Слово на Евангелие от Луки. О наследовании вечной жизни
Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую? (Лк.18:18)
Опять богатый, и (притом) богатый, который говорит также с недоумением, – что сотворю? Где богатство, там и волнение от забот и попечений, там – размышления запуганной души, там – колебания угнетенного сердца. Что сотворю, говорит богатый (в притче) прошлого воскресенья, не зная, куда собрать свои плоды, которые в изобилии уродила его нива.
Что сотворю, говорит и сегодняшний богач, спрашивая о том, как наследовать вечную жизнь. Тот был уверен, что проживет долго и заботился только о том, чтобы собрать больше, дабы достало богатого состояния на все дни его жизни; этот уже имеет много накопленного и заботится о долгой жизни, чтобы при богатом имуществе не прекратились дни его жизни. Тот уже, наверное, рассчитывает, а этот еще только желает жить вечно: что сотворив, живот вечный последую? Тот любил богатство, а этот любит жизнь. И тот, и этот одинаково несмысленны, ибо одинаково неразумно: веря в вечность жизни, желать и вечности богатства; так и наоборот: веря в вечность богатства, желать и вечности жизни. Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследую? Он желает узнать какой-либо путь к вечной жизни в этом мире. Он был очень богат: бе бо богат зело (Лк.18:23), поэтому захотел сделаться и бессмертным; услышав, что Христос творит много чудес, он поверил, что может сотворить и это, именно, что Тот, Кто воскрешал мертвых, еще легче мог сделать так, чтобы живые не умирали. Святой Феофилакт так объясняет это: «он подходит к Иисусу, желая узнать о вечной жизни; ибо он думал, что Иисус предложит ему способ, посредством которого он будет вечно жить, наслаждаясь обладанием имений как любящий богатство». И это, говорит он, потому, что нет живого существа, которое было бы привязано к жизни больше, чем любой богач: «ибо никто так не любит жизнь, как корыстолюбивый человек». Но, христиане, рассчитывать на вечную жизнь здесь на земле есть крайнее неразумие. Кто это из земнородных не умер или когда-нибудь не умрет? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? (Пс.88:49). Нет другой вечной жизни, христиане, кроме той, которою будем жить в раю; поэтому, если какой-нибудь богач действительно захочет узнать, что должно ему сделать для унаследования такой вечной жизни, то я сегодня хочу ему показать надежнейший к тому путь. И так пусть он послушает меня.
I
Высочайший Промысл Божий, который весом, мерою и числом строит и премудро управляет всем, весь вообще род человеческий разделил на две части: на богатых и бедных. Это было необходимо для того, чтобы в силу обоюдного обмена сохранялось человеческое общежитие. Если же в этой временной жизни состояние богатых, по-видимому, резко отличается от состояния бедных, то, что касается иной, вечной жизни, – там по цели Божественного Промысла состояние тех и других одинаково: вкупе богат и убог (Пс.48:3). Бог направил богатых по одному пути, бедных – по-другому; богатых – по пути широкому и видному, бедных – по узкому и скромному. Однако Он хочет, чтобы и те и другие, каждый своим путем, пришли к одной цели, т. е. к вечной жизни. Богатые – добрым употреблением своего богатства, бедные – терпением в бедности. Те чрез милостыню, эти – чрез терпение. Вкупе богат и убог. «Ужели несправедлив Бог, неравно разделяет нам необходимое к жизни, – говорит очень мудро Василий Великий, – ибо для чего ты живешь в богатстве, а тот в бедности? Это, во всяком случае, для того, чтобы ты получил мзду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами». Посмотрите – там, на лоне Авраамовым, бедный Лазарь. Вы видите и богатого, Авраама, и бедного Лазаря, оба они блаженствуют одинаково. Значит, спасаются не одни только бедные, но и богатые; трудность для богатых заключается лишь в том, чтобы употребить богатство согласно намерению Божию, именно с добротой, с милостью и верностью в домоправлении. Трудность великая, поэтому Бог и говорит о сегодняшнем богаче: како не удоб имущии богатство в царство Божие внидут! (Лк.18:24).
