Слово на день восшествия на Всероссийский престол Государя Императора Николая Павловича
Споспешествующе же и молим не вотще
благодать Божию прияти нам.
2Кор. 6:1
Слово благодать по употреблению в Священном Писании имеет обширный смысл. Оно может означать все духовные дары, коими Господь содействует развитию и укреплению духовных наших сил, да совершен будет Божий человек, на всякое благое дело уготован, равно как и на все радостные или тяжелые обстоятельства нашей жизни, коими Промысл Божий возбуждает в нас и питает жажду спасения, примирения с Богом. Внимательный к путям провидения и послушный указаниям его человек пользуется всем к своему временному и вечному благу и тем благоугождает Богу, развивая в себе большую способность принимать дары благодати; а невнимательный не только напрасно, без пользы для себя получает благодеяния Божии, но и во осуждение; своею холодностию к благодатной помощи готовит себе тяжкую долю как презритель и укоритель Духа Благодати. Поэтому-то Апостол, пламенно желавший добра Коринфянам, и молит их не вотще благодать Божию прияти.
Пример Апостола Павла располагает и нас к подобному молению. Немалое благодеяние получили и мы в том благословении, которым ущедрил Господь Россию, оправдав над нами царствовати Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. И вообще, поставляемая и утверждаемая царская власть, как обеспечение и охранение общественного порядка и личной безопасности, есть благодеяние Промыслителя – Бога. Во сколько же раз большее благодеяние – власть в таких могучих руках; власть – в течение 28 лет употребляемая с такою отеческою заботливостью, с таким постоянным и неослабным трудом, с таким искусством, успехом, славою? Что возбудило сильную зависть, разные опасения, тайную и явную вражду народов иноземных, народов, враждующих с нами, что – если не благословение Божие, очевидно почивающее на России? Враги наши враждою своею ясно показали, как высока, сильна, страшна для них Россия в сильных руках Благочестивейшего Государя нашего. Итак, подражая Апостолу, молим не вотще благодать Божию прияти!
Утешительно видеть, что благодеяние Божие о нас Промысла нами не только признается, но и принимается с благодарностию. В день, посвященный торжеству и благодарной молитве о благополучном царствовании Государя Императора, мы поспешили участвовать в молитвах церкви ко Господу, да продолжит Он милосердый Свой о нас Промысл в особе нашего Государя. Не явный ли это знак признательности? Но с утешением примечая обнаружение чувств благодарности, нельзя не пожелать и другого, более деятельного их приложения. Господь, благотворя нам, имеет в виду, конечно, не одно то, чтоб благодеяниями возбудить в нас чувства благодарности. Апостол не сказал Коринфянам: примите благодать Божию с благодарностью, но не вотще. Значит, благодеяниями Своими Господь налагает на нас, кроме естественного долга благодарности, особенный нравственный долг употребить благодеяние в пользу себе, воспользоваться им к своему нравственному и духовному усовершению. В другом месте, заповедуя Тимофею, епископу Ефесскому, молиться особенно за царя и за всех, иже во власти суть, Апостол научает нас, что утверждение и продолжение царской власти в государстве имеет целью – да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Следовательно, благодарно принимая благодеяние Божие в особе Государя и искренно желая, чтоб это благодеяние по намерению Божию принесло нам пользу, нам должно по мере сил содействовать державной власти в устроении общей тишины и безопасности и в то же время всемерно прилагать старание о жизни благочестивой и честной.
Нужно ли говорить о том, как важно для общего блага сочувствие и содействие подданных намерениям своего Государя? Каждому из нас хорошо известно, что царство раздельшееся на ся не станет. Как тело наше живет и действует душою, и чем полнее проникается оно жизнью души, чем с большею легкостью душа управляет членами своего тела, тем оно здоровее; так и государство цветет и крепнет в силах, когда все сословия, когда каждый член в своем сословии проникаются, скрепляются и направляются одним духом, одною волею своего Государя. От наблюдательных, конечно, не укрылось, что степень нашего сочувствия Государю, мера готовности исполнить волю Монарха была и будет несомненным признаком народной силы и благосостояния; что чем слабее это взаимное сближение, это сочувствие державной воле, чем меньше единодушного стремления к указываемой цели, тем больше холодности к общему благу, тем чаще бывают опущения, беспорядки в исполнении общих мер благоуправления, следовательно, тем очевиднее бессилие и тем ближе общее расстройство. В таком случае не может быть и речи о тихом и безмолвном житии, и Государь, этот слуга Божий, нам во благое, не может принести государству всей пользы, какая необходимо последовала бы при живом со стороны подданных сочувствии. Благодарение Богу! К чести и справедливому утешению истинных сынов Отечества надобно сказать, что холодность к общему благу в России малоизвестна, что намерения Богом данного, Богом хранимого и искренне любимого нами Государя-отца всегда находили в нас горячее сочувствие. Опыт у всех нас перед глазами. Кто из нас холодно принял известие о замыслах врагов наших? Какое сословие не приняло живого участия в общем деле, не принесло посильных жертв на возникшие нужды государства? Сколько частных, достаточных лиц поспешили выразить свое усердие разнородными приношениями? Наконец, и то примерное самоотвержение, те бесценные жертвы, с какими братья наши мужественно отражают нападения врагов, сильных и числом и искусством вредить – что другое показывают, как не глубокое сочувствие намерениям Государя, как не сыновнюю готовность исполнить волю его?
При таком благородном воодушевлении остается только пожелать успеха, благословения Божия нашему усердию, благословения, без которого ничто не приносит пользы. Кто не со Мною собирает, говорит Господь, тот расточает. Аще не Господь созиждет дом или сохранит град, всуе трудишася и зиждущий и стрегущий, замечает пророк Давид. Чем же, как привлекается благословение Божие на дела человеческие? Вся во славу Божию творите, ответствует Апостол. Когда Промысл Божий волею Государя открывает нам случай быть полезными Отечеству, не пренебрежем признания, сделаем, что можем, но сделаем без скупости и хвастовства, без всяких видов честолюбия и пустой славы. Естественные порывы соревнования к общей пользе освятим благочестием; сделаем, что говорит нам наше сердце, но сделаем во славу Божию, единственно потому, что этого хочет Господь, располагающий обстоятельствами жизни нашей и в деснице Своей содержащий сердце царево. Тогда благословение Божие несомненно почиет на трудах и усердии нашем. Тогда все, сделанное нами во славу Божию, не только будет полезно общему делу, не только примется Богом как приятнейшая жертва благодарности, но и обратится в истинную, неотъемлемую нашу славу; потому что прославляющия Мя прославлю, говорит Господь.
Само собой разумеется, что благочестие и чистота намерений должны быть не личиною только наших действий, не временной потребностью по обстоятельствам. Принадлежа государству как члены его, мы обязаны быть ему полезными во всем и всегда и, следовательно, по преимуществу благочестивы. Утверждая и сохраняя царскую власть, Господь обезопасивает тем внутренний мир государства. Но, ограждая нас миром, не того только хочет, чтоб мы жили беспечально, а того, чтоб, наслаждаясь тихим и безмолвным житием, тем с большим удобством упражнялись во всяком благочестии и чистоте. Настоящее наше состояние еще не решительное, а переходное. Мы теперь на испытании. Трудом и упражнением в благочестии нам должно приготовить себя к равноангельной жизни за гробом. Поэтому-то благочестивая душа так и дорога в очах Божиих. Ее благочестие привлекает благословение Божие даже и на тех, которые окружают благочестивого человека. Из слова Божия мы знаем, что ради нескольких праведников Господь щадит целые города беззаконных, а за неблагочестивую жизнь открывает гнев Свой: попускает внутренние междуусобия, посылает губительные болезни, наводит опустошительные войны. Следовательно, тот не любит своего Отечества, не желает ему добра, кто не заботится о провождении жизни благочестивой. Все его старания, все блистательные подвиги на пользу общую не принесут действительной пользы, потому что на них нет печати благоволения Божия. Уклонением от путей Господних он и на себя, и на окружающих его привлекает гнев Божий. А при неблаговолении Божием какие меры, какие средства будут действительны к устроению и утверждению мира и тишины в государстве?
Итак, молим не вотще благодать Божию прияти. При искренней благодарности за Промысл Божий о нас и при усердной молитве о сохранении драгоценных дней Благочестивейшего Государя нашего позаботимся и о том, чтоб ниспосылаемые нам благодеяния Божии не оставались тщетными для нас. Постараемся, чтоб наша благодарность к Богу была деятельная: не только выражалась бы живым сочувствием к намерениям державной воли, но и подкреплялась бы благочестивой жизнью. Благочестие полезное на все окажет свое действие: и на устроение тихого и безмолвного жития, отвратит все бедствия, коими правосудие Божие карает грех, уничтожит и наветы врагов наших. Сам Господь будет споборать нам. Аминь.