Проповеди на праздники:


Слово IV. Некоторые пророчества Исаии, Иеремии и Иезекииля.

После того, как с Иеровоамом десять колен отступили от истинного Бога и нечестие начало более и более распространяться в избранном народе, весьма нужно было предохранить веру в Спасителя и спасение особенною помощью. И Господь посылал пророков – вестников своих. Говорили ли пророки о Мессии? Вси пророцы, говорит новозаветное откровение, предвозвестиша дни сия – Мессии (Деян.3:24, 10:43).

Рассмотрим некоторые пророчества Исаии, Иеремии и Иезекииля.

Самое замечательное пророчество Исаии, о Мессии есть пророчество его о рабе Иеговы (Ис.52:13, 53:1–10)

Прочтем это пророчество, в точном его виде.

13. Се раб Мой будет действовать умно

Высок будет, прославится и будет весьма велик.

14. Как отвращались тебя многие, (обезображен более, нежели у человека, вид его и образ его хуже, нежели у сынов человеческих),

15. Так окропит, Он народы многие.

Цари затворят на счет Его уста свои,

Поскольку они увидать то, о тем им не рассказывали

И услышат то, о чем никогда не слыхали.

Псалом 53

1. Кто верит слышанному нами? И мышца Иеговы кому открылась?

2. Взошел Он как отрасль55 пред Ним, как отпрыск корня из земли сухой.

Ни вида у Него, ни красоты, а мы смотрели на Него, ни образа, а мы желали Его.

3. Презрен и оставлен людьми, Муж скорбей, знакомый с болезнями;

Он как человек, от которого отвращают лице; Мы презирали, ни во что ставили Его,

4. Он наши язвы понес, и наши болезни подъял. А мы думали о Нем, что Он поражен, измучен, наказан Богом.

5. Но Он пронзен за наши грехи, и избит за наши беззакония, наказание на Нем для нашего мира, Его ранами мы исцелены.

6. Все мы блуждали как овцы, каждый шел своею дорогою. Иегова возложил на Него Грехи всех нас.

7. Мучим был, и Он терпел и не отверзал уст своих; как агнец, которого ведут на заклание, как овца пред стригущим ее безгласная, Так Он не отверзает уст Своих.

8. В тесноте суд Его совершился. А род Его? Кто помышляет, что Он ссекается с земли живых, и приведен на смерть за нечестие народа моего?

9. С нечестивыми назначают Ему гроб, а у богатого могила Его. Он не делал обиды

И в устах Его не было лукавства.

10. Иегове угодно было, чтобы сокрушила Его болезнь. Когда же Он предаст душу Свою в жертву за грех, Он узрит семя, будет долгоденствовать, и воля Иеговы рукою Его исполняться будет успешно

11. После труда души Своей Он насладится, насытится ведением Своим, многих оправдает Он, праведник, раб мой. И вины их на Себе понесет.

12. Посему я дам Ему великих в удел, и сильных будет делить как добычу. Это за то, что Он предал душу Свою на смерть. И причислен был к преступникам; А Он понес на Себе грехи многих. И за беззаконных представил Себя ходатаем.

Кто этот раб Иеговы?

Все черты Его таковы, что, без оскорбления здравому смыслу, не могут быть приложены ни к кому, кроме Мессии.

Некоторые хотели видеть здесь лице собирательное – народ иудейский или лучшую часть его, другие – Исаию или Иеремию.

