Проповеди на праздники:


Слово на день рождества Христова. Слава в вышних Богу и на земли мир

Слава в вышних Богу и на земли мир,

в человецех благоволение (Лк.2:14).

В глубокую ночь ангел Господний является пастырям и возвещает радость, яко родися днесь Спас, иже есть Христос Господь. И внезапно с проповедью ангельскою соединяется песнь воинств ангельских. И внезапу бысть со ангелом множество вой небесных хвалящих Бога.

Если небесные воинства поют песнь: естественно, ожидать, что это есть песнь многозначительная. Если ангелы в такое неожиданное время, во время покоя ночного, поют песнь, конечно, эта песнь достойна благоговейного внимания. Если таже песнь, хотя и ночью, но возглашается в слух земли: как жителям земли не слушать её?

И, однако, тогда, как небесные воинства торжествовали рождение Спасителя земли, весь мир земной, за исключением нескольких стражей стада, погружен был в сон, и не слыхал славословия небесного, не внимал песни ангельской.

Не продремать бы и нам, братия, славословия ангельского. Правда, нас часто оглашают им. Но тем стыднее, если не совсем ясно понимаем его.

Слава в вышних Богу. Почему теперь говорят о славе в вышних, если говорят о славе Божией? Когда же Бог был без славы? Он не был бы и Богом, если бы не имел когда-либо славы? Он есть Бог славы (Деян.7:2) во внутренней своей жизни, в жизни Триединого. Он есть Бог славы и в творениях своих, которые создал Он для того, чтобы были они причастниками славы Его, составляющей блаженство и совершенство их. Потому-то в высотах небесных тысячи тысячей ангелов не имеют покоя, воспевая славу Триипостасного. Слава Божия так велика и так много изливает мира и радости на все, в чему касается, что самые чистые и крепкие духи не в состоянии обнять восторгами блаженства, разливаемого славою Божией. Почему же призывают вышних славить Бога?

Как естественно славе совершенств Божиих открываться в особенных внешних делах: так естественно, что бы особенная хвала возносилась Всесовершенному небесными силами, когда видят они особенное проявление совершенств Вышнего. Так было при сотворении мира: все воинства неба прославили тогда всемогущество, мудрость и благость Творца. Егда основах землю, егда сотворены быша звезды, говорит Господь к Иову, восхвалиша Мя вси ангели (Иов.37:4–7). Так было и теперь, когда родился людям Спас, иже есть Христос Господь. Чему же радуются небесные духи? Ангел небесный возвестил земле о первом проявлении спасения земли. Но тайна Божия о спасения людей раскрылась не от грез ангелов; напротив, в полноте света и величия своего она достигла самых ангелов не иначе, как чрез людей. Да скажется, говорят апостол, началам и властем на небесных церковью, т.е. обществом верующих людей, многоразличная премудрость Божия по предложению веков, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем (Еф.3:10).

Что же славят ангелы в слух пастырей? В чем видят они особенную славу Бога? В том, что родился людям Спаситель Христос Господь. Так велика слава Божия в Спасителе людей при первом её явлении! И апостол говорит: велия благочестия тайна, Бог явися во плоти. Уже одно явление, Бога во плоти великая тайна, великое дело непостижимого снисхождения Божия к тварям. Небесным воинствам известно было несчастное положение падшего человечества, им известно было, что виновное человечество – предмет негодования правды Божией. Но вот беспредельная любовь Божия нисходит к человекам в тихом сиянии мира и благоволения. И ангелы славят славу непостижимой любви Божией.

От чего ангелы заняты славою, касающеюся не их, а человеков? От того, что мир ангелов святых есть мир любви. Радость бывает ангелом о едином грешнике кающемся (Лк.15:10). Какая же была радость им, когда узнали они о рождении Спасителя всех человеков!

Ангелы призывают вышних славить Бога, но славословием их оглашается и мир земной, без сомнения, для того чтобы и жители земли, по примеру ангелов, прославляли Бога. Повторяйте, братия, чаще повторяйте в сии дни ангельское славословие. Посещайте усердно храм Божий, чтобы слушать там ангельские хвалы Богу и стойте в храме так, чтобы слышать их всею душою. Особенно берегитесь, не заглушалась бы ангельская хвала, по выходе из храма, суетными беседами, говором страстей, веселием грехов, песнями, растлевающими небесную чистоту души. Прославляющих Мя, прославлю, говорит Господь, и уничижай Мя, бесчестен будет (1Цар. 2:30).

И на земли мир, поют ангелы. Что это за мир? Был некогда мир на земле, когда владыка земли повиновался воле Творца своего. Но этот мир давно оставил землю. Прельщенный духом тьмы, человек воспротивился воле Господа и отнял у земли мир. Человек, став грешником, прервал мир с Богом: Святый не может иметь общения с грехом. Открылась брань внутри человека, между духом и плотью. Открылась брань между людьми, земля обагрилась кровью Авелей. Открылась борьба в вещественной природе: земля стала терзаться землетрясениями и бурями, громами и бедствиями разного рода. Могут ли чистые духи, духи любви и мира, без скорби смотреть на такое состояние земного мира? И потому-то радуются они, когда видят, что возвращается земле мир.

Любовь Сына Божия приняла на себя возвратить земле потерянный его мир. Давно Исаия предвозвещал явление на земле Начальника мира (Ис.9:6). И Давид говорил о ком-то: во днех Его воссияет правда и множество мира (Пс.71:7). И вот после долгого ряда веков является ожиданный Спаситель Христос Господь. Той спасет люди от грех их, говорил о Нем ангел Иосифу. Если же спасет Он от грехов, то это тоже, что возвратит людям мир, так как начальная причина всех неустройств земли – один грех.

Но где же, скажут, мир на земле? Да, полный мир может открыться не иначе, как на новой земле, а не на нашей грешной. Он откроется тогда, когда упразднится последний враг наш – смерть. Между тем желаете ли видеть, как сила Христа Господа и на нашей земле водворяет чудный мир, хотя только частный. Посмотрите на жизнь святых Божиих. Лютые звери послушны им были, как овечки; лев пасся у ног их вместе с ягненком; не вредил им ни яд, ни огонь и по воде ходили они, как по суше. Ясно, что земля наша могла бы цвести миром, какого только можно желать до окончательной победы добра над злом. Откуда же между нами волнения и неустройства? От страстей наших: они вносят в общества наши ссору и брань, раздор и расстройства, обиды и убийства. О, почтим, по крайней мере, дни явления на земле Владыки мира искренним миролюбием, взаимною уступчивостию, не делая ничего по тщеславию, а в духе смирения почитая один другого лучшим себя (Флп.2:3). Пусть умолкнет в нас хотя на время самолюбие наше, которое гав много тревог делает в жизни нашей, так много бед вводит и в тесные, и в обширные круги связей наших.

В человецех благоволение, возвещают ангелы. Чье благоволение? Божие. На небе не то, что на земле; там дорожать только благоволением Божиим. И так ангелы возвещают о благоволении Божием к людям. Какая неожиданная радость!

Бог, по беспредельной Своей святости, ненавидит всякое беззаконие (Пс.5:5–6). Он есть самая святость и только к святому обращена любовь Его, только к благому – благоволение Его. Благоволить к греху Он также не может, как не любит греха. Потому грешный род человеческий, со времени первого греха своего, подвергся гневу Божию, удален от милостивого взора любви Божией. Если же, как говорит ангел проповедник, родился людям Спаситель Христос Господь, то это тоже, что Бог обратился к людям со своим благоволением. Как это случилось, что Святый обратился благоволением к грешным? Как примирилась правда с виновными людьми? Ангелы не объясняют. Отчего не объясняют? От того, имеем право сказать, что сами не знают; от того, что тайна искупительных страданий Сына Божия еще не явилась в точном её виде. Довольно пока для людей, когда довольно и для ангелов, что проповедуется благоволение Божие к человекам.

Сетующая о грехах своих душа! страшна, грозна для тебя святость Божия, при множестве грехов твоих! Сохраняй святой страх в глубине своей, – он избавит тебя от многого. Но слышишь, ангельские лики поют: в человецех благоволение. Святые ангелы не могут говорить неверного. Повергнись же с душевною ношею твоею пред Христом Господом. Если ради Его благоволения Божия к людям, то, конечно, не исключен и ты из того числа. Повергнись со всеми грехами твоими пред Спасителем: если от Него спасение для всех, то, конечно, и для тебя. Нет у тебя молитвы, нет сокрушения сердечного, что ж? Такою и повергайся пред Ним. Взывай пред Ним: Ты одна моя надежда, Христе Спасителю; укрой меня от праведного гнева Божия, который вызывают против меня грехи мои! О Тебе благоволение Божие к людям; обрати и ко мне недостойному благоволение Отца небесного.

Сыны России! благоволение Отца небесного испытали мы и в судьбах отчизны нашей, так дивно спасенной, так дивно прославленной во дни благословенного Александра. Да не изглаждается из сердец наших благодарная память о благоволении небесном к родине нашей. Не забудем, что только тогда, как сердца наши отверзты хвалами величию Божию, мольбами о помощи небесной, только тогда нисходит на нас сила Божия и творит в немощных дела дивные.

Мудрость и сила небесная, воплотившаяся для нас! Ты нас научи, Ты подай нам чувства и силу, чтобы устами и сердцем пели мы ангельскую песнь: слава в вышних Богу! на земли мир и к нам грешным благоволение! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх