Слово 84. О Царствии Божием. В четверг 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня вся Святая Церковь празднует особый день — день Преславного Вознесения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Вознесением Своим Сын Божий указал путь на Небо всем верным чадам Церкви, всем последователям и исповедникам православной веры. Мы слышали в Апостольском чтении, звучавшем за Божественной литургией, каким образом это событие происходило (см. Деян.1:1-12).
Господь вознесся, взошел к Отцу Небесному, разорвал путы первородного греха человеческого, содеянного нашими прародителями. Вознесением Христовым свершилось долгожданное — Церковь Небесная соединилась с Церковью земной. Возликовали Силы Ангельские, принимая возносящегося Господа. Люди еще не осознавали своего счастья. Только верные ученики Христовы телесными очами могли созерцать чудо Вознесения. Свершилось то, что должно было свершиться. Сын Божий пришел в этот мир, воплотился, проповедовал. Претерпел предательство, клевету, унижения; пострадал, распят на Кресте за греховный род человеческий, умер. И воскрес в третий день, по Писаниям.
После Воскресения Своего Господь, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием, более не мог оставаться на земле. Спаситель победил смерть и Воскресением явил эту победу. Теперь Ему не надо было пребывать в грешном мире, Жертву Искупления за род человеческий Он уже принес.
Господь действительно не раз по Воскресении Своем представал перед учениками, чтобы они воочию убедились в сем чудесном факте и свидетельствовали всему миру о воскресшем Господе. Люди видели, что Христос — распятый и умерший — воскрес. Спаситель хотел, чтобы ученики Его убедились, что Он — не призрак и не привидение. Он вкушал с ними пищу и даже позволил Фоме рукою осязать Себя. Господь стремился к тому, чтобы апостолы уразумели свершившееся чудо Воскресения как непреложный факт не только умом, разумом своим, но и восприняли любящим сердцем, всей верующей христианской душой. Так и произошло. Окрыленные величайшей радостью, вдохновленные на апостольскую проповедь, самые верные ученики Христовы остались в Иерусалиме, памятуя о словах Господних: …ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Апостолы пока еще имели земные представления о царствовании Мессии. В их воображении все еще складывалась картина о господстве народа Израиля над всеми другими народами. Они по-прежнему жаждали для своего народа величия и славы, силы и могущества. Все это, конечно же, мог дать воскресший Господь. Но являвшийся в течение сорока дней Спаситель говорил Своим ученикам об ином царстве — о Царстве Божием. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостолы «не совсем ясно понимали, что такое это Царствие, так как не были еще научены Духом, все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и не настолько, как прежде; они еще не сделались лучшими, — впрочем, о Христе думали уже выше». Только по этой причине ученики задают Божественному Учителю вопрос о времени наступления такого царствования: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Вопрос этот свидетельствовал о духовном несовершенстве учеников, которых еще надо было просвещать Духом Святым. Господь не хочет разочаровывать апостолов в их чаяниях, ведь все, о чем они мечтают, осуществимо, но в другом, лучшем смысле, когда наследниками блаженного Царства Небесного станут все последователи Христовы, вне зависимости от национальности, и спасение обретут все верующие люди, а не один лишь избранный народ. О несовершенстве человеческого разума говорит Господь: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Спаситель недаром возвещает апостолам о духовном перевороте, который должен произойти в них в самое ближайшее время. Блаженный Феофилакт пишет, что это изречение «есть вместе и увещание и непреложимое пророчество» Иисуса Христа о том, что предстоит ученикам на дальнейшем их жизненном пути. Господь свидетельствует, что именно в осуществлении дела благовестия Святого Евангелия исполнятся все их сокровенные мечты и надежды, связанные с Царством Небесным, которое только теперь они сумеют понять и познать в должной мере и всей полноте.
Просветив верных учеников Своих этой истиной, возродив в сердцах апостолов радость ожидания и вдохновив их на подвиг благовестия, Господь наш Иисус Христос поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Так было осуществлено последнее, завершающее земное дело Спасителя. Апостолам не дано было увидеть момент Воскресения Христова, но они стали непосредственными свидетелями чуда Его Вознесения. При этом, по словам блаженного Феофилакта, ученики Христовы «видели конец Воскресения, но не видели его начала; видели начало Его Вознесения, но не видели его конца».
Потрясенные чудом, апостолы еще долго стояли, не в силах отвести взора своего от неба, где сокрылся вознесшийся Господь. В глазах учеников было недоумение, граничащее с оцепенением. На какое-то мгновение верные последователи Христовы осознали, что Возлюбленный Господь покинул их, удалился от них к Отцу Небесному. И они почувствовали себя такими одинокими, что замерли в нерешительности и бездействии. Но это оцепенение разрешили два мужа в белой одежде, два прекрасных Ангела, пришедших на помощь людям, которые сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Слова эти не только рассеивали недоумение и удивление учеников, но и призывали их к активным действиям. Отныне апостолы знали, что Сам Господь возложил на них проповедническую деятельность, а потому не стоит далее созерцать воздушные высоты, надо вернуться туда, где их ждут дела благовестия, любви и добра. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
С великой радостью возвратились в Иерусалим апостолы. И как им было не возликовать, если они собственными глазами видели Божественного Учителя, возносящегося к Отцу Небесному во всей Божественной славе?! Как можно было не радоваться, если вознесшийся Господь обещал им великие небесные дарования — крепость веры, силу, вдохновение благовестия, Свою непрерывную помощь и поддержку. Они любили Господа. Они всей душой хотели послужить Ему. Наконец, они радостно ожидали Его Второго пришествия.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Факт Вознесения служит как бы заключительным аккордом на земном пути Господа, возвращающегося к Божественной Своей славе. В течение сорока дней после Воскресения Христос являлся ученикам, ободрял их, укреплял в вере. Но вот срок истек. И Господь привел учеников Своих к горе Елеонской. Чтобы хоть немного понять чувства святых апостолов, надо вспомнить о том, что понятия первых христиан о небе как Царствии Божием были очень расплывчатыми, несмотря на все усилия Господа при Его земной жизни. Вознесение Господа на небо открыло иной взгляд на горнее. Возвращение Христа к Божественной славе возможно было только через Его Вознесение.
И вот чудо свершилось. Облако скрыло из глаз учеников Возлюбленного Учителя. Какова же была реакция апостолов? Лука пишет о радости и торжестве последователей Господа. Ученики получили Божественное обетование. Они обрели уверенность в том, что Господь всегда незримо пребывает с теми, кто Его действительно любит.
Здесь же мы сталкиваемся с учением о Втором пришествии Спасителя. Все рассуждения о том, где и когда это произойдет, бессмысленны, поскольку Спаситель сказал не только апостолам, но и нам, недостойным и грешным, что времена и сроки. Отец положил в Своей власти. Но мы всегда должны быть готовы к встрече с Господом нашим. Вы спросите, как же к этому готовиться? Бодрствованием душевным, молитвенным деланием, очищением души, покаянием в совершенных грехах. Всем тем, к чему призывает нас Господь. Будем же помнить, что, по словам апостола Павла, Бог кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим.8:30). Свет Христов просвещает и освещает всех, преображает и возрождает для новой, Богоугодной жизни. Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Если мы не захотим явиться достойными этого призвания, то причиной этого будем мы, а не Бог, нас призывающий и нам делающий честь».
Господь призывает, а нам должно потрудиться. Наследовать жизнь вечную — заветная мечта каждого человека. Кто же не хочет пребывать в блаженном состоянии духа, непрестанно общаясь с Возлюбленным Богом? Но и здесь, оказывается, у нас самих недостаточно сил, нужна помощь Божия. Вспомним призыв Божий: се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20). Блаженны те, которые верою обретают Господа, становятся верными чадами Божиими и сподобляются войти в тесное духовное общение с Царем Небесным.
Господь вознесся на небеса, но Он с нами во все дни. Сын Божий среди нас. Его нет только для тех, кто отвергает Бога и Его присутствие. Но ведь невозможно не доверять словам Господа, говорившего ученикам: се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:20). Что может быть радостней и сокровенней этого обетования?! Если мы хотим действительно подняться до высокого духовного уровня, если, неся жизненный крест и следуя за Христом, не будем жалеть себя, всецело следуя заповедям Божиим и постигая слово Божие, то научимся великодушно — без обид и нареканий — переносить все тяжелое и трудное, что предшествует радости Божественного восприятия мира, которого все истинно верующие обязательно, рано или поздно, сподобляются. И потому воскликнем вместе со святым апостолом: …прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1Кор.6:20). Какими бы начинаниями и проектами мы в жизни ни занимались, для православных христиан служение Богу всегда есть и остается самым значительным, знаменательным и славным делом. Сумеем же собрать все свои внутренние силы и отвергнуть себя для того, чтобы полностью отдаться Богу. Аминь.