Слово на день Сретения Господня. Изъяснение праздничного тропаря
Греческому народу с его стремлением к философским умозрениям искони была присуща способность определять предмет по его сущности и выражать ее в кратких словах. Эта черта нашла себе место в молитвах и песнопениях греческой Православной Церкви. В частности, мы имеем в виду тропарь в честь настоящего великого праздника Сретения Господня. Здесь в самых кратких словах изображается сущность всего Христова домостроительства о нашем спасении.
Это домостроительство, как видно из творения св. Афанасия Александрийского: «О воплощении Бога Слова», прежде всего состояло в том, что Бог через Своего Единородного Сына даровал человеческому роду истинное просвещение. До Христа человечество тонуло во тьме язычества, во мраке всевозможных заблуждений. В них были повинны сами люди, ибо эти заблуждения были порождением злой человеческой воли и исходили из сердца, исполненного страстей. Поэтому Господь, как свидетельствует Ап. Павел, предал людей их собственным постыдным страстям и делам, достойным смерти (Рим. 1:21:32). Но не для греха и смерти мы созданы Богом, а для вечной, святой и блаженной жизни. Чтобы осуществить сию цель, Господь и послал на землю Своего Единородного Сына, Который просветил человечество светом православной веры.
Это действие божественного домостроительства и выражается в Словах тропаря: «просвещаяй сущия во тьме».
Но одной православной веры недостаточно для нашего спасения. Необходимо было не только просветить людей ее светом, но и освободить их от ига страстей, греха и диавола. Поэтому, по учению св. Афанасия Великого, надо было Богу, в целях Его божественного о нас домостроительства, освободить людей от этого рабства и сделать их святыми. Сие освобождение и даровал нам Господь, ниспославши людям, в силу Своих крестных страданий и смерти, божественную благодать. С момента сошествия Святого Духа на Апостолов всем истинно верующим сообщается в таинствах Церкви сия благодать, которая избавляет людей от мучительства диавола и уподобляет нас по чистоте и святости Самому Богу.
Об этом действии божественного домостроительства и говорится в словах тропаря: «веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших».
Плоды божественного домостроительства: просвещение верою и освобождение от греха, по учению св. Афанасия Великого и других св. отцов Церкви; имеют своею целью дарование нам вечного блаженства в небесном Царстве Христовом. Это блаженство во всей своей полноте начнется для праведных всеобщим воскресением, когда они не только душою, но и телом приобщатся к радости своего Господа. Сие блаженство будет так велико, что мы не можем сейчас представить себе всей его силы. Не у явися (еще не открылось) что будем, говорит св. Иоанн Богослов, вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем: ибо узрим Его, якоже есть (1 Ин.3:2).
Но Господь так милосерд и так любит нас, что даровал нам возможность приобщаться к сему блаженству еще здесь, в земной нашей жизни. Это происходит тогда, когда Дух Святый Своею благодатию воскрешает наши души, помогая нам умерщвлять страсти и соблюдать спасительные заповеди. Поэтому св. Церковь говорит: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается». Мы воскресаем душою, когда, при содействии благодати Святого Духа, побеждаем свою плотскую страсть и приобретаем целомудрие, эту дивную победу над законом нашего плотского естества, которая приобщает нас к радости св. бесплотных Ангелов. Мы воскресаем божественною благодатию в душе своей, когда побеждаем диавольскую злобу и являем любовь к Богу и ближним, в которой, по учению св. Исаака Сирианина, заключается рай со всеми его блаженствами. Душа наша достигает воскресения, когда мы неуклонно соблюдаем все заповеди Христа, от чего рождается в нас самое высшее, возможное на земле, блаженство. Тогда во всей силе осуществляются над нами слова Спасителя: «Аще заповеди Моя соблюдете... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» (будет совершенна) (Ин.16:10-11).
Об этом действии божественного домостроительства и говорят последние слова настоящего тропаря: «дарующаго нам воскресение».
Не забыта в сем тропаре и Виновница нашего спасении, Пречистая Дева Мария, через Которую совершил Господь все Свое божественное о нас смотрение. С обращения к Ней тропарь и начинается: «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш». Это обращение показывает, как близка Пречистая Дева Мария к Сыну Своему и, следовательно, какое величайшее дерзновение Она имеет перед Ним в Своем за нас заступлении.
Пусть эти слова тропаря побуждают нас молиться Ей об усвоении нами плодов домостроительства Христова, чтобы сделаться нам участниками небесного Царства со всеми его радостями.
Конечно, это вовсе не значит, что мы должны умолять Божию Матерь только о благах небесных. Нет, св. Церковь знает, как велики наши телесные нужды и как нам необходимо заступление Царицы Небесной во всех наших бесчисленных земных потребностях и скорбях. Поэтому Церковь призывает нас, чтобы мы и в этих нуждах своих спешили к материнскому покрову Богородицы. Невозможно пересчитать все поразительные случаи заступления Пречистой Божией Матери, какие Она являла и являет, в силу Своей любви и наших молитв к Ней, как невозможно для нас исчислить все звезды небесные или песок морской.
Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, усердно молиться Пречистой Божией Матери о заступлении нас во всех наших скорбях, нуждах и напастях, и никогда наши молитвы не будут отвергнуты Ею.
Но не будем забывать, что Божией Матери более всего угодно, чтобы мы умоляли Ее о даровании нам благ небесного Царства. И как же может быть иначе, когда Ея Божественный Сын, Господь Спаситель наш, повелевает искать прежде всего Царства Его, этого последнего плода, этой последней цели всего божественного домостроительства Христова. Молитвами Пречистой Девы Марии да удостоит нас Господь небесного Своего Царства и да не лишит нас Своей неизреченной милости и во всех наших нуждах земных. Аминь.