Проповеди на праздники:


Слово II. Христос рождается, славите!

Отец небесный, определив спасти человека жертвою Сына своего, назначил временем выполнения совета своего конец веков (Гал.4:4), времена последние (1Тим.4:1); а до того времени положил вести людей к цели их ожиданием Искупителя. Это чаяние Он питал и укреплял в избранных и избранном народе пророчествами и преобразованиями, в которых тайна искупления постепенно объясняема была людям, сообразно с их состоянием (Евр.1:1; 1Пет.1:11).

Так было с Авраамом и Иаковом! Так было с Моисеем!

Высокое обетование дано было Аврааму, когда повелевал ему Бог оставить свою родину и дом. Ему сказано: благословятся в тебе все племена земные (Быт.12:3). Это обетование повторено было еще два раза, при чем в один раз (Быт.18:18) благословение отнесено также к народам земли, – в другой (Быт.22. 12) источником благословения поставлен не Авраам, а его семя. Исааку (Быт.26:4) и потом Иакову (Быт.28:12) подтверждено тоже обетование в последнем его виде.

Разберем сперва составные черты обетования. Слово, барах в той форме, в какой оно здесь употреблено, не означает желать себе счастья, а значит быть счастливым, благословенным (Втор.29:18; Пс.11:17; Иер.4:2). Первого значения и потому нельзя допустить здесь, что иначе слова заключали бы странное преувеличение, которому не было бы никакого основания в действительности; т.е. тогда слова значили бы, все племена земные будут желать себе счастья, подобного Авраамову. Когда же это было? И что за счастье странника земли чужой, кочевавшего до гроба в сопровождении скорбей разного рода? Далее, нельзя слова земля ограничить мыслью об одной стране ханаанской и слова, племена или народы – мыслью об одних обителях Хананеи. Жители Хананеи могли ожидать себе от потомства Авраамова не благословения, а истребления. Такова была воля Божия о них! (Быт.15:18–19). Так видим и по истории! Итак, смысл обетования Божия о семени Авраамовом – тот, от Авраама чрез Исаака и Иакова произойдет великий потомок и он будет источником благословения для всех народов вселенной.

Очевидно, это обетование, по самому величию своему, может быть отнесено только к Спасителю мира. Мало показали бы в себе смысла, если бы отнесли это обетование к какому-нибудь обыкновенному лицу.

Так объяснено это обетование в новозаветном откровении Божием. Ап. Петр говорил собранию иудеев пред храмом иерусалимским, «вы сыны завета, который постановил Бог с отцами вашими, когда говорил Аврааму, семенем твоим благословятся все племена земные» (Дея. 3:25). Ап. Павел поучал, «писание провидя, что Бог верою оправдывает язычников, предвозвестило Аврааму, в тебе благословятся все народы» (Гал.3:8).

Очень известно, что предание иудейской церкви признавало в обетовании, данном Аврааму, обетование о Мессии.46 Как понимали лучшие потомки Авраама, всего яснее показывает собою достойный внук его Иаков.

Полный надежд на благословение небесное, ожидаемое в будущности, Иаков на одре смертном исполняется духа пророчественного. Потомствам других сыновей, кроме Иуды, назначает он разные благословения земные, и каждому свое особенное; Иуде говорит он, «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Не отнимется скипетр от Иуды и законоположник от чресл его, пока не придет спасающий (Шилог) и Ему – покорность народов».

Пророчество о Шилоге – величественное, которого нельзя приложить ни к кому другому, кроме Мессии. К кому из обыкновенных потомков Иуды могут быть отнесены с какою-либо вероятностью слова, «Ему покорность народов». К Давиду не относятся они уже и потому, что еще долго и после Давида не отнимался скипетр от Иуда. Далее, значение спасающего усвояют слову Шилог и производство слова (от шалах – быть спасительным) и самаритянский текст и известность подобных форм, например, шалом мир в значении умирителя (Мих.5:5; Ис.42:6). А кто же спасающий, если не Тот, Кто будет сокрушителем главы змия?