Намерение Бога, с которым Он дал богатство тебе, о человек, состоит в том, чтобы ты имел для себя достаточное и необходимое, а от избытка раздавал бы и бедным. Бог даровал тебе столько благ, чтобы ты был хорошим их управителем. Блаженный Петр говорит так: кийждо якоже прият дарование, яко добрии строителие различные благодати Божия (1Пет.4,10). Бог тебе дал много, а иному мало или даже ничего, дабы ты своим излишком восполнил его недостаток. Блаженный Павел так говорит: да твое избыточествие будет в его лишение (2Кор.6:14)10. Бог сделал тебя богатым, а его – бедным и сиротою, чтобы ты стал покровителем бедного и помощником сироты. Так говорит Святой Дух в псалмах: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник (Пс.9, 35). «Бог не имеет, – говорит великий Златоуст, – ничего, более честного и драгоценного, чем бедный человек, и его-то Он передал тебе на попечение. Он поручил тебе содержать то, что для Него честнее небес» (14 беседа на п. Римл.). Чего же более? Сам Христос называет бедного братом и заявляет, что все сделанное для какого-нибудь бедного, делается для Самого Христа: понеже сотвористе единому сил братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:49). Подумай, как ты обязан заботиться о нем, наблюдать за ним, содержать его. Поэтому блажен разумеваяй на нища и убога (Пс.40:1).
Если бы местность по соседству с тобой, где ты живешь, была безводна и иссушена, и не имела воды для питья соседям, и если бы Бог восхотел явить тебе особую любовь и в твоем дворе открылся бы многоводный ключ, что бы ты сделал, чтобы явиться благодарным к твоему Благодетелю? Пей из этого ключа, сколько хочешь, но позволь пить и жаждущим соседям. Эта вода не есть твое приобретение и не твой труд, а дар и милость Бога; вода обильна, ее хватит на удовлетворение нужд твоего дома; ее достаточно, чтобы напоить твой скот и полить твои сады. А задерживать воду так, чтобы она без пользы скоплялась в ямах или вытекала из твоего двора, вытекала напрасно, и утекала в море в то время, как твои соседи сгорают от жажды, не имея ни капли воды, – разве это не есть отвратительное бесчеловечие? Равным образом, – твои соседи, ближние, сограждане, собратья твои, христиане, бедны, лишены необходимого; и если Бог восхотел одождить на тебя Свою милость, ниспослать на дом твой блага Авраамовы, ты что делаешь, чтобы явиться достойным и благодарным за такую милость Божию? Удержи из этих благ, сколько пожелаешь, но дай одну частицу и бедным; будь милосерд к другим, как я Бог милосерд к тебе. Твое богатство велико, его достанет на содержание твоего дома по твоему состоянию, и даже останется для обогащения твоих слуг. Но чтобы твое богатство оставалось спрятанным безо всякой пользы в сокровищнице, или еще хуже – чтобы оно текло, как вода, и расточалось напрасно на подарки властителям, на убыточные игры, на тщетные и бесполезные расходы, и в то же время из того многого, что остается, чтобы ни один бедняк не имел ни малейшей части?! На твоих столах будут оставаться яства, так что и псы твои будут насыщаться, а твои соседи будут сохнуть от голода? В твоих сундуках будут тлеть две, три перемены платья, а какая-нибудь вдова, обремененная сиротами, будет дрожать от холода? Ты будешь расточать на свои постыдные страсти столько подарков, столько денег, а нищий стеснен будет нуждой? Разве это не беспримерное жестокосердие? Нет, нет, не таково намерение Божие. Бог хочет, чтобы из источника воды пили и твои соседи, чтобы от твоего большего богатства содержались и бедные: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник (Пс.9:35). «Богатство должно быть употреблено на домоправление, а не для наслаждения», – говорит Василий Великий. Это значит, что богатство предназначено служить не только твоему наслаждению, но и содержанию других.
Как только рождается младенец, Бог совершает чудо и умножает для него молоко в груди родившей. Для чего это? Для того, чтобы она дала его неразумному младенцу, который ни откуда не имеет другой пищи. А если она задержит молоко и не даст, смотрите, какое она делает зло! – Младенец умирает, а причиной этому – сама жестокая мать, не давшая ему груди. Такое молоко для бедных – есть богатство, данное Богом, как Отцом и защитником бедных, тебе, о человек, чтобы ты их кормил и содержал: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник! Если ты удерживаешь богатство из скупости, смотри, какое ты делаешь зло: этот бедняк умирает от голода, или холода, ибо нет у него ни пищи, ни одежды; та бедная девушка впадает в блуд, потому что нет у нее приданого для замужества; сирота вынужден украсть, так как нет у него, чем заплатить долг, – а ты не оказал никому из них необходимой помощи. Продолжу сравнение. Молоко матери тем более умножается, чем больше дается; а удержанное – оно засыхает и пропадает: «таково же и свойство богатства, – говорит Василий Великий, – когда оно лежит, то бывает бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки, то общеполезно и плодоносно». Чем больше даешь, тем больше умножается то, что даешь. Ты даешь одно, а Бог, с другой стороны, воздает тебе сторицею, и это – чудесный плод
милостыни. Вдова Сарепты Сидонской, во время великого голода в окрестностях имевшая только горсть муки и немного масла, достаточного ей на пропитание только на один день, какое благо получила за милосердие, которое оказала, напитавши пророка Илию! Мука и масло, которыми она поделилась, никогда не кончались; то немногое умножилось и сделалось неоскудевающим. Водонос муки не оскуде и чванец елея не умалися (3Цар.17:16). Горе, если ты станешь удерживать богатство! Оно пропадет и рассеется по праведному Божию попущению. У другой вдовы во времена Елисея оно умножалось, пока та разливала его по сосудам; когда же сосуды наполнились, оно остановилось: и ста елей (4Цар.4:6). Это значит: пока имущество раздается по рукам бедных, дотоле оно умножается, а если не раздается, то тает в руках: «пока богатство лежит – оно бесполезно, а когда движется и переходит из рук в руки – оно общеполезно и плодоносно».
Отговорка, что хочешь удержать имущество для содержания твоей семьи, не имеет силы, потому что не для этого только Бог дал тебе имущество. По зависти вавилонских вельмож Даниил был брошен в ров львиный. Прошло шесть дней, как он не ел, и Бог, имевший о нем попечение, послал в Иудею ангела к Аввакуму, который нес на свою ниву в корзине хлеб на обед своим жнецам. «Остановись, Аввакум, – сказал ему Ангел, – Бог повелевает тебе нести эту пищу в ров Вавилонский, куда брошен Даниил». С этими словами берет его за темя, переносит в Вавилон и ставит его надо рвом, где он (Аввакум) и воскликнул: «Даниил, раб Божий, прими эту пищу, которую послал тебе Бог» (Дан.14:37). В этом случае не имел ли законного основания Аввакум сказать Ангелу: «и у меня жнецы ожидают обеда, а ты мне велишь отнести его Даниилу? Это хлеб для моих работников, а его будет есть какой-то чужой человек? А те, которые обрабатывают мои нивы, что станут есть?». Но он не сказал этого; Бог повелел ему идти напитать заключенного, голодного, и он сделал это без всяких отговорок. О, сколько есть таких заключенных, сколько таких голодных, как Даниил! Сколько таких, которые не имеют даже насущного хлеба, сколько обремененных долгами, сколько дрожащих от наготы! Бог повелевает тебе заботиться о них и питать их тем, что имеешь: тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник! После этого можно ли еще отговариваться? Всесильный Бог конечно мог устроит так, чтобы Даниил не подвергся такому злоключению; Он мог пропитать Даниила в этой нужде небесной пищей, а не хлебами Аввакума, но Его высочайшему Промыслу угодно, чтобы, когда один утеснен, другой шел ему на помощь; чтобы нищий был в нужде, а ты богатый помогал ему. Для чего так? Для великого блага того и другого, чтобы бедный получил венец за свое терпение, а ты, богатый, – награду за милосердие: «чтобы ты получил мзду за полезное и верное употребление имущества, а тот за терпение был почтен великими наградами». Итак, ты обязан давать. А чтобы ты умел давать, держись такого правила: Во-первых, давай там, где следует; во-вторых, давай, сколько следует; в-третьих, давай, как следует; в-четвертых, давай, когда следует. Другими словами, принимай в соображение и личность, и меру, и образ, и время даяния.
Во-первых, давай, куда следует. Один мудрец, желая весь отдаться любомудрию, чтобы не иметь никакой заботы, все свое имущество бросил в море. Что за неразумный мудрец! Не лучше ли было дать его родственникам или друзьям? Еще не благоразумнее оказался Ксеркс, царь персидский. Он любил один платан и поливал его благовонными водами, а ветви украшал жемчугом и драгоценными камнями. Не лучше ли было оказать такого рода благодеяние своим солдатам, советникам, или другим достойным из придворных? Так же неразумно дарить что-либо великому вельможе, который не имеет в этом нужды; это (тоже, что) бросить в море. Далее, благодетельствовать неблагодарному и непотребному то же самое, что благодетельствовать бесчувственному дереву; – здесь ты даешь, куда не следует. Дважды Евреи жертвовали свои сокровища: один раз, когда их жены принесли свои золотые украшения и расплавили их на огне, чтобы был вылит золотой телец, сделанный Аароном; в этом случае Евреи дали не туда, куда следует, потому что, жертвуя их на идола, они посвятили их диаволу. Второй раз, когда принесли все свои золотые, серебряные и медные вещи на устройство жертвенника и все свои дорогие и лучшие одежды на облачения священников: в этом случае Евреи дали, куда следует, потому что, жертвуя их на священнослужение, посвятили их Богу.
Теперь, когда ты даешь, даришь, тратишь, расточаешь на свои прихоти, на идолов своих страстей, на пиршества, на игры и, что еще хуже, на удовлетворение неутомимого сребролюбия, на угождение блуднице и прелюбодейке, то ты даешь, куда не следует, ибо даришь их диаволу. А когда даешь на святилище, т. е. на устроение церкви, на обновление монастыря, на сосуды церковные, на священные облачения иереев, когда даешь на прокормление бедного семейства, на приданое бедной девушке, на выкуп раба, на пропитание сироты, – ты даешь, куда следует, ибо приносишь это в дар истинному Богу.
Во-вторых, – давай, сколько следует. Однажды мудрец попросил у царя Антигона один талант. Тот ответил, что это очень много для мудреца; в другой раз он попросил у него два динария, и тот опять сказал ему, что это очень мало для царя, и таким образом не дал ему ничего. Наоборот, Александр, когда какой-то бедный воин попросил у него одной очень незначительной милости, подарил ему целый город. Бедняк был поражен таким чрезмерным подарком: «это очень много для солдата, – сказал он. – Да, – ответил ему щедрый царь, – но это не много для Александра». Я порицаю Антигона за то, что он не дал мудрецу даже двух динариев, но не одобряю и Александра, так как простому солдату он подарил слишком много. (Должно давать), сколько следует, то есть, смотря по человеку и нужде; и это вполне справедливо: двух динариев, поданных нищему, достаточно для покупки насущного хлеба, но недостаточно для содержания какого-нибудь разорившегося вельможи или на приданое бедной девушке. Когда земля жаждет, мало нескольких капель воды: сильный и обильный нужен дождь. Смотря по нужде должна быть и помощь, а с другой стороны, по силе должна быть милость. Богач пусть подает много, а бедняк мало; но знайте, что они оба имеют одинаковую награду, ибо Бог взирает не на количество, а на произволение. Убогая вдовица положила две лепты в сокровищницу храма, куда другие, люди богатые, приносили золото и сребро; но Христос
похвалил больше приношение вдовицы: вси, сказал Он, от избытка своего ввергоша, сия же от лишения своего вся, елика имеяше, вверже, все житие свое (Мк.12:44). Мы можем отпереть двери золотым ключом, можем железным и даже деревянным; равным образом, богатый с помощью червонца, а бедный – динария одинаково могут отпереть двери рая.
В-третьих, давай, как следует. Прежде всего с приветливым взором, от доброго сердца, а не с сожалением и как бы поневоле: не от скорби, ни от нужды, доброхотна бо дателя любит Бог (2Кор.9:7). Что за благодеяние дарить и поносить, оказывать милость и стыдить? О, христианин! Если бы только знал ты, кто тот, который просит у тебя куска хлеба и ничтожной помощи! Аще бы ведал еси, кто есть глаголяй ти: дождь Ми пити (Ин.4:10). Это – Сам Бог в образе бедного человека. Так говорит божественный Златоуст: «о как велико достоинство бедности! Она делается прикровением Бога: за бедными стоит Бог, и (поэтому) простирает руку нищий, а принимает Сам Бог». Кто дает милостыню бедному, тот одолжает Бога: милуяй нища взаим дает Богови (Притч.19:17). Подумай, с какой радостью должно это делать.
Затем, подавай с отверстой рукой, то есть щедро. Подобно тому, как сеятель не по зерну бросает семена на землю, а разбрасывает их целою горстью, так (поступает) и тот, кто дает, как должно, по слову Давида: расточи, даде убогим, правда его пребывает во век (Пс.111:9). Как посеешь, так и пожнешь: сеяй скудостию, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор.9:). При раздаянии милостыни пусть твоя левая рука не знает, что делает правая; по слову Христа: тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф.6:3). Этим, конечно, Он хочет сказать, что милость нужно оказывать тайно, так, чтобы одна рука не знала, что делает другая. Хорошо; но это имеет и другой смысл и обозначает еще, что, когда одна рука дает, другая не должна ничего знать, чтобы и она давала, и таким образом будут давать обе, то есть щедро.
Наконец, давай, когда следует. Это самое (важное); то есть (давай) теперь, в этой жизни, не ожидая смертного часа. Тогда будешь милостив поневоле, тогда ты все оставляешь, так как не можешь ничего унести с собою в могилу. Теперь, пока ты живешь, делай добро, чтобы оно было добром по произволению, и имело совершенную награду. «Хороша, – говорит божественный Златоуст, – милостыня и в смертный час, но в течение жизни она лучше». И при последнем издыхании можно воздать Богу благодарение; но еще лучше и имеет большее значение, если кто при жизни помогает нищим! Какая награда от Бога! Какая похвала от людей! Какая радость в совести! Какое веселие сердцу! При жизни видеть сироту, который от твоей милостыни преуспевает, девицу, которая с твоей помощью вышла замуж, видеть несчастного, который поправился благодаря твоей поддержке! Когда же ты думаешь сделать завещание? Не тогда ли, когда будешь при последнем издыхании и (нетерпеливые наследники) преждевременно придут закрыть тебе глаза, чтобы растащить твое имущество? А если и сделаешь, уверен ли, что наследники выполнят твою волю? Ошибаешься! Когда ты был жив, ты не доверял им своего богатства; как же по смерти доверишь им свою душу? Умершие богачи, если возможно, встаньте из гробов ваших, и я предложу вам только один вопрос: чтобы обогатить своих наследников, вы согрешили. Если бы Бог даровал вам один час жизни, что бы сделали вы? Конечно, вы в тот же день своими собственными руками раздали бы остальную милостыню, которая еще уцелела, и именно в двойном и тройном количестве, чтобы умилостивить правду Божию. Вот ты спрашиваешь: Учителю, что сотворив, живот вечный наследую? (Лк.18:18). Я тебе отвечаю: давай, и давай, где следует, давай, сколько следует, давай, как следует, давай, когда следует, и будешь иметь сокровище на небесех, вечную жизнь, небесное царство. Чего тебе еще нужно?
II
Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследую? Как вы думаете, что это за человек, который таким образом вопрошает Христа? Это не какой-нибудь коварный книжник, ни лицемерный фарисей, который приходит с целью или искусить Христа, или уловить Его в словах. Нет. Это – юноша хорошей души и сердца. Он боится Бога и исполняет закон. Он не любодействует, не крадет, не лжесвидетельствует, чтит отца и матерь. Вся сия сохраних от юности моея (Лк.18:21; Мк.10:20), – вот почему Христос, взглянув на него, возлюбил его, как говорит Святой Марк: Иисус же, воззрев нам, возлюби его (Мк.10:21). Но чтобы быть совершенным, праведным и святым, ему недоставало одного: единого еси не докончал (Мк.10:21), – не будь сребролюбивым. Он имел только этот недостаток и как только Христос коснулся этой раны и сказал ему: аще хощеши совершен быти (Мф.19:21), вся, елика имаши, продаждь и дождь нищим (Мк.10:21), не принял этого, опечалился, отвернулся и ушел с горестью. Почему же? А потому, что был очень богат. Бе бо богат зело (Лк.18:23). Разве это не тот хороший и добрый человек, который не пожелал чужой жены? Который не похищал чужой вещи, никого не бесчестил, сохранил закон во всей точности, – словом – свят в законе? Да; но этот святой сребролюбив. Представьте себе: когда дело коснется денег, для него уже ничего не существует. О, проклятое сребролюбие, как ты царишь в человеческих душах! Вот этот добрый раб Божий имеет много великих добродетелей. Чтобы он украл, ложно показал?! Никогда! Вся сия, он может сказать, сохраних от юности моея. Он сохраняет целомудрие, творит молитву, он соблюдает посты, он, хотя и в мире, но отрекся от мира, он запирается в келлии, или удаляется в пустыню, совершенно уклоняется от человеческого общества и уличной жизни, суеты мирской и шумных попоек. Он посвятил себя делам добродетели, в одиночестве молясь единому Богу. Подвижник во взгляде, во внешнем виде, во власяных одеждах, во всей жизни и поведении. Но, увы, этот подвижник сребролюбив; постник, чудотворец, – но сребролюбивый. Единого не докончал. У него все блага, одного только недостает, чтобы причислить его к совершенным святым: несчастный любит деньги. В нем есть что угодно: хочешь, чтобы он постился? – он всю жизнь свою не ест мяса; требуешь молитв? – он выстаивает целые ночи; требуешь самоистязания? – он с удовольствием, обремененный железом, ходить босиком. – Все это он делает с радостью. Но не касайся его ковчежца, иначе ты его больше не увидишь. Все другое он делает с радостью, это одно его печалит, огорчает и он отходит с сокрушением. Поистине человек может достигать святости многими добродетелями, но этот святой может оставаться скупым. Так несомненно, что сребролюбие обладает и господствует над душами даже тех, кого мы почитаем, как святых. Но я спрашиваю: может ли такой святой быть учеником и апостолом Христа? Нет; пусть это засвидетельствует корыстолюбец сегодняшнего Евангелия. Когда Христос сказал ему: елика имаши, продаждь и даждь нищим (Мк.10:21), что значит: оставь совершенно сребролюбие и восприими нищелюбие, и прииди, ходи во след Мене, будь Моим учеником и апостолом, – он смутился, опечалился и отыде скорбя. Пусть он точно сохранил закон, пусть превозносится, что сия вся сохраних от юности моея; но если он сребролюбив, то он – не может быть другом и последователем Христа. Я опять спрашиваю: может ли спастись такой святой скупец со всеми своими добродетелями? – Трудно; это говорит и Христос: неудобь имущий богатство в Царствие Божие внидут (Мк.10:23). Божественный Златоуст объясняет причину: любить душу и любить деньги это две совершенно противоположные вещи, – или одно, или другое; «невозможно любить вместе деньги и душу»: путь, ведущий в рай, узок и прискорбен, как говорит Христос, – кто хочет пройти им, должен быть свободен и ничем не обременен.
Бог восхотел вознести пророка Илию живым на небо. Се колесница огненная и кони огненнии (4Ц.2:11), которые взяли его. Когда он восходил, то бросил на землю свою милоть, которую поднял его ученик Елисей: и взя милоть Илиину Елиссей, падшую верху его (4Ц.2:13 ). Почему пророк, восходя на небо, бросил свою одежду? Потому что в одежде, то есть с богатством и имуществом, нам, христиане, трудно взойти на небо. Неудобь имущий богатство в Царствие Божие внидут (Мк.10,23). Это – тяжесть, влекущая книзу. Пророк Илия, восходя на небо, оставил свою одежду, это значит: если мы в своих собственных одеждах не можем взойти на небо, как труднее это сделать в чужих? Но кто же не любит и своих вещей, и чужих? Итак, кто же может спастись? Это может сделать только беспредельное Божие благоутробие. Невозможная у человек, возможна суть у Бога (Лк.18:27).