Проповеди на праздники:


Слово I. О загробной жизни в день успения Пресвятой Богородицы

Дивное зрелище представляет духовному взору успение Богоматери. Собор апостолов собирается из разных стран к смертному одру Её. Лики ангелов приветствуют небесными песнями восход Её на небо. Сам Сын Божий приемлет на руки Свои пречистую душу Её. Какая дивная слава для Той, которая во все время земной жизни считала Себя не более, как смиренною рабою Господа! Как свет славы божественной, независимо от желаний человеческих, сам собою, озарил Ту, которая уготовала Себя в пречистый сосуд Божества! Зрелище дивное и поучительное!

Братия! если и апостолам, зревшим восход Господа Иисуса на небо, ангел сказал, что стоите, зряще на небо? и обратил их взор на будущность, важную для них и для всех, тем более нам, при созерцании восхода Богоматери на небо, надобно заботливо помышлять, как будет совершаться наше переселение из сей жизни. Путь смерти – путь неизбежный для всех детей Адама. Кто бы ты ни был, странник земной жизни, скоро и твоей и моей душе придется расстаться с землею. Мысль эта так естественна, особенно в то время, когда губительная болезнь так неожиданно провожает с земли в другой мир. Но думали ли мы довольно, что встретить нас по ту сторону гроба? Какие духи предстанут нам в незримой области духовного бытия? Если доселе не думали, или недовольно думали, подумаем теперь.

Конечно, для людей подобных саддукеям нет ни духа, ни бессмертия душ. Потому им странен и вопрос о духах, имеющих встретить нас за гробом. Но честь ли не только христианину, но и человеку, быть саддукеем? Честь ли кому-нибудь ставить свое бытие на степень бытия бессловесных? Другое дело слушать учение Христово, которое так возвышает дух наш, которое так расширяет зрение наше на все, в том числе и на загробную судьбу нашу. Что же говорит нам св. писание о переходе души в незримую область жизни загробной?

Бысть же умрети нищему и несену быти ангелы на лоно Авраамле (Лк.16:22), так говорит Спаситель о Лазаре, спасшем душу свою терпением. Пусть это слова притчи. Но и приточные лица изображаются чертами действительного бытия. Смерть и погребение богача суть черты действительности. Почему же несение ангелами умершего Лазаря не есть черта действительности? Это есть действительность, только незримая телесными очами, но созерцаемая духовно; это есть действительность, потому что в откровении Божием нет места вымыслу и мечтам пустым. Это есть действительность, которую показывает божественное писание и в других наставлениях своих.

Ангелы, по словам апостола, суть службнии дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14). Видите, воля Всевышнего назначила ангелам служить спасению людей. Если же переход из настоящей жизни в жизнь загробную, не может не возбуждать опасений и в душе богобоязненной, уже по самой особенности и неизвестности беспредельного мира загробного, то добрые духи, назначенные служить спасению душ, без сомнения не оставляют без своего охранения душ благочестивых, во время перехода их в вечность. По словам псалмопевца, Бог так благ к любящим Его, что заповедует благим ангелам охранять их на всех путях их, видимых и невидимых (Пс.90:10–11). С другой стороны, ангелы, по писанию, радуются и обращению грешника на путь спасительный. Как же не радоваться им, как не сопутствовать с торжеством, при переходе в вечность тех душ, которые уже окончили подвиг спасения? После сего понятно, что неложное слово Божие служит оправданием видениям избранных людей, зревших восхождение того или другого праведника с земли на небо, в сопровождении св. ангелов. И эти же видения, как дела опыта духовного, объясняют со своей стороны краткое учение св. писания о незримом бытии загробном.

Так тих, покоен, радостен переход душ святых в жизнь загробную, потому что огражден защитою добрых ангелов. Верна надежда праведника на Господа, когда тот говорит: аще и пойду посреди сени смертные, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4).

Таков ли переход грешных душ в жизнь загробную? О! грешники! вы беззаботно живете до гроба, не думая о том, что ждет вас за гробом. Одумайтесь, не навела бы на вас бед самая беззаботность ваша о жизни загробной.

По сю сторону гроба вещественный мир стоит пред нами стеною, закрывая от нас светлое царство небесное и отделяя от нас мрачное царство адское. Но и в этой духовно-вещественной жизни более или менее ощущаются нами влияния преисподней тьмы, досягают до нас насилия духов злобы поднебесной (Еф.6:12), и потому нужны, очень нужны нам вспомоществования духов света и благодати. Что же будет, когда душа грешная, отрешась от тела, переступит за преграду вещественного мира и войдет в непосредственное соприкосновение с миром духовным? Не угрожает ли ей открытое нападение темных сил? Св. апостол говорит нам, что супостат наш диавол со своими слугами яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет.5:9). Если же таков он в отношении к людям здесь на земле, где так много защиты нам против него, где так много противодействующих мер со стороны обильной благодатными дарами церкви Христовой, каков он будет для грешных душ, когда, разлучаясь с землею, разлучатся они с духовно-вещественными пособиями благодати! Мало того, что они беззащитны там против злобы его, они своими расположениями, своими наклонностями, своими навыками еще на земле ввели себя в область тьмы, где полный властитель диавол. Бедные! здесь они с охотою, с наслаждением, жили в похотех плоти, думая находить во мраке счастье, тогда как подчиняли себя власти самого страшного врага, того, кто был и есть князь злобы, отчаянный противник Господу и святой Его церкви (Еф.2:23). Естественно, что эти несчастные питомцы мрака с радостью будут встречены там духами злобы, как ожиданные жертвы. Грехи и беззакония кладут на душу печать свою, отчасти понятную и людям; а духи злобы, по свидетельству писания, постоянные искусители наши и участники в беззакониях наших (1Сол.3:5; 1Ин.3:8). Их лукавое око с зорким вниманием следит пути человека на земле, они знают его немощи, помнят колебания и падения его на пути. Потому им известны дела грешной души. Если же злость их против людей страшно велика, то не радость ли, не торжество ли для них будет возмущать бедную душу, при вступлении в новый мир, мрачными картинами нечистых её дел, представлять её взору толпы забытых его грехов, вычислять случаи и обстоятельства противления её добру? Достойные слуги клеветника братии нашей (Откр.12:10), они не только не опустят обличить ни одной действительной вины, но готовы взвести на душу и вины небывалые.

После сего поймете вы, слушатели, что когда св. Кирилл александрийский и другие изображают нам истязания души на мытарствах, то они говорят согласное с св. писанием, которое показывает нам как страшную злость духов злобы против людей, так частный суд грозного правосудия Божия над каждою душою. Надобно только помнить наставление, какое преподал ангел Макарию александрийскому, начиная говорить о мытарствах, «земные вещи принимай здесь за самое слабое изображение духовных». Это значит, что рассказ о мытарствах представляет нам переход души грешной в вечность в таком виде, в каком только он может быть понятен для чувственно-духовного разумения нашего. Само по себе понятно и то, что истязания души грешной духами злобы различаются по различию душ грешных. От того-то встречаем некоторую разность в изображении мытарств в видениях частных.

«Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления... яко да ими Тя умолю, очиститися прежде конца от всякого греха. Страшно бо и грозно место имам прейти, тела разлучився и множество мя мрачных и бесчеловечных демонов срящет» (Молитва по 4-й каф.)

Братия! Кто из святых не молился такою или подобною молитвою? В таких мыслях молились св. Златоуст, Афанасий, Ефрем Сирский, Максим Исповедник и другие. Как же нам не молиться в страхе и трепете за будущность загробную? Св. Макарий учит, «если душа виновна в грехах, то приходят полчища демонов, злые ангелы и темные силы, берут ее и увлекают на свою сторону. Сему никто не должен удивляться. Ибо если человек, будучи еще жив, находясь еще в сем мире, покорился, предался и поработился им, то не более ли они будут обладать им и порабощать его, когда он выйдет из сего мира? Что касается до другой, лучшей, части людей, то с ними происходит иное. При святых рабах Божиих еще и в сей жизни находятся ангели; духи святые окружают их и хранят. А когда души их разлучаются с телом, то лики ангелов принимают их в свое общество, в светлую жизнь и таким образом приводят их к Господу». «Молитесь, увещевает св. Ефрем Сирин, молитесь, чтобы душа умирающего отошла с миром; молитесь, чтобы получила она место успокоения; молитесь, чтобы встретила ангелов сострадательных; молитесь, чтобы обрела Судию милостивого; воскуряйте фимиам – она видит присутствующих ангелов; молитесь, – она в тяжком томлении».

Мати моя и братия моя – сии суть слышащие слово Божие и творящие е (Лк.8:21), сказал нам Спаситель. Какая это великая милость к нам сладчайшего Спасителя нашего! Он поставляет в родство с собою и, следовательно, в родство взаимное всех слушающих и исполняющих слово Его. Воспользуемся этою милостью, будем внимательно слушать и заботливо выполнять волю Божию. Тогда войдем мы в родство с небом. Тогда жители неба, а не духи злобы, примут нас, как своих, при исходе из этой жизни. Тогда они милостивые покроют душу нашу миром и безопасностью.

Да приидет Царствие Твое, благий Отец небесный, и для нас немощных. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх