Слово 95. О ниспослании Святого Духа. В среду 7-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Святом Евангелии, прозвучавшем сегодня, продолжается беседа Господа нашего Иисуса Христа с учениками о значении Его исхода к Отцу Небесному и ниспослании Духа Святого (см. Ин.16:15-23). Мы с вами ранее слышали, как Господь говорил о Себе Самом: Что Я слышал от Отца, то говорю. Тем самым Сын Божий возвещает о Своем смирении, возвеличивая Отца, без Которого, действительно, ничего не возможно.
Святой Дух, обещанный Господом апостолам, принесет истинные знания о Господе Иисусе Христе, в должной степени возвеличивая Сына Божия, потому как Дух Сам научает, просвещает и вразумляет людей. Недаром апостол Павел пишет, что как того, что в человеке, никто не знает, кроме духа, живущего в нем, так и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия (1Кор.2:11). Только Дух Истины принесет в мир подлинное прославление Господа и изольет на учеников Его богатство благодати. Но прежде чем удостоиться сего, апостолам предстоит пережить тяжелые моменты жизни, самый трудный из которых — смерть возлюбленного Божественного Учителя.
Чтобы подготовить их неокрепшие души, сделать более твердыми в вере, Спаситель вновь говорит о печальном, чтобы они свыклись с ожиданием этого момента: Вскоре вы не увидите Меня. Впрочем, тут же добавляет: …и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. А Небесный Отец всегда может утешить и помочь им в скорби расставания. И в этом случае разлука не будет долгой, а присутствие Господа с верующими будет вечно.
Но, естественно, апостолы пока еще этого не понимали, не могли вместить в себя по человеческой немощи. Правдой может быть и то, что земное чувство любви и печали, которое главенствовало в этот момент в их душе, не давало разуметь важность прощальных слов Христа. Вот почему все сказанное казалось им неразрешимой загадкой. Ученики в недоумении вопрошали друг друга: …что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите меня, и: Я иду к Отцу? Господь понял их тревогу и сомнения, потому ответил: Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. В этих и последующих словах Спаситель ясно предвещает о Своей смерти и готовит учеников к мужественному перенесению этого.
Естественно, что приговоривший Господа Иисуса Христа к страшным мучениям и казни грешный мир возрадуется, и особенно вожди иудейские будут ликовать, потому что, по их мнению, они избавятся от главного своего противника, от Человека, разрушающего их репутацию и авторитет. Для людей же, любящих Господа, радость иудеев обратится в печаль. Апостолы будут грустны и скорбны, теряя Сына Божия, но сами страдания Агнца Божия, закланного на Кресте, явятся не только истинной радостью, но и спасением для всего рода человеческого. Недаром Господь приводит простой и понятный всем пример о женщине, которая рождает ребенка. Конечно, когда появляется на свет новый человек, мать его испытывает боль и муки, но с рождением младенца, все испытания, пережитые ей, забываются и сердце ее переполняется огромной радостью. Вот и здесь также.
Скорбь учеников станет жестокой болью рождения, и потому Господь призывает апостолов не удивляться тому, что великой радости они смогут достигнуть только через великую печаль. Как женщина становится матерью через страдание и муки, так и Воскресение, жизнь вечная невозможны без Искупительной Жертвы и Крестной смерти Христа. А потому и радость апостолов, когда они увидят воскресшего Христа, может быть сравнима только с ликованием женщины, благополучно разрешившейся от бремени и теперь держащей на руках своего долгожданного младенца.
Каковы будут последствия Воскресения? Об этом тоже говорит ученикам и всем нам сегодня в Святом Евангелии Господь: …и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Понимать эти слова надо так, что по Воскресении Господа к ученикам Его придет Утешитель, Дух Святой, Который наставит в истинных знаниях, и силою Духа люди смогут иметь большее дерзновение пред Отцом Небесным. Теперь им не надо будет видеть Господа Иисуса Христа, достаточно только призвать Его имя, которое Божественно и спасительно, и все просимое Бог исполнит. Таким образом, разлучаясь с учениками и всеми верными последователями Своими Господь наш Спаситель никогда не оставит людей, пребывая с чадами Божиими во все дни.
Для людей, исповедующих христианскую веру, особенно благодатно в молитвах своих призывать имя возлюбленного Господа, близкого и дорогого Спасителя. Именно эта близость, это Богообщение является ручательством того, что все просьбы к Богу не останутся неисполненными. Разумеется, любящие Господа Иисуса Христа, соблюдающие Закон Божий никогда не попросят о чем-либо душепагубном, приземленном или мирском. Потому что отныне всеми их стремлениями будет владеть не земное, а небесное.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Отцы Церкви учат нас, что «возлюбивший прекрасное сам будет прекрасен, потому что Благость Пребывающего в нем претворяет в себя принявшего его» (святитель Григорий Нисский). Возлюбив Господа нашего Иисуса Христа, приняв всей душой Его учение, став истинными исповедниками православной веры, мы с вами также преобразились духовно. Всем нам, христианам, дано это удивительное право — называть Отцом Бога Вседержителя. Произнося молитву Господню, каждый день мы говорим «Отче наш.», взывая к Творцу Вселенной. Но, прежде чем произнести это высочайшее слово, обратим внимание на свою жизнь, посмотрим и скажем честно: а вправе ли мы быть чадами Божиими, детьми Истинного Бога, есть ли в нас и в делах наших что-либо достойное Божественного родства?! Разве чада Божии могут лгать, осуждать, клеветать, держать в душе своей злобу? Разве чада Божии подвластны зависти, тщеславию, лести и гордости человеческой? Разве чада Божии стремятся к деньгам, славе, материальному обогащению? Или в нас совершенно нет всех этих грехов?! Нет, к сожалению, все мы подвержены порокам и страстям в большей или меньшей степени. Соблазнов в мире слишком много, и грехов людских не перечесть. Но все-таки мы дерзаем называть Бога Отцом. По величайшей милости Господь даровал нам такое право, данное как бы заранее, с любовью и верой в то, что мы покаемся, исповедуем перед Богом свои грехи и, как заблудшие дети, с благоговением и смирением припадем к стопам Вселюбящего Отца Небесного.
Господь говорит: О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Слова эти, прозвучавшие в сегодняшнем Евангельском чтении, адресованы не только к апостолам, но и ко всем христианам. Если с верой и надеждой обратимся к Богу, то молитвы наши обязательно будут услышаны. Только нам еще предстоит научиться молиться, наполнить молитву сердечной теплотой, смиренномудрием, любовью, простотой и благостью, которые попалят все страсти и искушения и дадут должное преуспеяние. Преподобный Нил Синайский поучает: «Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать, и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся». Великим благом для верующего человека является умение молиться. Ведь молитва озаряет ум и душу, дает нам силы и терпение, наполняет неугасимым светом, потому что она — непосредственное общение с Богом. Если мы искренне молимся, то ничто дурное и порочное не завладеет нами. Молитва побеждает всякое ухищрение лукавого. Вы можете спросить: почему же тогда молитвы наши часто не бывают услышаны? При этом забыв, что Бог слышит и видит все, — в том числе наше желание и умение молиться. И если молитвы неусердны, торопливы, если нет в них надежды и искреннего упования, то разве можно ждать скорейшего исполнения просимого? Порой мы совсем не желаем потрудиться в молитве, сделать ее неотступной и неутомимой. И подавай нам все сразу, немедленно! Но без усердия нашего в молитве мы ведь не обретем и духовных молитвенных плодов — любви, смирения, терпения, простоты, незлобия. Не добьемся и результата молитвенных трудов.
Будем же, братья и сестры, стремиться к тому, чтобы молитва наша стала деятельной и плодотворной. Ведь недаром святитель Иоанн Златоуст, называя молитву великим благом, говорит: «Если постоянно беседующие с мудрецами скоро становятся подобными им по благоразумию, то что можно сказать о беседующих с Богом и молящихся Ему?» И еще: «Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от этого немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом!»
Аминь.