Проповеди на праздники:


Слово IV. О загробной жизни, говоренное в соборе города Волчанска

И смерть, и ад даша мертвецы

своя, и суд прияша по делом своим.

И смерть, и ад ввержени быша в озеро

огненное, се есть смерть вторая (Откр.20:13–14).

Если грозная болезнь (холера), вновь посещающая край сей, сразит того или другого из нас, слушатели, будет ли эго неожиданность? Что значит земля, нами обитаемая, как не кладбищное поле? Сколько знакомых и незнакомых скрылось с глав наших в мраке могильном!

Пусть те, о которых не дошла до нас память, мало занимают нас собою. Но отец, осиротелый после смерти любимых детей, может ли не спрашивать, где они? Что с ними там? Мать, потерявшая единственного сына, супруга, лишившаяся любимого супруга, тоскливо спрашивают, где они? Каково им там? Боже праведный! благоговеем пред правдою Твоею; исповедуем неприступную святость Твою. Участь тех, которые прияли благая в жизни сей, без благодарности к подателю блат, не может быть там покойною. Тяжело это для сердца немощного, но – непреложно.

Но Ты благость вечная! Откажешь ли в каплях благодатного утешения тем, которые скорбят пред Тобою о печальной загробной участи забывчивых братий и сестер? Или грозная участь грешника неизбежна там для всех грешников? Ужели никогда и никак не может быть ни избавления, ни облегчения от мук ада? Грешники! более, чем кому либо, нам надобно узнать верный ответ на вопросы о вас! И где же услышим его? Опасно полагаться на разум, он может ввести в ошибки. Обратимся к неложному учителю? что ренет о мне Бог, в своем откровении.

И смерть, и ад даша мертвецы своя, и суд прияша по делом своим. И смерть, и ад ввержени быша в озеро огненное, се есть смерть вторая. Так видел тайновидец Иоанн. Что это за видение? Что показывает оно нам? По сему видению ад должен выслать своих обитателей на суд всемирный, как и смерть своп жертвы, и потом ад и смерть обрушатся в геенну. Следовательно смерть и ад представляются здесь в одинаковом положении. Значит, как смерть не есть необходимая принадлежность природы человеческой, а есть случайное явление, есть оброк греха (Рим.8:10; 1Кор.15:36); как для смерти есть победитель смерти, силою коего и мертвые возвращаются к жизни, так и ад еще не есть решительное состояние грешников, в котором невозможна бы была перемена. По видению тайновидца решительное, неизменно бедственное, состояние грешников – есть геенна, которая приимет жителей ада после суда всемирного. Таким образом это видение, показывает состояние грешников в аде состоянием нерешительным, подает мысль о возможности перемены в участи грешника до суда всемирного.

Учитель языков в одном послании говорит (Еф.4:9–10), что Христос Иисус нисходил в дольнейшие страны земли и пленил там плен, а в другом (Флп.2:10. 11) учит, что пред именем прославленного Иисуса должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних. Сличая то и другое наставление видим, что дальнейшие страны земли и жители преисподней – не то, что жители неба, куда взошел Спаситель с земли, и не то, что жители земли, между которыми пребывал Он временно. По самому значению преисподней в других местах писания (Пс.62:10; Сир.51:9), её жители – те, которые не достигли блаженства. И о них-то св. апостол говорит, что колена преисподних, подобно свободным поклонникам небесным и земным, преклоняются пред именем Иисуса Христа, приемлют дары Его и выводятся из плена. Апостол не говорит нам того, что все обитатели преисподней преклоняются пред Иисусом и выводятся из их темницы; напротив известно, что тогда, как в этой темнице иным духом проповедуется с пользою для них, (1Пет.3:19), для других, каков богач, невозможен выход из неё (Лк.16:23). Апостол ясно показывает то, что в преисподней есть души не то, что нераскаянные, укоренившиеся в зле и потому неспособные к принятию даров благодати Христовой, но души способные к другой лучшей жизни, души такие, для которых возможен переход в состояние покоя и радости. Иначе, апостол дает видеть, что как на небе, соответственно нравственному состоянию праведных душ, есть обители многи (Ин.14:2), так и в аде, соответственно неодинаковому нравственному состоянию грешников, находятся неодинаковые обители; и между ними есть такие, для которых возможен переход в состояние полного покоя. Другая мысль о преисподней у апостола та, что возможность избавления душ из ада есть дело нисходившего в ад; он не поставляется в зависимости от деятельности узников, а относит спасение их единственно к силе и воле Христа Господа.

На сие бо Христос и умре и воскресе и оживе, да и мертвыми и живыми обладает (Рим.14:9), учит апостол. С тем и восстал из мертвых Христос Иисус, чтобы быть Владыкою и живых и мертвых; благодатное владычество Его не ограничивается областью живых; животворная сила Его простирается и на царство мертвых, и здесь она может оживлять и спасать, прощать и возвращать свободе.

Имам ключи ада и смерти, говорит Сам первый и последний тайнозрителю Иоанну (Откр.1:18). После такого отзыва нельзя сомневаться в том, что пока ад не низринут в геенну, двери ада может отворять Господь Иисус, может выводить оттуда узников, точно также, как может воскрешать мертвых. После такого отзыва понятно и то, что слова Авраама богачу, «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти – оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26), означают только то, что переход из ада в рай не зависит от воли узников ада.

Итак возможность, избавления грешников из ада не подлежит сомнению. Несомненно и то, что переход грешников из ада не состоит в их власти, а возможен только силе Господа Иисуса. Остается узнать, как, чрез какое посредство, живительная сила Господа Иисуса переходит на несчастных обитателей ада?

Что такое воинствующая Христова церковь? Она есть тело Христово, в котором живет Христос своим могуществом и благодатью. Ей, имеющей ключи царства небесного, дал Он многоразличные средства ко спасению. В ней совершается жертва бескровная за грехи мира (Евр.7:23–25); преломляется тело Искупителя за живот мира (Ин.6:5), проливается кровь Господа во оставление грехов (Мф.26:26–28). В ней молитва во имя Господа Иисуса может получать все согласное с волею Отца (Ин.14:19). Итак, вот где проводник жизни Божией для людей!

Св. апостол Иоанн учит, аще кто узрит брата своего согрешающего не к смерти, да просит и даст ему живот, согрешающим не к смерти, есть грех к смерти, не о том глаголю, да молится (1Ин.5:16). Заповедь апостола велит молиться за согрешающего грехом не смертным, и эта молитва, по словам св. апостола, может быть так действительна, что сообщит жизнь грешнику. Апостол не простирает ни заповеди о молитве, ни обетования о силе молитвы только на согрешившего смертным грехом; но не исключает из круга заповедуемой молитвы и её силы умерших без грехов смертных. Мысль апостола яснее становится для нас при сличении слов его с словами Спасителя, Спаситель говорит: иже речет на Духа Святого не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (Мф.12:32). В соединении с сим наставлением Спасителя апостол говорит нам, есть грехи, за которые молиться бесполезно, – молится ли о них сам согрешивший, или молятся другие, они не простятся ни в этой, ни в той жизни, тогда как молитва за содеявшего грех не смертный, кто бы он ни был, живой или умерший, может подать ему исцеление. Итак, видите ли, други мои, по учению неложного слова Божия, молитвы земной церкви Христовой могут оказывать помощь умершим грешникам, коль скоро они не грешники нераскаянные.

Так всегда веровала истинная церковь Христова! Так рассуждали все великие учители церкви! Св. Златоуст писал, «не напрасно узаконено апостолами поминать умерших при страшных тайнах. Они знали, что великая бывает от того польза для усопших, великое благодеяние». Видите, кому приписывает св. Златоуст мысль о возможности перемены в загробной судьбе грешников, при посредстве церковной молитвы? Святым апостолам. Им он усвояет и установление молитвы за усопших в христианской церкви. Точно также делом апостолов называли поминовение умерших св. Афанасий, Григорий Нисский, Дамаскин,блаженный Августин. Св. Дамаскин учит, «таинники и самовидцы слова, ученики Спасителя, божественные апостолы установили творить воспоминание о почивших в вере пред святыми, страшными, животворными тайнами. Это установление их святая, апостольская и повсемственная церковь Христова с того времени и по ныне содержит твердо и несомненно и будет содержать до кончины мира. Это установлено имя и принято церковью не без основания и причины; христианская вера, чуждая заблуждений, никогда не принимала ничего пустого и бесполезного; она постоянно хранила только полезное, угодное Богу, плодоносное и спасительное».

Великие учители церкви всех времен проповедовали вслух всех о том, что возможна перемена участи усопших до суда всеобщего. «Есть возможность, рассуждает св. Златоуст, облегчить наказание умершего грешника. Если будем творить частые молитвы за него и раздавать милостыню, то хотя бы он был и недостоин сам по себе, Бог услышит нас. Если Он, ради апостола Павла многих, и, ради одних щадил других, то как не сделать того же самого и для нас?» Св. Кирилл иерусалимский рассуждает, «если бы царь послал оскорбивших его в ссылку, а их ближние принесли бы ему венок за подвергшихся наказанию, не облегчил ли бы он наказания? Воссылая к Богу молитвы за усопших, хотя они и виновны, мы подносим не венок, а Христа, закланного за грехи наши, умилостивляя за них и за себя человеколюбивого Бога» Блаженный Августин поучал, «не надобно отвергать того, что души умерших получают облегчение от благочестия живых, когда приносится за них жертва Ходатая, или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда умершие заслужили, чтобы те были полезны... Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти и не столько худ, чтобы не послужило ему это в пользу по смерти... Кому молитвы полезны, то полезны или столько, что бывает полное отпущение грехов, или столько, что сноснее бывает осуждение... Не сказано бы было о некоторых, что им не отпустится ни в сей век, ни в будущий, если бы не было таких, которым если не в этом, то в том веке будет прощение». Св. Ефрем Сирин так объясняет силу молитвы живых за усопших, «смотрите, вот зреющие грозди винограда в поле и выдавленное вино в сосудах. Когда зреют ягоды на виноградной лозе, тогда вино, стоящее в доме, начинает волноваться, как будто хочет убежать. Есть также растение, которое, находясь в доме, дает отпрыски, когда другой сучек его, посаженный в поле, начинает расти. Если же и растения имеют между собою тайное сообщение, то не более ли для умерших понятны молитвенные приношения (живых)?»

Много могли бы мы представить опытов тому, что усердная молитва за усопших избавила усопших от состояний мучительных. Для краткости ограничимся одним, но убедительным по всем отношениям. Это – опыт, исполненный и описанный св. мученицею III века Перпетуею, следовательно, опыт древних, лучших времен, опыт верный по святости лица, высокий до вдохновения. «Однажды, пишет мученица, в темнице, во время общей молитвы, я нечаянно произнесла имя умершего моего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение. Вижу, будто из темного места выходит Динократ, в сильном жару и измученный жаждою, нечистый видом и бледный, на лице у него рана, с которою он помер. Между им и мною была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, которого край был гораздо выше, чем рост моего брата и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться. Тотчас после сего я проснулась и познала, что брат мой в муках. Веруя, что молитва моя может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице, с воплем я слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление, место, которое прежде видела я темным, стало светлым и Динократ чистый лицом и в прекрасной одежде наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след её, а край водоема теперь был вышиной не более, как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду. На краю стояла золотая чаша полная воды. Динократ, подошедши, стал пить из неё, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда разумела я, что он освобожден от наказания». Блаженный Августин, в пояснение сего рассказа, говорит, что Динократ просвещен был св. крещением, но увлекаясь примером отца язычника не был тверд в вере и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений; за такую неверность святой вере терпел он страдания, но по молитвам святой сестры избавился от них; и муки и покой его представлены были св. Перпетуе в образах.

Итак, слушатели мои, прославим благость и могущество Господа Иисуса. Пока остается на земле воинствующая церковь Его, участь умерших грешников еще может изменяться на лучшее пособиями св. церкви. Как много утешений для скорбного сердца, как много света для недоумевающего ума в чистом христианстве! Лучи света льются из него и в мрачное царство мертвых.

Слушатели мои! Благость Спасителя нам предоставила средства облегчать участь умерших братий, не будем невнимательны к воле благости небесной, не будем жестоки и к ближним нашим. Если бы в глазах наших брат наш тонул в волнах или погибал от огня, и мы не сделали бы ни шагу для его спасения, жестокость наша была бы чудовищна. Подумайте же, не далеко ли более виновна жестокость наша и пред Господом, и пред ближними, и пред совестью нашею, когда ничего не делаем мы для умерших братьев и сестер наших? О! будем творить для них возможное для нас, – будем молиться за них молитвами св. церкви, будем подавать за них милостыню. Если не для них, то для себя самих, будем к ним милостивы. Будет ли к нам милостив там Господь наш, когда мы немилостивы к искупленным кровью Его? Будем ли мы христианами, когда не будем творить дел любви? Нет! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх