Слово на Евангелие от Луки. О почитании праздников
Шесть дний есть, в няже достоит делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботний. (Лук.13:14)
Есть две вещи, которые трудно скрыть; в природе вещественной – это огонь и свет, а в природе нравственной – зависть и истина. Поэтому, каждый легко может понять, что то, что говорит сегодня начальник синагоги, происходит не от ревности, которую он якобы имеет к закону, а главным образом от зависти, которую он имеет ко Христу. Жена бе, имущи дух недужен лет осмнадесять, и бе сляка, и не могущи восклонитися отнюдь (Лк.13:11). Несчастная женщина, по действию диавола, восемнадцать лет терпела такое тяжкое страдание, 'что совершенно не могла поднять головы. Поэтому она всегда должна была ходить, согнувшись с большим трудом, и представляла жалкое зрелище. В один из субботних дней Иисус Христос учил в синагоге. Увидев ее, Он сжалился, подозвал, прикоснулся к ней Своей всемогущей целительной десницей и исцелил ее. Женщина, исполненная радости, прославляла Бога за то, что исцелилась: и абие простреся и славяше Бога (Лук.13:13.). Видевший чудо народ чрезвычайно радовался преславным деяниям чудотворящего Владыки: и вси людие радовахуся о всех славных, бывающих от Него (Лук.13:17). Теперь, почему Христос чудотворит, почему с одной стороны женщина благодарит Его и прославляет, с другой – народ радуется учению и чудесам Его, а книжники и фарисеи, (эти) завистливые лицемеры, соблазняются и более всех начальник синагоги: отвещав же старейшина собору, негодуя, зане в субботу исцели ю Иисус, глаголаше народу: шесть дний есть, в няже достоит делати: в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботний. Хорошо; закон всем запрещает работать в день субботний; однако он не запрещает же больному лечиться. Но сатана перешел из женщины, которую он связывал болезнью, в начальника синагоги и связал его завистью, как говорит Феофилакт. Потому-то архисинагог и негодует на силу чуда, что завидует славе Чудотворца: «сатана, связывавший раньше женщину, связывает начальника синагоги завистью и его устами хулит чудо». Таким образом, слова архисинагога вытекали не из ревности к закону, а из зависти ко Христу. Но то самое, что начальник синагоги из сатанинской зависти говорит к народу Иудейскому, я хочу по евангельской ревности сказать народу христианскому. Шесть дний есть, в няже подобает делати, а не в день субботний; то есть вы имеете шесть дней недели, чтобы исполнять все свои дела и работы, а не в день субботний, не в праздник, когда должен быть покой от всякого мирского предприятия и (когда) не должны иметь другого дела, кроме прославления Бога и собственного спасения. Это будет предметом сегодняшней проповеди, в которой я хочу показать наш долг освящать праздники и приличный образ их освящения. Прежде чем начать, я хочу вам напомнить то, что сказал блаженный Павел: мудрым же и неразумным должен есмь (Рим.1:14); то есть я обязан возвещать слово Божие как ученым, так и неученым; то же самое говорю и я: я обязан говорить для всех одинаково понятно. Я чту, высоко ставлю и уважаю ученость, добродетель и мудрость ученых, образованных и мудрых мужей, украшающих и просвещающих эту православную общину. Но по отношению к ним я имею такой же долг, как и по отношению к простому народу, неученому и необразованному, ибо и они тоже Христиане и они так же ищут спасения. Небесный дождь безразлично падает как на далекие пустыни и поля, так и на близко лежащие возделанные сады, как на дикие растения, так и на нежные цветы; подобным образом и слово Божие относится ко всем безразлично, и к ученым и необразованным, и к знатным и незнатным, к духовным и к мирянам. Но обратимся к предмету (речи), который наиболее необходим.
I
Шесть дней есть, в ниже достоит делати, а не в день субботний.
Бог неограничен и присносущен: не ограничивается местом, не объемлется временем; Он выше и места и времени, везде сый и вся исполняяй. По Своему свойству неограниченности Он находится на каждом месте и везде может принимать поклонение. Поэтому пророк Давид говорит: благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычествия Его (Пс.102:22). По Своему свойству присносущия Он равным образом существует во всякое время, всегда одинаково может быть прославляем; поэтому Христос повелевает: яко подобает всегда молитися и не стужати си (Лк.18:1) и опять: бдите на всякое время молящеся (Лк.21:36). Апостол так заповедует непрестанно молитеся (1 Фес.5:17), и сам псалмопевец в беседе с Богом говорит: в он же аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты (Пс.55:10). Но при всем том неограниченный Бог, покланяемый на всяком месте, хочет принимать особенное поклонение в одном определенном месте, а это – церковь, общее место поклонения для христиан, почему она и называется домом Божиим и домом молитвы, земное и видимое обиталище небесного и невидимого Бога. И с другой стороны, – вечный Бог, «на всякое время и во всякий час на небеси и на земли покланяемый и славимый», требует особенного прославления в определенный, то есть в один особый день и этот (день) – праздник. Значит, как Церковь есть место, посвященное единому Богу, где мы можем не иное что делать, как только поклоняться и служить Богу, совершая таинства и воспевая священные последования (службы), так и праздник есть время, посвященное только Богу, в которое мы можем не иное что делать, как прославлять Бога с истинным благоговением – как внутренним, так и внешним образом. На этом основана 4-ая заповедь, где Бог говорит таким образом: смотрите и сохраните субботу, яко свята есть Господу. Осквернивый ю, смертию умрет: всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих. Шесть дней да сотвориши дела, в день же седьмым суббота, покой свят Господу. Яко в шести днех сотвори Господь небо и землю, в седьмый же день преста и почи (Исх.31:14,15,17). Этим Бог хочет сказать следующее: смотрите, соблюдайте субботы, то есть праздники; кто не соблюдет их и сделает какое-нибудь дело, того Я предам смерти и истреблю его душу. Вот Я вам даю для работ шесть дней недели, а седьмой оставляю для Себя, заповедую покой. Моисей, возвещавший это от лица Божия, присоединяет и причину: ибо, говорит он, и Бог шесть дней творил дело и создал мир, а в седьмой соблюдал как бы покой и почил от дела Своего. Умоляю вас, вдумайтесь в это. Во-первых, Тот, Кто дает такую заповедь, есть Бог неба и земли. Во-вторых, тем, которые не соблюдают этой заповеди, Он грозит смертью, как случилось с тем несчастным человеком, который за то, что в субботний день вышел собирать дрова, без всякой жалости был предан смерти. В-третьих, Сам Бог, Господь всего, Который может повелеть все, что захочет, и Которому никто не в силах воспротивиться, мог бы, если бы пожелал, приказать нам из семи дней недели служить Ему шесть дней и только один – для себя. Однако же, по крайнему снисхождению, Он даровал нам шесть дней, чтобы мы работали для поддержания нашей жизни, для пропитания наших семей, для наших занятий и предприятий, а для Себя удержал только один день, желая, чтобы мы служили Ему только один день в неделю, что опять – таки сводится к нашему же собственному благу. Ибо, работая шесть дней на самих себя, мы поддерживаем нашу жизнь в этом мире; а служа Богу один, праздничный день, мы совершаем спасение нашей души в будущей жизни. Соблюдение подобной заповеди составляет наш неотложный долг, потому что это заповедь Божия: если мы ее нарушаем, то впадаем в великое бедствие, если же соблюдаем, то получаем великое благо.
Итак, шесть дний есть, в няже достоит делати, а не в день субботний. Для того, чтобы мы соблюдали это, Бог дал нам заповедь в десятословии и подал еще пример в творении мира. Бог мог в одно мгновение создать весь мир, видимый и невидимый, но восхотел сотворить его в шесть дней. В первый Он сотворил свет, во второй – небо, в третий – землю, в четвертый – солнце и луну, в пятый – животных, в шестой – человека, для того, чтобы мы узнали, что дней для работы (дано) шесть; в седьмые Господь почил от всех дел Своих, чтобы мы узнали, что седьмой есть день покоя. Далее, летописцы насчитывают восемь периодов в существовании этого мира; шесть периодов до (явления) Христа мир трудился, работая под (игом) закона естественного, или писанного; в седьмой же период, (наступивший) после рождества Христова, он прекратил труд и теперь почивает в лоне Евангельской свободы и благодати, (как во многих местах объясняет Павел) для того, чтобы мы узнали, что число шесть есть символ труда и работы, а семь – есть символ покоя и отдыха.
Поэтому число семь было мерилом всех праздников в Еврейской синагоге, которая служила прообразом Христовой Церкви. Семь дней – праздник субботы; семь недель, – праздник Пятидесятницы, семь месяцев – праздник Кущей. Семь лет – покой от всех дел, так что даже земля не обрабатывалась; семь седмин лет, – отпущение, называемое по-еврейски юбилеем. Но еще более, этим числом семь прообразовательно обозначались великие догматы, содержимые православной верой. Сын Божий стал человеком, чтобы восстановить род человеческий в прежнем бессмертии и блаженной жизни. В этом заключается все домостроительство о воплощении Богочеловека – Слова, (домостроительство), обнимающее великие дела; во-первых – возвращение человека от земли на небо, во-вторых – разрешение беззакония, и в-третьих, воплощение Божественного Слова. Символом возвращения человека от земли на небо стал Енох, который не видел смерти, потому что Бог взял его. А Енох был в седьмом роде от Адама. Разрешение беззакония прообразовал закон, который получил Моисей, а этот был седьмым от Авраама, отца обетований. Воплощение Божественного Слова произошло в семьдесят седьмом роде, как излагает родословную Св. Лука. Единица есть начало числа, десяток – за совершение числа; так что семьдесят семь есть крайнее совершенство седьмого и этим совершеннейшим числом должно быть отмечено совершеннейшее дело силы Божией, таинство таинств. Дабы мы узнали, насколько священно и достойно почтения число семь, мера всех праздников Ветхого и символ высочайших таинств Нового Завета, этим числом Бог отметил воскресенье, седьмой день, которое Он освятил и другими особенными преимуществами. В воскресенье Он начал творение мира природы: в воскресенье же Он воссоздал мир благодати; в воскресенье родился Христос, в воскресенье воскрес из мертвых; в воскресенье ниспослал Св. Духа, ибо Он благоволил, чтобы шесть дней недели были нашими, для исполнения наших дел, а седьмой, т. е. воскресенье, был посвящен в Его славу: шесть дней да сотвориши дела, в день же седьмый (суббота), покой свят Господу (Исх.31:15). Поэтому Он устами Церкви учредил воскресенья всего года и по их образцу – памяти святых, как Свои собственные дни, в которые мы не должны делать другого дела, кроме прославления Его, Владыки, и почитания верных Его рабов.
Вот намерение Божие. Но что делает коварство и зависть диавола? Отступник – Денница, когда ему не удалось задуманное, то есть, отнять у Бога Царство Небесное, поставив свой престол выше облаков, и став подобным Вышнему, усиливается воспрепятствовать славе Божией здесь, на земле. Видя, как в праздники Бог прославляется людьми, он завидует, гневается, зовет демонов, своих товарищей и соучастников в отступлении, и говорит им: приидите и отставим вся праздники Божия от земли (Пс.73:8). Приидите и устроим (так), чтобы прекратились на земле праздники Божии, не допустим, чтобы Бог прославлялся, воспрепятствуем в этом христианам, зададим им работ и мирских дел, так чтобы они не имели времени прославлять праздники, и ходить в церковь: приидите и отставим все праздники Божия от земли. То, что помыслил сделать диавол, первый привел в исполнение сосуд диавола, жестокосердый мучитель Еврейского народа, фараон. Вы знаете, в каком тяжелом рабстве находились столько времени несчастные Евреи, плененные в Египте. Бог сжалился над угнетенными, послал Моисея и Аарона сказать фараону, чтобы он отпустил их в пустыню на расстояние трех дней пути совершить праздник (и) принести жертвы: сия глаголет Господь Бог Израилев: отпусти люди Моя, да праздник сотворят Мне в пустыни. Пойдем убо путем трех дней в пустыню, да пожрем Господу Богу нашему (Исх.5:1,3). Кто этот Бог Израилев? – сказал богопротивный тиран. Кто есть, егоже послушаю гласа (Исх.5:1,2)? Что это за праздник? Что за жертва? Я не хочу, чтобы они были в праздности. Пусть каждый идет на свое дело, пусть работает: идите кийждо вас на дела своя (Исх.5:1,4). Так он сказал и приказал надзирателям над работами и писцам усилить Евреям тяжесть работы. Раньше Евреи готовили только глину для кирпичей, а Египтяне приносили им солому; теперь Евреи и глину готовят, и собирают солому, – двойной труд. Да отягчатся дела людей сих и да пекутся о них (Исх.5:9). Египетские надзиратели не давали им вздохнуть: понуждаху же их приставницы (Исх.5:10), чтобы они не имели возможности, ни даже времени вспомнить о празднике.
Что делал тогда фараон с Евреями, сей чувственный диавол, теперь делает с христианами диавол, мысленный фараон. В праздник, господский, или святого, когда они должны несколько устраниться от Египта, от темного рабства, от мирской суеты, (когда должно) перейти как бы в пустыню – отдохнуть умом, освободиться от работы, принести жертву, прославить Бога, тогда мучитель душ как будто говорит им в сердце: что за праздник? что за служение? Идите кийждо вас на дела своя. Что тебе до праздников? – говорит он ремесленнику: докончи свою работу, чтобы иметь хлеб для семьи и для себя на этот день; иди, – говорит он торговцу, – на рынок посмотреть, как идет твоя торговля; поспеши, – говорит он знатному человеку, – во дворец вельможи, чтобы устроить свое дело; удивляюсь тебе,– какого ты хочешь праздника, когда у тебя столько нужд? к чему ты дожидаешься обедни? – Тебе нужно идти (по делам) ранним утром. Зачем тебе служба церковная? Ведь ты не монах: идите кийждо вас на дела своя. Так советует диавол, и христиане слушаются его совета. Но этого мало: как фараон отягчал работу Евреев и удваивал их труд, когда они хотели праздновать, так и диавол в праздники умножает, задает дел вдвое и втрое больше чем в будни. Да отягчатся дела людей сих, и да пекутся о них. Более того, – как надзиратели фараоновы подгоняли работу Евреев, так некие служители диавола приходят и будят тебя в полночь, подымают тебя с постели ранним утром, влекут тебя туда и сюда с силой, чтобы ты даже не вспомнил, есть ли праздник, чтобы не имел возможность прийти (сюда, в церковь). Диавол видит это, торжествует и радуется такому уничижению Бога, погибели стольких людей и еще громче повторяет: приидите и отставим праздники Божия от земли!
Христианин, что ты скажешь, – доволен ли ты, что так радуется диавол и уничижается Бог? Я знаю, что ты хочешь сказать мне: я часто не соблюдаю праздников по нужде; необходимость ежедневного пропитания заставляет меня работать; я оставляю службу и слово Божие, потому что мне необходимо повидать начальника, которого в другое время нельзя застать. Я должен постараться сегодня окончить дело, которого не могу сделать завтра. Безрассудный! Ты все это считаешь необходимым; а твое спасение разве дело не нужное? Ты считаешь долгом сделать то, а не видишь нужды сохранить заповедь Божию, преступление которой есть смертный грех? Увидев миро, которое блудница возливала на ноги Иисуса, Иуда сказал, что оно могло быть продано за триста динариев; но когда Евреи хотели схватить Иисуса, он им сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его (Мф.26:15)? Когда они сказали ему: тридцать сребреников, он остался доволен и не стал торговаться, так что он взял бы и меньше. Значит, он мог оценить миро: можаше бо сие миро продано быти (вящше) трех сот пенязь (Мк.15:5), а Христа, бесценное сокровище неба и земли, он не оценил ни во что: что хощете ми дати и аз вам предам Его?
Вот так же рассуждаешь и ты: свою маленькую прибыль, торговое дело, услугу важному начальнику или покровителю, ты считаешь за дело необходимое и ценное, а заповедь Божию, которую преступаешь в ущерб спасению, ты не ставишь ни во что. Тебе кажется, что ты теряешь то время, которое выстаиваешь, слушая богослужение и слово Божие? Не теряешь ты его, а приобретаешь, (как) говорит Василий Великий (8 бес. на Шест.), так как приносишь его в дар Богу, Который отдает его тебе назад с прибылью. Исполняй свой долг, христианин, соблюдай праздник, который соблюдают (даже) агаряне и Евреи, и если имеешь необходимое дело, предоставь его Промыслу Божию, и Бог доведет его до счастливого конца. «Часть, данная Богу в долг, не погибает, но от Него возвращается с приращением; ибо сколько бы ни было затруднительных обстоятельств, Господь все их устранит, даровав тем, которые предпочитают духовные (дела), телу здравие, душе бодрость, в делах удобство и во всей жизни благое поспешение». Подумай и о том, что когда Евреи были в пустыне, Бог ниспосылал им манну только шесть дней, так как хотел, чтобы в седьмой, праздничный, Евреи не имели повода выходить из своих палаток, и оставались там в покое, прославляя и благодаря Бога. Отсюда мы можем заключить, что в шесть дней недели, данные нам для работы, Бог ниспосылает на наши труды прибыль и благоуспешность, как манну; а в седьмой, воскресный день, в праздник, Господь удерживает Свою руку и, если мы работаем, Он ниспосылает на труды, которые мы совершаем, не Божественное Свое благословение, а проклятие, и наши труды тщетны, бесполезны и прокляты. Наша прибыль превращается в дым, ветер, наши предприятия приводят к дурным последствиям. Постав паучинный ткут, – говорит Исаия о таких (людях): постав их не будет на ризу, и не одеждутся от дел своих, дела бо их – дела беззакония (Ис. 59: 5,6). Господь хочет, чтобы мы в этот день не удалялись от церкви, но спокойно там пребывали в псалмах и песнопениях, по Апостолу. Таким образом, если прекратишь труд, получишь прибыль, если же не прекратишь, то не только ничего не приобретешь, а даже потеряешь и то, что, считал ты приобретенным, значит, шесть дний суть, в няже достоит делати, а не в день субботний (Лк.13:14).
Доселе я беседовал с теми, которые не соблюдают праздников; теперь я хочу сказать нечто и тем, кто соблюдает их, но не так, как следует, и этим закончу поучение. Каким образом должно освящать праздники, Бог открыл нам в немногих словах пророка: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс.45:11); то есть освободитесь, успокойтесь от всякой работы и житейской и мирской заботы, и познайте, что Я Бог, или пусть весь ваш ум со всем благоговением будет обращен ко Мне. Праздник значит день, посвященный Богу; следовательно, как в церкви мы стоим скромно и благоговейно, ибо она есть дом Божий: туже скромность и благоговение мы должны сохранять, будем ли в пути, или сидя дома в праздник, ибо он есть день Божий. Грех, совершаемый нами в церкви, есть святотатство, так как это – место Божие; такое же святотатство есть всякий грех, который мы совершаем в праздник, ибо он есть день Божий. Воровать или блуд действовать в праздник – то же самое, что воровать или блудодействовать в церкви, ибо то и другое посвящено Богу. Это обстоятельство мы, духовные, должны разобрать особенно внимательно, так как грех, совершенный в праздник, более тяжек, чем грех, совершенный в будни: осквернивый ю (т. е. праздник), смертию умрет, потребится душа та от среды людей своих (Исх.31:14). Праздник значит день святой, который мы должны освящать таким образом, чтобы и самим стать святыми, собираться в церковь, слушать службы, особенно литургию, опускать которую мы не можем без смертного греха, – читать божественное писание или жития святых, употреблять прочее (время) на молитву, исповедоваться и причащаться пречистых тайн, как это делали древние христиане, которые бяху терпяще во учении Апостол и во общении и в преломлении хлеба и в молитвах (Деян.2:42). Наконец, суть праздника, как говорит божественный Златоуст, «состоит в показании добрых дел, в благоговении души, и строгости образа жизни».
«Показание благих дел», – чтобы мы показали, конечно, наши добрые дела, а не нарядные одежды. А мы усиливаемся праздновать так, чтобы мужчины являлись наряженными, как женщины, а женщины, как идолы, преукрашенные, яко подобие храма (Пс.143:12), говорит Пророк; а это значит, – что они оскорбляют праздник и приходят в церковь больше для принятия себе поклонения от людей, чем для поклонения Богу. Разве так освящается праздник?
«Благоговение души», не невоздержность, не пьянство, не гулянья; мне больно видеть и стыдно сказать, как празднуют христиане это время: шесть дней ремесленник проводит в своей мастерской умеренно, воздержно, скромно, разумно, а в воскресенье он в корчме сходит с ума, так что воскресенье есть праздник для корчемников. А в дни (священных) собраний что делается? Что бы сказали Св. Николай, Св. Димитрий, видя, что христиане празднуют их (память) больше песнями, чем псалмами, больше эллинскими (языческими) жертвами, чем жертвой бескровной, больше с демонским невоздержанием, чем с христианским благоговением? Разве так освящается праздник святых?
«Строгость образа жизни». Это значит, что мы и все дни должны проводить в страхе Божием, как хорошие христиане, а в праздник особенно мы должны сделаться святыми христианами в точном смысле. Но мы в праздник находим особенный повод еще более отягощать грехами свою душу. Поэтому Бог может сказать (теперь) то же, что когда-то сказал устами Исаии: новомесячий ваших и суббот ненавидит душа моя (Ис.1:14). Больше я говорить не буду, а попрошу вас об одном: если вы теперь, выходя из церкви, встретите какого-нибудь брата христианина, не слышавшего сегодняшней проповеди, так как мысленный фараон, диавол, вероятно, удерживал его далеко на другой службе, скажите ему все, что услыхали: что божественная заповедь повелевает нам освящать праздники, освящать обнаружением добрых дел, благоговением души, строгостью образа жизни.