Предание иудейское постоянно принимало слова патриарха Иакова за пророчество о Мессии. В самаритянском тексте читают, «пока придет Умиритель». Даже Ярхи писал, что древняя иудейская церковь признавала в Шилоге Мессию. Онкелос переводил, «пока не придет Мессия, которому принадлежит царство и Ему покорятся народы». Почти тоже читается в иерусалимском таргуме. В талмуде читают, Р. Иоханон спрашивал о Мессии, как имя Ему? Ученики Рабби и Иллил отвечали, Шилог – имя его, ибо сказано (Быт.49:10) пока придет Шилог».

В новозаветном откровении Мессия изображается победоносным львом колена Иудова (Откр.3:5).

Таким образом в пророчестве Иакова видим следующие черты Мессии, Он произойдет от колена Иудова; придет в то время, когда Иуда будет терять значение отдельного и правительственного племени; соберет под свою власть народы и будет спасителем людей.

Моисей, приближаясь к смерти, в утешение народу своему говорил, что Господь воздвигнет подобного ему пророка и того надобно слушать. Пророка от братии твоея, яко же мене, воздвигнет тебе Господь, того послушайте (Втор.18:15). Это обещание повторяет от своего лица сам Бог (Втор.18:18) и присовокупляет, что из уст пророка будут свободно слушать слово Иеговы, но отмщено будет непокорным слову пророка (ст. 18:19).

Не сонм пророков, тем менее Иисус Навин или Иеремия разумеется здесь под именем пророка, а только Мессия. Так показывают самые слова о пророке. Нави обыкновенно означает пророка, как лице неделимое, и если бы показывалось в нем имя собирательное, то сказано бы было, навим, а не нави. С другой стороны, целый сонм пророков, тем более Иисус Навин, не был тем, чем долженствовал быть пророк Моисея. Сей пророк должен быть равен Моисею по близости к Богу, по значению законодателя, по кротости духа; но вместе слово его будет столько важно, что непокорные тому будут предметом мщения Божия.

Предание иудейской церкви заметило, что после Моисея – не восста к тому пророк во Израили, яко же Моисей (Втор.34:9–10) и сохраняло веру в пророка, предсказанного Моисеем, как в Мессию. Так верила древняя синагога. Такую веру в необыкновенного пророка высказывает Филипп при встрече с Нафанаилом (Ин.1:45) и жена самаринская, которая говорит, «знаю, что придет Мессия, т.е. Христос; когда Он придет, то изъяснить нам все» (Ин.4:25). Отзыв самарянки особенно важен, потому что это есть отзыв предания, принятого еще до плена вавилонского, после которого самаряне уже не сообщались с жидами (3Цар.17:27).

В новозаветном откровении ап. Петр, указывая в Иисусе Мессию, приводит слова Моисея о пророке. Моисей убо ко отцам рече, пророка вам воздвигнет Господь и т.д. При этом отличает он сего пророка от других пророков и говорит о нем, как о лице неделимом: аще пророка оного не послушает, истребится (Деян.3:22–24). Первомученник Стефан пред целым сонмом иудейским поучал, что Моисей предсказывал о Мессии, указывая в отдаленной будущности великого пророка (Деян.7:37).

Итак, по пророчеству Моисея, Мессия будет пророком столько близким к Иегове, как близок друг к другу; будет ходатаем завета и законодателем; будет столько кроток, что при Нем люди безбоязненно будут беседовать с Иеговой.

Слава премудрой благости Твоей, Отец небесный!

Верно слово посланника Твоего, «все они (патриархи) умерла в вере, не получив обетований, а только издали видели их и радовались и сказывати о себе, что они странники и пришельцы на земли» (Евр.11:13).

Проповеди на праздники:

Наверх