Слово 97. О совершенной радости. В четверг 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Как много значат для нас слова Святого Евангелия! В сегодняшнем Евангельском чтении, которое мы с вами слышали во время Божественной литургии, всем христианам открыта особая, совершенная радость и свидетельство о победе Господа, приуготовившей это несравненное торжество (см. Ин.16:23-33). Заканчивая беседу с учениками, Спаситель возвестил: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Господь пришел к людям для того, чтобы открыть им истину, зажечь сердца их верою и любовью, и, искупив все грехи мира на Животворящем Кресте, дать шанс снова стать Божиими детьми. Вчера мы с вами говорили о том, что быть чадами Отца Небесного — это не обязанность, а великая милость, предоставленная нам Богом. И надо стремиться стать достойными этого высокого звания. И вот в сегодняшнем Евангельском отрывке Господь предлагает ученикам Своим и всем нам воспользоваться этим благодатным правом.
Ободряя и поддерживая верных последователей Христовых, Сын Божий говорит: …просите, и получите. А мы знаем, что Господь нас никогда не обманывает! Потому Божественное обетование должно не только вдохновить учеников, но и наполнить их сердца уверенностью и совершенной радостью. Многое может молитва праведника, молитва верующего человека, держащего имя Господне всегда на устах своих. Но есть непременное условие, чтобы Бог Отец услышал наши молитвы и исполнил просимое, — любовь ко Христу и вера: Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Этими словами Сын Божий говорит, что взаимоотношения апостолов, и через них всех христиан, и Отца Небесного переходят на другой, более высокий уровень. Они приблизятся к Богу за свою любовь к Господу нашему Иисусу Христу и веру в Него, удостоившись и любви со стороны Отца. Вот почему теперь нет необходимости говорить притчами, — духовно ученики Его выросли и смогут отныне вместить все то, что Господь намерен им сказать.
Речь Спасителя подходит к концу. Чтобы откровение Божие улеглось в их душах и окончательно уяснилась цель удаления Господа, Он еще раз повторяет: Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. Ученики ждали от Него именно такого, краткого и четкого заявления. В этот момент оно было очень созвучно их душе. Потому и апостолы с уверенностью исповедали пред Божественным Учителем свою веру: Посему веруем, что Ты от Бога исшел. Да, это было так. Теперь они знали, что общались с Сыном Божиим, с подлинным Мессией, Который был обещан людям Творцом. Господь признает веру Своих учеников, однако предупреждает их, что грядущие события произведут переворот в их душах и страх за собственные жизни не позволит им веровать так же глубоко и сильно: Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного. Так и будет, как мы знаем. Испугавшись за себя и пережив страдания и смерть Господа в стороне от Него, на какое-то время ученики будут думать, что само дело Христа погибло. Но, как бы предвещая их чувства и переживания, Спаситель желает уверить учеников, что отчаянию не должно быть места, поскольку их отступление вызвано человеческой слабостью, которую Сын Божий понимает и всегда готов простить. Один Он все равно не останется: …но Я не один, потому что Отец со Мною.
Прощальная беседа Господа нашего Иисуса Христа с апостолами заканчивается победными, торжествующими словами: сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Впереди — учеников и всех верных последователей Христовых ждет много скорбных дней, потому что погрязший в грехах мир ненавидит Господа и не принимает Его учения. Но общение с Богом, единение со Спасителем способно дать всем верующим людям душевный мир, спокойствие духа, кротость, смиренномудрие и готовность все претерпеть правды ради. Торжественный возглас Господа: Я победил мир— в тот момент был еще не понятен апостолам. О какой победе могла идти речь, если столько горького и скорбного должно еще случится?! Не победа, а полное поражение виделось им в происходящих событиях. Но Преславное Воскресение Христово все расставило по своим местам. Когда апостолы, по завету Господа, преисполненные Духом Святым, пошли проповедовать учение Господа Иисуса Христа в мир, когда в истинную веру стали обращаться огромные толпы народа, когда даже мучения, страдания и сама смерть не могли сломить веры последователей Христовых, — тогда и вспомнились, наполнив души совершенной радостью, эти слова Божественного Учителя.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Много светлых и радостных моментов в христианской жизни открывает нам сегодняшнее Евангельское чтение. Ведь, посмотрите, какие неизреченные обетования дал нам всем Господь! Он сказал: …просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна. Призывание имени Господа открывает для нас величайшие возможности. С верою и любовью можно сотворить немало добрых дел. И мы, как избранные Богом чада, имеем возможность постоянно общаться с Ним, молиться. Само крестное знамение, которым мы осеняем себя при каждой молитве, является свидетельством нашего исповедания христианской веры, потому что в Кресте Христовом заключена тайна спасения мира. Недаром преподобный авва Исаия пишет: «Крест — знамение будущего бессмертия». Вот об этом мы с вами должны всегда помнить.
Бог слышит наши молитвы, но исполнение просимого в них во многом зависит от нас самих, от нашей искренности и от нашего умения молиться. Апостол Павел пишет: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол.4:2). Во вчерашней беседе мы много говорили об этом. Сегодня хотелось бы еще остановиться на мудрых словах, заключенных в творениях преподобного Никодима Святогорца, поучающего каждого из чад духовных: «Надлежит тебе приступить к молитве с таким настроением, чтобы ты желал одной Божественной воли, а никак не своей собственной, как в самом прошении, так и в получении просимого. В своей молитве надлежит тебе совмещать четыре действия. Сначала восславь Бога, потом возблагодари Его за явленные тебе благодеяния, далее исповедуй Ему свои грехи и преступление заповедей Его и, наконец, испрашивай у Него необходимое тебе, особенно в деле спасения».
Действительно, приступая к молитве, нужно помнить о том, что предметом ее надобно иметь предметы духовные и вечные, а не временные и вещественные. Отец Небесный Сам видит, что нам надобно, что нужно и полезно нашей душе. И потому исполнение или неисполнение молитвенного прошения без ропота и нетерпения надо предоставлять воле Бога. Потому что нет для христианина высшей благодати, чем послужить Господу и во всем видеть Святой Промысл Его.
Сегодня мы говорили об обретении совершенной радости. Но что это такое? Только ли скорейшее и полное исполнение наших прошений? Нет, не в этом, вернее, не исключительно в этом заключается счастье. Совершенную радость нам, верующим в Бога, дает любовь. Мы радуемся о Том, Кого действительно любим. Насколько человек ощущает в сердце своем теплоту Божественной любви, настолько сам готов радоваться о Боге, радоваться, что все в его жизни определено Вседержителем. Ощущение сопричастности и своего Божественного родства дают человеку неимоверные силы, терпение и смирение, порождают в сердце истинное ликование — совершенное, духовное, небесное. И тогда никакие тяготы и неприятности бытия не способны испугать и сломить нас, потому что мы, как и Сын Божий перед Крестными Своими страданиями, не будем чувствовать себя покинутыми и одинокими и сможем повторить вслед за Господом: «Но мы не одни, потому что Отец Небесный с нами!»
Преподобный Исаак Сирин пишет: «Радость о Боге сильнее здешней жизни. И кто обрел ее, тот не только не посмотрит на страдания, но даже не оглянется на жизнь свою, и не будет там других чувств, если действительно была эта радость».
Будем же во все дни жизни нашей, через познание Бога и любовь к Нему, стремиться снискать совершенную радость о Господе, дающую неизреченные блага земные и духовные.
Аминь.