Слово в канун Недели 7-й по Пасхе после всенощного бдения в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. 2022 г.
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка!
Вас за эти добрые слова и за то, что Вы, находясь не так уж продолжительно на Минской кафедре, уже многое успели сделать. И сердце мое, сердце Патриарха, радуется тому, что церковная жизнь на этих замечательных просторах, церковная жизнь, которая объемлет трудолюбивый и мужественный народ Белоруссии, не стоит на месте.
Когда что-то не стоит на месте, мы употребляем слово «движение». «Движение», «двигаться» — эти слова имеют общий корень с другим словом, хорошо известным каждому церковному человеку, — «подвижник». Мы говорим «подвижник благочестия». Почему же мы называем тех, кто отличается благочестием, кто работает над собой так, как не работают обычно люди, словом, в котором тот же корень, что и в слове «движение»? Да потому что подвижник подвигает себя к более высокому уровню духовной жизни, он двигается, а движение есть необходимейшее измерение духовной жизни человека, да и вообще очень важный показатель развития человеческой личности. Нет движения — наступает застой, а застой означает движение вспять. Это хорошо известно из истории, в том числе истории нашего Отечества, когда движение вперед сменялось застоем, а затем большими трудностями в политической и экономической жизни.
Там, где нет движения вперед, там застой или же движение вспять. Но, вспоминая подвижников благочестия, мы свидетельствуем о том, что вся их жизнь была движением вперед и вверх. Вперед, по горизонтали, — это материальное, интеллектуальное, культурное развитие человека. А по вертикали — это движение навстречу Богу. И очень важно, чтобы вектор развития нашей личной и общественной жизни всегда включал в себя эти два измерения — движение вперед, к новым свершениям в материальной жизни, и одновременно движение вверх, по линии, которая идет к вершине, к небу, к Богу.
Но это непростой путь. Каждый знает: для того чтобы достигать вершин в учебе, в образовании, в профессиональной деятельности, нужно непременно напрягать силы. Если же говорить о движении общества или государства к вершине, о которой только что было сказано, требуется напряжение сил — и общества, и государства.
А если говорить о Церкви? Она ведь тоже идет вверх и вперед, а если не идет вверх и вперед, то это означает, что она стоит на месте. А если Церковь стоит на месте, то превращается в неплодную смоковницу. И потому каждый священник, да и каждый ответственный мирянин должен помнить об этой линии духовного развития вверх и вперед. И нет никаких оснований останавливаться в нашем развитии или тем более топтаться на месте, потому что каждая эпоха обращает к Церкви свои вопрошания или, как теперь принято говорить, свои вызовы, то есть нечто, что требует ответа от Церкви. И наш ответ на современные проблемы человеческой личности, общества, государства должен быть таким, чтобы в результате этого ответа и личность, и общество, и даже государство, в той мере, в какой мы способны воздействовать на его развитие, устремлялись вперед и вверх.
Но ведь идти вверх всегда трудно. Проще же постоять, подышать воздухом, водички попить, чем постоянно идти вверх к вершине. А некоторые чуть отдохнули и говорят: «Да хватит, пойду я домой, что тут надламываться?» Так вот, очень важно, чтобы в нашем жизненном движении — и личном, и общественном, и государственном — было непременное и непреоборимое стремление идти вперед и вверх. А почему нельзя только вперед? Если мы говорим о развитии техники, о комфорте — это движение куда? Несомненно, вперед. Люди обогащаются новыми знаниями, новым опытом, становятся более благополучными, живут в более комфортных условиях. А почему это развитие нельзя связать с движением вверх? А потому что показатель движения вверх — это состояние человека, его души, его нравственной природы.
Мы знаем, что человек может превратиться в зверя; и здесь, на героической белорусской земле, хранится память о том, как люди превращались в зверей, пытая и мучая тех, кто оборонял эту землю от иноземных захватчиков. Человек очень легко может превратиться в зверя, примеров тому множество. Это происходит всякий раз, когда движение человека, общества, государства не идет по направлению вперед и вверх. А за то, чтобы движение шло вверх, ответственность несет в первую очередь Церковь. Это наше слово, наш образ жизни, наше участие в делах людей и в делах народа нашего. И если мы действительно способны как пастыри увлечь за собой людей в этом движении вверх и вперед, то Церковь становится действительно плодоносящей и добродеющей, потому что если следовать по пути, который она предлагает, то качественно меняется жизнь человека, общества и государства.
Эти мысли пришли мне в голову во время богослужения. Сегодня я имел возможность поклониться памяти героев, принести цветы к известному монументу, и, стоя у этого памятника, я задал себе вопрос: а что означает великий подвиг людей, которые жизнь свою отдали за Родину, которые в большинстве ушли в безвестность, ихже имена только Ты, Господи, веси? Неужели он не имеет сейчас никакого значения, кроме исторического? Конечно, имеет, потому что те, кто был способен жизнь свою отдать за Отечество, стали сильнейшим примером того, что означает подвиг. Потому что без вдохновения, без убеждений люди не могли отдавать свою жизнь ради того, чтобы кто-то после них жил в мире и благополучии. То был действительно подвиг, в том числе духовный подвиг.
И дай Бог, чтобы мы помнили, что без этого движения вверх и вперед мы не будем благоуспешны в этой жизни и не достигнем Царствия Божия. Поэтому по молитвам великих подвижников, тех самых, в наименовании которых тот же корень, что и в слове «движение», великих подвижников, которые двигались вверх и вперед, да устрояется жизнь каждого из нас, при нашем активном и сознательном участии.
Верим, что в ответ на эти усилия Господь приклонит Свою милость каждому и поможет в личной жизни, в семейной жизни, которая тоже является подвигом — подвигом любви, разделения своих ресурсов с другими, разделения своего времени и своих сил с другими. И так же Господь поможет тем, кто отказался от семьи и полностью посвятил себя служению Господу и Церкви, — чтобы и в их жизни спасительное движение вперед и вверх реализовывалось через, не убоюсь сказать, подвиг, который каждый священнослужитель, особенно отказавшийся от всего земного, обязан приносить на алтарь Божественной правды и милосердия, чтобы по его молитвам и трудам милость Божия простиралась на всех, кому и служит пастырь.
И да поможет всем нам Господь — светским людям, начальствующим, простым труженикам, пастырям и благочестивому нашему народу — помнить о том, что в слове «подвижник» тот же корень, что и в другом слове — «движение», и что у нашего движения есть конкретная цель — идти к Богу вверх и идти вперед, чтобы помогать другим благополучно и спасительно шествовать по своему жизненному пути.
Всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником и очень рад, что Господь меня привел на героическую белорусскую землю, отмеченную великим подвигом нашего народа, вставшего на защиту Отечества в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны.