Проповеди на праздники:


Слово III. Христос рождается, славите!

Кто бы ни слушал древние пророчества о Мессии, иудей ли или христианин, слабый ли или сильный в вере, эти пророчества – отрадный свет для души. Твердых в вере они вызывают благоговеть пред благостью и премудростью Божией и питают в них высокие надежды. Слабым в вере они – опора в вере; они, как светильник, разгоняют мрак сомнений и недоверий о тайнах спасения нашего и как осязаемые опыты попечения Божия о людях – защита уму и сердцу против колебаний малодушия. О! как не изучать пророчества о Мессии!

Возьмем книгу псалмов. В ней много пророчеств о Христе. Здесь Мессия изображается то в величественном виде, то в виде смиренном, но так, что одни псалмы изображают Его преимущественно в славном виде, не опуская указать, что Он же терпит унижение; другие говорят преимущественно о смиренном состоянии Его, но вместе указывают на славу Его. Из числа первых рассмотрим подробно второй псалом, из числа последних – 21 псалом.

Певец второго псалма зрит восстание народов и князей на Бога и Его помазанника Христа, (Пс.2:1–3). Слышит гнев Иеговы и глас Его, нарекающий помазанника царем сионским, (Пс.2:4–6;) слышит голос самого Помазанника, возвещающего славное определение о себе, (Пс.2:7–9). Обращаясь к народам, повелевает благоговеть пред Ним, (Пс.2:10–12). Таково содержание псалма. Он начинается указанием на униженное состояние изображаемого лица и подробно изображает славу того же лица.

Предание иудейское постоянно видело в сионском царе Мессию. Кимхи и Ярхи признавались, что, в древнее время, иудейская церковь знала одно мнение о втором псалме, то, что это есть проповедь о Мессии; но, прибавляет Ярхи: «для противоборства еретикам (т.е. христианам), лучше относить его к Давиду». Не правда ли, что прибавка Ярхи – наивна и много значит для святой истины? Прибавим к тому, что в квите сохар часто изображается Мессия словами второго псалма. «С Мессиею беседует во втором псалме Иегова», говорит берешит рабба. Тоже видим у Маймонида, Иоханана и в разговоре иудея Трифона с св. Иустином.

Новозаветное откровение указывает во втором псалме Мессию. Апостолы, словами сего псалма, жалуются пред Богом на восстание людей против Мессии Иисуса. «Ты устами раба Твоего Давида сказал, что мятутся язычники?» и т.д. Так исповедуются они (Деян.4:25. 26). Ап. Павел, представляя полноту славы, в какой св. певец показывает Мессию словами, «Ты Сын Мой, я ныне родил Тебя» (Пс.2:7), объясняет этим то воскресение Мессии Иисуса (Деян.13:33), то превосходство Его пред ангелами (Евр.1:5), то славу Его, как великого первосвященника (Евр.5:5).

Псалом, самым содержанием своим, показывает, что он относится только к Мессии. К Давиду не относится он уже и потому, что Давид не помазан на Сионе; к Соломону и потому, что Соломон не воевал ни с кем. В тексте читаем, «Иегова сказал мне, Сын мой, Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). Если выражение «ныне» в устах вечного и не указывает на вечность, и если рождение примем здесь за осуществление предмета в мысли, и тогда рождение Сына вечным Отцом будет означать то, что Отец небесный открывает людям неведомого для них Сына, и что сей Сын есть собственный Сын Иеговы (Деян.10:12. Рим.1:4). «Почтите Сына, чтобы не прогневался и вы не погибли. Блаженны все уповающие на Него» (Пс.2:12). Накаш означает, собственно, оказывать благоговейное почтение (3Цар.13:18; Иов.31:27). А в Ветхом завете строго запрещалось оказывать благоговение кому либо, кроме Бога (Пс.117:9, 145:3; Иер.17:5–7; Мих.7:5–7). Следовательно, если повелевается благоговеть пред Сыном, то тем указывается в Сыне лице божественное. Нужно ли прибавлять, что таким может быть разве только Мессия? Помазаннику сионскому Иегова полагает дать в наследие народы и концы земли. Словами эфсей гаарец, по обыкновенному значению их, указываются крайние пределы земли, а не Палестина (Пс.18:5, 45:10; Ис.40:28). Гоим уже и потому, что стоит во множественном числе, не может означать Израильского народа, а, по употреблению, означает языческие народы (Иер.6:10; Иез.23:30). Какой же сионский царь был властителем пределов вселенной и народов языческих?

Содержание 21 псалма таково, страдалец молится пред Иеговою о помощи, и в молитве изображает наглости врагов и жестокие страдания свои (Пс.21:1–22). Услышанный Иеговою, благодарит Его и участниками благодарной жертвы своей выставляет израильтян и язычников (Пс.21:23–32).

Самые слова псалма показывают, что в нем изображается Мессия. В псалме страдалец говорит о своих скорбях пред всеведущим и святым; следовательно, изображение страданий и скорбей не может быть увеличенным. Между тем, слова (Пс.21:15–16) представляют страдальца в таком положении, что как бы самый состав телесный рассыпался у Него от страданий. Вместе с тем видим здесь такие частные черты страданий, такие подробности мучения, которые, сами по себе, свидетельствуют о своей исторической действительности. Но такого жестокого страдания и с такими частными обстоятельствами нельзя указать ни в жизни Давида, ни в жизни кого-либо другого из ветхозаветных праведников. В псалме читаем, каари иадай ве раглай. 70 толковников, сирский переводчик, Вульгата переводят, «пронзили руки мои и ноги мои». Иначе нельзя и перевести. Если будем читать так, «толпа злых ходит вокруг меня, как лев вокруг рук и ног», выходит странность. Лев ходит возле рук и ног – небылица! Между тем кур, вместо карар, значит «пронзать». Подобное слово, с тем же значением, есть в арабском языке. И раввины замечали, что в лучших списках читается, каару. – И так страдальцу пронзают руки и ноги. Но такая казнь вовсе неизвестна была во время Давида и его преемников; она принята была у римлян в позднее время. Обстоятельства, последовавшие за избавлением страдальца от бед, таковы, что они принадлежать только истории Мессии, (Пс.21:28). «Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли; поклонятся пред лицом Его все племена язычников». Здесь «все концы земли» соответствуют всем племенам язычников. Следовательно, смысл тот, что народы языческие всех стран будут служить Богу истинному. Но обращение язычников к Иегове – принадлежность времени Мессии. Яко Господне есть царствие и той обладает языки (Пс.21:29). Точнее, «Иегове принадлежать будет царство, и Он будет владеть язычниками». Но уже по пророчеству Иакова видели мы, кому покорятся народы.

По всегдашней вражде против христианства, особенно, когда 21 псалом есть почти история распятого Христа Иисуса, надобно бы думать, что новые иудеи никак не допустят в нем мысли о Мессии. Однако известно, что даже поздние еврейские толкователи принуждены соглашаться на пророчественное значение псалма и на отношение его к Мессии. Например, даже Ярхи на слова (Пс.21:27), «будут вкушать нищие», замечает, «во время избавления нашего во дни Мессии». Не только Пс.21:24, 27, 29, 32, но даже Пс.21:8–9, 16 в еврейских толкованиях объясняются о Мессии. Без сомнения это было всего более в следствие уважения к преданию отцов, которое слышим в иерусалимском таргуме, в сохаре и в талмуде.

В новозаветном откровении Иисус Христос повторяет на кресте слова псалма, Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил! (Мф.27:46; Мк.15:34). Апостол Иоанн, говоря о том, как воины делили одежду Христа Иисуса, присовокупляет, так сбылось сказанное в писании, разделили ризы мои по себе, Ин.19:22–24. Ап. Павел объясняет о Мессии слова: возвещу имя Твое братии моей, Евр.2:12.

Мы могли бы привести еще псалмы 44, 109 и 15. Песнь о браке царя с царскою дщерию в псалме 44 не только Парафраст халдейский и другие древние, но даже Абенэзра и Кимхи объясняют о Мессии; не говорим об апостоле Павле, (Евр.1:8–9; Псалом 109) о царе-первосвященнике, которому Иегова говорит: седи одесную Меня, содержанием столько ясно говорит о Мессии, что иудейские книжники ни слова не могли сказать против такого объяснения его, высказанного Христом Иисусом, (Мф.24:41–46); да и против них было бы тогда предание иудейское, признававшее в псалме песнь о Мессии. В Пс.15:8–11 умирающий праведник говорит, что плоть Его не увидит истления; а этого нельзя отнести к Давиду, которого плоть истлела, и апостолы показывают выполнение сих слов в истории Мессии Иисуса, (Деян.2:25–29, 13:35–37).

Но довольно сказанного.

По книге псалмов, Мессия – потомок Давида; против Него восстанут сильные земли; Он вытерпит невиданные страдания и крестную смерть; низойдет во ад и воскреснет; язычники узнают от Него о Боге истинном; Ему покорятся народы вселенной; Сын Божий по естеству, Он соединит в Себе царскую и священническую должность.

Вот чем полна была душа царственного пророка! Вот на кого указывал Он в отдаленной будущности! Царь славный, царь, торжествовавший столько побед над соседями, учил ожидать счастья только от Спасителя мира; озаренный Духом Божиим, он пел славу и унижение Его, величие божественное и страдания необозримые.

О! падем с тем глубоким благоговением пред Царем Сиона, с каким учил поклоняться пред Ним Давид. Сыны Израиля, ныне еще усерднее, чем при Моисее, кланяются тельцу золотому. Несчастные, «почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и вы не погибли в пути вашем». Это говорит вам пророк Давид, а не мы! Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх