Слово на день Богоявления. О Богоявлении Святой Троицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Ныне мы празднуем святой праздник Крещения Господня или Богоявления. В древности этот праздник еще назывался День Светов. Ныне обращаем мы духовные взоры наши к волнам Иордана, из которых выходит смиренно принявший Крещение Иисус Христос, и нам открывается пречудное чудо Богоявления. Разверзаются небеса, и сходит на Богочеловека Дух Святый в мирном образе голубя. И глас Бога Отца глаголет: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф.3:17). В видении этом приоткрывается величайшая тайна Божественной Сущности – Троица Единая и Нераздельная.

Невозможно без трепета помыслить о столь великом, не постигаемом умом Откровении – Откровении Бога о Самом Себе, без которого истинное богопознание и наше спасение невозможны, ибо спасительное Крещение в Церкви совершается во имя Святой Троицы, как заповедал Сам Спаситель.

Однако в происшедшем есть еще одно поразительнейшее явление – это беспримерное смирение Сына Божия.

Богочеловек, Единый Безгрешный, не нуждающийся в покаянии, пришел к Иордану как один из кающихся. Иоанн Предтеча говорил о Христе: Яне достоин наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк.1:7), – однако же Он воспринял крещение от рук Иоанновых. А как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Дух Святой сошел на Него телесным образом в виде голубя не для того, чтобы Иисус в первый раз познал Его (ибо Он знал Его и прежде телесного сошествия), но для того, чтобы узрел Его крещающий Иоанн». Так смирением ниспровергал Иисус горделивое царство сатаны и утверждал в душах человеческих Царствие Небесное.

Это событие на Иордане стало началом проповеди Христа, началом Его трехлетнего общественного служения, описанного в Евангелиях. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Иисус Христос есть Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедовать Евангелие. Если Сам Владыка наблюдал порядок времени, то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка? С того времени Иисус начал проповедовать, как Дух Святой сошел на Него телесным образом в виде голубя». Крещение Господне и Богоявление означили начало того спасительного для людей пути Благовествования, которым прошел по земле Сын Божий вплоть до Крестной смерти Своей, Воскресения и Вознесения. Тридцать лет было Иисусу, когда ступил Он на этот путь.

О неизреченное смирение Сына Божия! Разве нуждался Христос, с колыбели обладавший во всей полноте Божественной сущностью Сына Божия, в этих тридцати годах безвестности и безмолвия? Разве не мог Ребенок Иисус, повергавший в изумление мудрейших учителей Иерусалимского храма, потрясти весь мир чудесами и знамениями? Но нет, до урочного тридцатилетнего возраста вместе с мнимым Своим отцом Иосифом Обручником проливал Сын Божий соленый человечий пот, склоняясь над плотничьим верстаком. Зачем же длил Богочеловек это смиренное существование, занимался этим простым ремеслом? Ответом служат слова Спасителя: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф.3:15).

Правда Божия во искупление падшего рода человеческого и возрождение его в жизнь вечную заключалась в том, что чуждый греха Сын Божий должен был пройти человеческий путь со всеми его тяготами и скорбями, быть предан на поругание и позорную Крестную казнь, дабы «смертию смерть попрать» в ознаменование беспредельной любви Творца к людям. Иисус Христос живым Своим примером указывал путь «всякой правды» для всех, кто, желая спастись, последовал бы по Его стопам.

Сошествием в воды Иордана очистил Господь «естество вод» всего мира, изгоняя из них гнездившегося там древнего змия-диавола. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «по словам Иова, в водах был дракон, могший поглотить Иордан. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов. Это был не малый зверь, но зверь страшный». Итак, через освящение вод Иордана Господь уничтожил власть диавола над водами мира, которую тот восхитил себе после грехопадения Адама.

Сошествием в воды Иордана освящал Господь естество вод, претворяя вещественную влагу в таинственную святыню, «великую агиасму». Вода, прежде способная лишь очищать тела человеческие от внешней нечистоты, приобретает способность омывать души от скверны греха. Сбылось реченное пророком: И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших (Иез.36:25). Это освящение Иорданской воды становится началом освящения воды для церковного Таинства Крещения и для ежегодно повторяемого освящения воды на ныне совершаемый праздник.

Как писал тот же святитель Кирилл Иерусалимский: «Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать Крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо, как по примеру детей, имеющих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, чтобы мы, сделавшись участниками с Ним в воплощенном Его явлении, вместе с этим стали участниками и в Божественной Его благодати, так и крестился Иисус для того, чтобы мы через это, опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением».

И эту славу нам дарует Воплощенный Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, чтобы, по словам святого Афанасия Великого, сыны человеческие стали сынами Божиими (по благодати). Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст в своем Слове на Богоявление, соизмеряя событие Крещения на Иордане со всем ходом жизни всякого спасающегося: «О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть; Он воюет с диаволом, а я оказываюсь победителем; Он змииную голову сокрушает в воде, а я как бы настоящий борец увенчиваюсь, Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подается оставление грехов; о Нем Отец свидетельствует как о Своем возлюбленном Сыне, а я становлюсь сыном Божиим ради Него; ему отверзлись небеса, а я вхожу в них; пред Ним Крещаемым является горнее Царство, а я его получаю в наследственное владение; к Нему обращается голос Отца, и вместе с Ним я призываюсь; Отец благоволит к Нему, и меня также не отвергает. Со своей же стороны я прославляю Отца, с небес давшего глас Свой, Сына, крещающегося на земле, и Духа сошедшего как голубя, Бога единого в Троице, Которому я и буду всегда поклоняться».

Мы уже цитировали сегодня слова святителя Кирилла Иерусалимского: «Иисус Христос есть Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедовать Евангелие. Если Сам Владыка наблюдал порядок времени, то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка?» Эти слова, дорогие братья и сестры, относятся и к тому, как люди после чина освящения воды будут брать эту воду. Я призываю всех делать это так, чтобы вода эта стала нам во спасение, а не в умножение грехов и в осуждение. Уважайте друг друга, не толкайтесь в очереди, не прорывайтесь вперед других, сохраняйте мир и праздник в душе и вокруг себя. Лучше уйти из церкви без воды, но с любовью в душе, нежели с водой, но раздражением и озлоблением, потеряв благодать Святого Духа, которая снизошла сегодня, конечно, не только на воду, но прежде всего на нас с вами. А именно в присутствии благодати, и в том числе в Крещенской воде, и заключается спасительный смысл всего того, что происходит в жизни Церкви Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с возглаголавшим над Ним на Иордане Безначальным Его Отцом и вместе с сошедшим «в виде голубином» на Него Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Аминь.

Наверх