Слово на день Святой Пасхи. 1912 г.

Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк.24:5–6)

Когда рассматриваем мы на кладбище надгробные памятники, от самого простого деревянного креста до великолепного монумента, то всюду читаем: «здесь лежит тело такого-то и такого-то». Всюду эти надгробные надписи напоминают нам о том, что ни славные имена, ни красота, ни полнота сил и здоровья – ничто не защищает от общего неизбежного жребия всех смертных. Их земная, телесная оболочка существует здесь для того только, чтобы прейти, чтобы снова возвратиться в персть, от неяже взята бысть (Быт.3:19). Но вот какая бесконечная разница между надгробными надписями людей и надгробною надписью нашего Искупителя! – Его нет здесь: Он воскрес – гласит та надпись, которую делает сегодня Ангел Небесный на Его гробнице. Господь не дал, как сказал пророк Давид, святому Своему увидеть тление (Пс.15:10).

Итак, мы не должны искать своего Спасителя между мертвыми. Он жив, Он воскрес. Как лев в ярости разрывает цепи, как орел гордо парит в небесную высоту, так Спаситель наш расторг узы смерти, сломал печать врагов своих, которою они запечатали гроб Его, поверг на землю стражу Его, чтобы воссесть одесную Бога как Владыка мира и Судия народов. В стране древнего Египта в песчаной пустыне возвышаются исполинские пирамиды, те колоссальные здания, которые уже четыре тысячи лет возбуждают удивление в мимопроходящих путешественниках. Все вокруг них одно за другим исчезло, народы и поколения пронеслись, как облака, гонимые сильным ветром, но они целы и до сих пор, как величие веков, как твердыня, имеющая свое основание в глубине земли, и горделиво парят своими вершинами в небесную высь. – Усматриваете ли вы, братие, здесь образ Победителя, Который восстал сегодня из гроба? Во славе и величии восседает Он на Своем царском престоле; быстро проходят пред Ним и сменяются одни другими народы и поклонения людей, а Он – вечно один и тот же царит над всеми поколениями.

О, какой славный ныне день! От одного конца мира до другого, от ночи вечного льда до жара тропического солнца, в пышных храмах столичных городов и в самых скудных деревенских часовнях, в домах богачей и убогих хижинах бедняков – всюду, где только живут христиане, целые тысячи и миллионы прославляют сегодня Князя от Иуды (Быт.49:10) в лучезарном блеске Его победы. Все мы радуемся сегодня при словах: Христос воскресе! – ибо какой-то внутренний, из глубины души поднимающийся голос подсказывает нам, что ныне день торжества, день победы, и притом двоякой победы, а именно: победы для нашего Спасителя и победы для каждого христианина. Об этом и будет настоящее слово.

Страшная это была борьба, которую ад в союзе с исчадиями мира вел против Сына Божия. Пущены были в ход все средства злобы, чтобы обеспечить победу, и совершенно беспримерны были страдания, которые приготовлены были Спасителю мира сатанинскою изобретательностью. И вот каков был образ Его на Голгофе. Он, прекраснее всех сынов человеческих (Пс.44:3), достойнейший и благороднейший из всех, предается в руки грубых, жестоких воинов на мучение. Едва только очутился Он в руках их, как во всем теле Его от подошвы до темени не осталось ни одного здорового места. Всюду – следы побоев, всюду – раны, синяки и опухоли. Лицо заплевано, щеки окровавлены. Обезображенный, похожий на прокаженного, Он действительно теперь был, как сказал пророк, червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе (Пс.21:7). Тело Его истерзано, глава изъязвлена колючим терновником, трость в руках Его и багрянца на израненных плечах. Безответный и безгласный, как Агнец, ведется Он на заклание. Раздетый донага висит Он там, на кресте Своем, с пригвожденными руками и ногами, с растянутыми членами. Как воск, таяло Его сердце; погруженный в море скорби и тоски, Он в праве был с пророками сказать мимо проходящим: о, остановитесь вы мимоидущие и посмотрите, есть ли скорбь на свете, подобная моей скорби?!

Но мимоидущие, видевшие Его в этой скорби и муках, только смеялись над Ним. Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него (Мф.27:42). – Так издевался, так язвительно смеялся, так торжествовал ад. Так висел Он вместе с разбойниками, между небом и землею, отвергнутый миром, оставленный Богом во мраке, распространившемся по всей земле. Так, наконец, и умер этот Праведник, Единородный Сын Божий, Спаситель мира, рождение Которого так торжественно воспели целые воинства небесных Ангелов. Он стал жертвою жестокости врагов Своих, которые с сатанинским удовольствием смотрели на струившуюся кровь Его. Смерть Его казалась им совершенным уничтожением Его дела, они торжествовали уже победу, и их ликованием оглашались жилища гордых жителей Иерусалима. Но они слишком рано начали праздновать свою победу. То, что считали они своею победою, это именно и было их падением, и уже в момент смерти Спасителя началась Его славная победа.

Вся природа содрогнулась при последнем вздохе Распятого и тем признала Его своим Господом, так что многие из самых врагов Его пришли в ужас и смятение, и языческие воины с сотником своим исповедовали Его избранным Сыном Божиим. Раскрылись гробы, и многие из умерших святых восстали в доказательство того, что Он есть Господь жизни и смерти. Завеса церковная разодралась надвое от верхнего края до нижнего в знак того, что закончился Ветхий Завет закона и на Голгофе начался Новый Завет любви и благодати. Враги Спасителя хотя и старались увенчать свое дело успехом, запечатав гроб и приставив к нему стражу, но лишь показалась первая утренняя заря Пасхального дня, как этот «презреннейший богохульник», этот распятый «преступник», сбросив с себя оковы смерти, восстал из гроба и явился ученикам Своим. Прожив с ними еще сорок дней, чтобы сделать их твердыми свидетелями Своего воскресения, Он со славою вознесся пред их глазами на небо и, как победитель, занял Свое место одесную Бога.

О, какая чудная перемена! Тот, Которого еще так недавно считали за человека, – Он парит в небесную высоту и князи неба взывают: Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! (Пс.23:7). Так исполнилось то, что сказал Даниил и повторил Апостол: Бог поставил Христа выше всех властей и господств и сил, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:9–10).

Итак, какая разница между Распятым на Голгофе и Царем славы! Вместо трости, в руках Его – скипетр владычества над миром; вместо тернового венца – блестящий венец Божества. Вместо червленицы – Он облечен теперь в беспредельное величие. Не разбойники и злодеи вокруг Него, но Архангелы и Ангелы, воспевающие Ему хвалебные песни. Так восседает Распятый, как славный победитель, на вечном престоле; но вся сила Его победы откроется еще тогда, когда Он придет произвести суд Свой над Своими врагами, который предал Ему, по слову Апостола, Отец Его (1Кор.15:24–27).

Но праздник Пасхи есть праздник победы не для одного только Христа, но и для каждого отдельного христианина. Как Христос, так и мы празднуем нашу победу над всеми испытаниями мира, над всеми силами тьмы.

Уже самое время, в которое празднуется Пасха, немало располагает к радости. Сама природа празднует в это время свое воскресение. Несколько недель назад в ней царила еще мертвая тишина и холод. Но вот возвращается весна, и все пробуждается к жизни. Приветливее глядит синее небо, яснее кажется солнце, теплее дуют ветры, веселее журчат источники, и радостно поднимает человек взор свой к Господу миров, утвердившему перемены времен года. И куда ни обратили бы мы взор свой, всюду видим новую жизнь, всюду находим новые и новые поводы и причины к радости и восторгу. И это чувствует даже самый дурной человек, а посему в целом году нет столь веселого праздника, как воскресение Христово.

И как природа всюду возвещает новую жизнь и воскресение, так и то великое событие, которое воспоминаем мы в нынешний день. Когда Иисус закрыл Свои очи и положен был во гроб, тогда опечалились Его друзья, тогда восскорбело даже бездушное творение. Но лишь только Он возвратился к жизни, как снова настали радость и веселие и для тогдашних друзей Его, и для всех, кто только верует в Него. И это воскресение Господа не достаточно ли убеждает нас в действительности будущей жизни, в продолжении бытия нашего духа по смерти тела? И что может быть для нас дороже в земном нашем странствовании, как не эта вера? Она освещает нам путь этой жизни, она дает нам мужество и силы переносить все трудности и невзгоды на этом жизненном пути, она мирит нас со всеми бедствиями и скорбями, которых так много выпадает на долю каждого смертного.

О вы, жалкие крестоносцы, переживающие великую пятницу в вашей скорби и несчастиях! Посмотрите на славу воскресшего Господа, и вы убедитесь, что и для вас некогда настанет пасхальное утро, и для вас наступит весна! Взгляните на этот престол победоносного Агнца, и вы увидите здесь сонм людей из всех племен и народов. Откуда они пришли сюда? С роскошных пиров и шумных увеселений? – Нет. С высоты мирского величия, из блестящих золотом палат и хором богачей? – Нет. Они пришли сюда, как говорит Святой Дух в Откровении, от великой скорби (Откр.7:14). Они пришли сюда от тяжелых, невыносимых работ и труда; они пришли сюда из скромных хижин бедняков, где они изливали пред Богом свое скорбное сердце, пришли с одров тяжких болезней, из мест бедствий и несчастия, из мест изгнания и заключения. Но теперь, когда они украшены венцом победы, за что считают они бедствия земли? О, вечные, благодарственные гимны воспевают они Богу за то, что Он путем креста возвел их на такую высоту славы и блаженства.

А потому праздник Пасхи есть праздник победы для всех труждающихся и обремененных, для всех крестоносцев этой земли. Каждый из них может и должен сегодня сказать себе: если Христос, прежде чем вошел во славу Свою, должен был пострадать, то не следует ли и мне соразделить Его страдания? Если Христос, пострадавши, воскрес, то почему и мне в своих страданиях нельзя ожидать того же? Нет, и я одержу победу, как Христос, если я страдаю, как Христос: блаженны плачущие, ибо они утешатся; блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:4–10). Таким образом, каждая скорбь в конце концов находит свое врачевство, каждое страдание – свое утешение, каждая ночь – свой рассвет, каждая зима – свою весну, каждая великая пятница – свою Пacxy.

Так побеждаем мы скорбь этого мира; но какая польза будет нам от этой веры, если мы не восторжествуем вместе со Спасителем над властью греха, если вместе с Ним не воскреснем для новой духовной жизни. А это неизбежно случится с теми из нас, которые не хотят принимать никакого участия в радости воскресения Христова, которые видят Спасителя восставшим из гроба, а сами остаются лежащими во глубине греха, из которой Он хотел извлечь их. Но, к сожалению, как много еще таких людей! Сколько пережили они Пасхальных дней, и, однако, доселе еще лежат в гробу греха! Сколько раз весна оживляла природу, напоминая им об их нравственном оживлении, но в их сердцах и доселе еще зима, холод и ночь! Но, христианин, ужели это должно остаться навсегда!.. Христос, воскресший из мертвых, полный величия, славы и любви. Он Сам зовет тебя ныне принять участие в Его победе, в Его радости и блаженстве, и ужели ты не захочешь этого? Ужели решишься ты лишить себя радости Пасхального торжества? Ужели не захочешь ты выйти из душной темницы и дышать на свободе чистым воздухом? Ужели не захочешь встать с одра болезни и возвратиться к своему здоровью? О, спроси только своих собратьев, которые очистили свою совесть чрез Таинство Покаяния и обратились с сокрушенным сердцем к Богу, обновившему, подобно орлу, юность их (Пс.102:5), – спроси их, и они скажут тебе, какой благодатный дух объял их в этом Таинстве, как оживил Он их, какую радость, мир и успокоение влил Он в сердца их! Возьми с них пример, и тогда такая же радостная Пасха будет и в твоем сердце.

А те из вас, братие, которые воскресли и разорвали узы греха, те пусть вспомнят сегодня слова Апостола: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим.6:9). Избегайте и вы вторичной смерти. Тогда только получите со Христом наследие бессмертия, когда будете держаться твердо и до конца новой христианской жизни. Только претерпевший до конца спасется (Мф.10:22). Аминь.


Голос Церкви.  С. 19–27


Наверх