Но лица собирательного нельзя здесь признавать уже и потому, что лицу собирательному не приписывают души личной (Ис.53:10–11); нельзя его хоронить во гроб (Ис.53:9); нельзя называть мужем скорбей (Ис.53:2). К тому же раб Иеговы страдает за народ и, следовательно, не есть самый народ. Исаию или Иеремию нельзя видеть в рабе Иеговы уже и потому, что ни тот, ни другой не выходил тощею отраслью из земли сухой (Ис.53:2), первый по преданию родился от царского рода, еще сильного тогда; последний был священник, потомок рода Ааронова, пользовавшегося тогда своими правами. Затем и все прочее у пророка приложимо только к Мессии и ни к кому другому. Никто из людей не страдал так жестоко и в страданиях своих никто не был так кроток, так покоен, как спокойно терпит муки раб Иеговы (Ис.53:7). Например, самый Иеремия, теснимый скорбями, проклинал день рождения своего (Иер.20:7–10, 14–18; 15:19–21). Не только о народе иудейском, всегда своевольном и мятежном, но и ни о ком из этих лучших людей пророк не мог сказать, что в устах его не было лжи и он не творил никакой неправды, (Ис.53:9), что он – праведный раб Иеговы (Ис.53:11). И пророку, и его современникам известно было, что все люди грешны и рождаются с греховными наклонностями (Быт.8:21; Иов.14:14; Пс.50:7). Раб Иеговы страданиями своими искупляет людей от наказаний за грехи и примиряет с Богом. Это такая черта, которая существенно принадлежит Мессии. И эта черта так ясно изображена в пророчестве о рабе Иеговы, что все усилия изгладить ее останутся напрасными. У пророка читаем (Ис.53:5), Он пронзен за наши грехи и избит за наши беззакония; наказания на Нем для нашего мира, ранами Его мы исцелены. Ис.53:6: Иегова возложил на Него грехи всех нас. Ис.53:8: Он приведен на смерть за нечестие народа Моего. Не вполне ли ясно и определенно говорит пророк, что раб Иеговы страдает за людей и страданиями доставляет им покой? Но пророк говорит еще: Он предаст душу свою в жертву за грех (Ис.53:10). Ашам, собственно, значит грех, потом жертву за грех. Потому как жертва за грех, приносившаяся, по закону Моисееву, освобождала приносившего от наказания, определенного законом, так смерть раба Иеговы есть очистительная жертва пред судом Иеговы.

Предание иудейское принимало пророческую речь Исаии о рабе Иеговы за пророческое изображение Мессии. «Как имя Мессии? спрашивает талмуд, и отвечает, болезненный, как сказано, Сей грехи наши несет и за нас болезнует». Раввин Мойше Гершен, объясняя Бытие 1, пишет: «Господь святый и благословенный сказал, Мессия! праведник мой! грехи людские наложат на тебя тяжелое иго, очи твои не увидят света, уши твои услышать ужасные поругания.... Согласен ли Ты на все это? Если нет, истреблю людей грешных. Мессия отвечал, с радостью принимаю все страдания, с тем чтобы Ты воскресил всех, начиная с Адама и спас не только их, но и всех, которых Ты предложил сотворить. Святый и благословенный Бог согласился. Тогда Мессия с радостью принял на себя все страдания, как написано: Той зане озлоблен бысть, не отверзает уст своих (Ис.53:7)». Размышление, замечательное в высшей степени! Здесь видим и веру предания о рабе Иеговы как о Мессии; видим и то, что вера лучших древности иудейской не мечтала о земном славном царстве Мессии, а видела в Нем страдальца Искупителя, согласно с вещаниями пророка. Ту же веру о рабе Иеговы видим в других памятниках иудейского предания. После того очевидно, что мнения Кимхи и подобных ему о рабе Иеговы – не более, как плод упорной вражды против истины, и потому только жалки.

Новозаветное откровение ясно учит нас, что пророчество о рабе Иеговы есть пророчество о Мессии. Господь Иисус, говоря о том, что Ему надобно пострадать, свидетельствовался словами пророка. Должно, говорил, исполниться на Мне, и сему слову писания, и к злодеям причтен (Лк.22:37; Исаия 53:12). Должно исполниться, это выражение гораздо определеннее и сильнее того, когда говорится, да сбудется, оно прямо показывает, что страдание Иисуса совершилось в исполнение воли Божией о Мессии, возвещенной пророком. Ибо то, прибавил еще Господь, что предсказано о Мне, приходит к окончанию (Лк.22:37). Говорят, что евангелист Марк (Мк.15:28) приводит слова пророка не от лица Господа, а от своего имени и при другом случае. Но ослабляет лти это силу доказательства? Напротив, усиливает. Это значит, что и евангелист показывал в пророчестве Исаии предсказание о Мессии. Апостол Филипп, на вопрос евнуха, о ком говорит пророк, как овца веден был на заколение, отвечал благовествованием о Христе Иисусе (Деян.8:32–36). Точно также объясняют пророчество о рабе Иеговы апостолы Петр 1Пет.2:22–25 и Иоанн Ин.12:38.

Таким образом в пророчестве Исаии о рабе Иеговы: а) кроме проповеди о Мессии, как о духовном владыке народов, б) самым ясным образом говорится о Нем, как об Искупителе рода человеческого. Также, как у Давида, описаны в этом пророчестве унижение Мессии в мнении людей, страдания и смерть Его. Но прежде Исаии никто не изображал изумительного терпения и кротости Мессии. Особенно же никто так ясно и так прямо не поставлял страданий Мессии в связи с спасением людей. Когда Он предаст душу свою в жертву за грех, то увидит семя (Ис.53:10). Следовательно, размножение последователей и их жизненная сила состоит в зависимости от смерти Мессии. Какое чудное значение страданий Мессии! я дал ему великих в удел и сильных делит Он будет как добычу; это – за то, что Он предал душу свою на смерть (Ис.53:12). Итак, вся история христианства есть плод смерти Христовой, в) Частная черта Мессии здесь черта происхождения его. Взошел Он как молодой росток, как отпрыск корня из земли сухой (Ис.53:2). Другая черта, более поразительная своею частностью, есть следующая, с нечестивыми назначают гроб ему, но у богатого могила его, (Ис.53:9).

Пророки Иеремия Иезекииль жили тогда, как нечестие иудеев призывало и призвало на них гнев Божий – плен вавилонский.

У пророка Иеремии читаем, вот наступают дни, говорит Иегова, когда Я заключу с домом израилевым и с домом иудиным новый завет (Иер.31:31). Ясно, что ветхий завет заменится новым. Далее говорит Иегова, я начертаю закон мой во внутренности их и напишу на сердце их (Иер.31:33). Ясно, что обрядовый закон отменится и заменится духовным. Еще сказано, что тогда все будут знать Иегову, без помощи наставника и грехи будут забыты Иеговою, (Иер.31:34). Это пророчество читаем у пр. Иеремии и в другой раз, (Иер.32:37–40). Оно же два раза возвещено Иезекиилем (Иез.11:17–20). У Иеремии Иегова говорит, дам им смысл один и путь один, чтобы боялись Меня во все дни (Иер.32:39). У Иезекииля, дам им сердце одно и дух новый вложу в грудь их (Иез.11:19). Это изменение пути жизни – очевидный плод того, что закон начертывается на сердце?

Что это за новый завет?

Уже известно нам, что обильное познание Иеговы и прощение грехов – принадлежности времени Мессии, (Пс.109:26: Исаия 53:6, 8). Затем от кого и ожидать, как не от Мессии, полного перерождения души. От кого и ожидать, если не от Мессии, постановления нового завета Бога с человеком? После плена вавилонского до времени Христа Иисуса нельзя остановиться ни на какой эпохе иудейской, к которой, с какою-либо вероятностью, можно бы было применить высокие надежды пророков. Царство Израильское не восстановлялось более после его разрушения; да и сказано, что это – завет не такой, какой заключен при Моисее, следовательно, дело идет не о политическом бытии народа. Итак, пусть не питают мечты будто обрядовый закон есть закон вечный, не отменимый. Пусть твердо знают, что по воле Божией во время Мессии обрядовый закон заменится духовным.

У пророка Иеремии еще читаем обетование Божие: вот идет время, говорит Иегова, когда возращу я от дома Давидова лучшую отрасль, он будет господствовать как царь, будет мудр и владеть правом и правдою. Во дни его Иуда будет со спасением и Израиль будет жить безопасно. Сие имя, которым назовут Его, Иегова правда наша (Иер.33:15).

Напрасно стали бы искать между властителями иудеев, к кому могли бы быть отнесены слова пророка. После плена вавилонского только правитель Зоровавель был потомком Давида, но он не был царем, и при нем иудейский народ не пользовался ни счастьем, ни обилием правосудия. Следовавшие за тем правители не были и потомками Давида. Остается признать здесь Мессию. Так и верило иудейское предание. Парафраст халдейский так переводит первые слова пророчества, «вот идут дни. говорит Иегова, когда я воздвигну Давиду Мессию правды». Медраш Тегиллим на псалом 21 говорит: «Мессия называется именем Божиим; ибо написано, сие имя Ему, которым назовут Его, Иегова праведный наш».

Прославим Отца небесного, столько милостивого к людям! Тогда, как люди только оскорбляют Его рассеянностью, забывчивостью, простирающеюся до потери смысла; тогда как люди строят себе на земле богов, к своей погибели, Он, благость вечная, не престает им повторять, где счастье их, где мир, где свет. Слава и хвала Тебе, Боже наш! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх