Слово к богомольцам при служении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петрограде 1918 г.

Слово к богомольцам при служении в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петрограде 1918 г.

Устроением Промысла Божия первый приезд мой к вам как патриарха совпадает с днями конца Светлой Пасхи. Святая Церковь надолго собирается отложить дивные и чудные пасхальные гимны. Сегодня мы еще слышим ее победный зов: «Христос воскресе», но уже завтра вечером в наших храмах иные песнопения, торжественные, но вместе с тем с ноткой какой-то грусти – песнопения, прославляющие Вознесение Господне, и в совпадении сих двух событий, в этой смене переживаний и настроений наши сердца полны радости с оттенком тихой грусти, которой были объяты сердца святых апостолов, когда они расставались со своим Божественным Учителем. В этом совпадении нам урок того, как всякая радость «печали бывает причастна». И когда я вступал в сей священный град, когда видел великое множество встречавших меня людей, – в сердце моем была радость, что не оскудела вера православная среди русских людей. Но, с другой стороны, видя умиленные лица, я замечал и некие слезы на них. И в самом деле. Град сей давно мне известен. Я знал его, когда учился в здешней академии, но я всегда привык его видеть несколько иным. И теперь при посещении этого града невольно вспомнились мне слова пророка Иеремии, как он некогда оплакивал Иерусалим, называя его вдовицею, видевшей лучшие дни, но испытывающей принижения. Нельзя не заметить увядания этого града. Вместе со всею матерью-Родиной нашей больши́е терпит он скорби и поношения. Великая Россия, удивлявшая весь мир своими подвигами, теперь лежит беспомощная и терпит унижения. И, конечно, не может не испытывать скорби всякий русский верующий человек. Однако скорбь наша не может быть безмерной. Как апостолы, расставшись с Учителем своим, выступили на проповедь с радостью, так и мы не должны унывать, не должны падать духом, не должны отчаиваться. В том самом обстоятельстве, что верующие люди повсеместно объединились около своих храмов и не дают их в обиду, как это было и у вас, в этом залог великого будущего нашей Церкви Православной и всего нашего народа. Когда в приветствиях, которыми встречали меня здесь, у врат этой святой обители прозвучали слова: «Благословен грядый во имя Господне...» – я припомнил слова Иисуса Христа, обращенные Им к Иерусалиму: «О, если бы град сей хотя теперь познал бы, что служит ко спасению его« (см.: Лк.19:42). Но я взираю на вас с утешением, потому что вы знаете, в чем заключается наше спасение. Спасение в Церкви Божией, в вере нашей в Бога. Она только может нас спасти и избавить от тех несчастий, которые всюду облегают нас. Конечно, нужны и преобразования, нужны и реформы. Но главное не в этом. Главное – это возрождение души нашей, об этом надо позаботиться прежде всего. Как Иов Многострадальный потерял все, что имел, был терзаем, страдал, мучился, но не потерял веры в Бога и вера эта спасла его и возвратила ему всё потерянное и утраченное, так и нам Господь попустил переносить великое страдание, поношения и обиды, попустил потерять многое из того, что мы имели раньше. Но была бы только крепка вера православная, только бы ее не утратил русский народ. Всё возвратится ему, всё будет у него, и восстанет он, как Иов от гноища своего. Пока будет вера, будет стоять и государство наше. Воспламеняющий огонь ревности Божией спасет Родину нашу, но только спасение это надо искать не в захватах, не в обогащении за счет другого, а напротив, стремиться с любовью помогать друг другу, «честью друг друга больше творяще» (Флп.2:3). Пример для нас – небесный покровитель этой святой обители и всего града благоверный великий князь Александр Невский. Он жил в тяжелые времена. Защищал Отечество свое и веру православную от натиска на нее со стороны неверных. Принужден был ездить в Орду, переносил там и унижения, и поношения, и всякие невзгоды, но мужественно противостоял всем вражеским козням и, крепкий духом, он сам одерживал блестящие победы над врагами здесь же, на этих самых местах, где мы с вами находимся. Помолимся же ему, помолимся с верой и надеждой на его святую помощь и защиту. «Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствуяй...» Вспомни землю нашу, когда-то обильную, текшую «медом и млеком», а ныне оскудевшую. «Спаси, угодник Божий, своим предстательством перед Престолом Божиим всех верных рабов твоих, уповающих на тя и прибегающих под кров твой святой».

Акты С. 137–138.


Проповеди на праздники:

Наверх