ум свой к Богу? И какой ум, если он полон, нагружен, обременен всеми заботами, помышлениями и попечениями мира? Здесь много терний, заглушающих слово Божие, которое и погибает; здесь нет ничего хорошего. «Ибо в обуреваемом и ведущем борьбу уме не водворяется ни мысль о хорошем, ни благодать Божия», – говорит Кирилл Великий (Александрийский). Чтобы слово Божие принесло плод, чтобы приходящие в церковь получали пользу (от этого), они должны входить со вниманием и благоговением, с сокрушением и умилением, с смирением и молитвой. А иные, с другой стороны, совершенно не ходят в церковь. С этими происходят две вещи: Во-первых, нарушение 4-й заповеди: смотрите и сохраните субботы Моя, яко свята сия суть Господу; всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих (Исх.31:14); во-вторых, – потеря труда: Бог не посылал манны в седьмой день. Исаия говорит: постав паучиный ткут; постав их не будет на ризу (Ис:59, 5–6).

Дальнейшие слова окончания читай в проповеди о том, как должно чтить праздники.



Проповеди на праздники:

Наверх