Слово 81. О духовной слепоте. В среду 6-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня, евангелист Иоанн Богослов как бы подводит итог проповеди Господа нашего Иисуса Христа среди иудейского народа (см.: Ин.12:36-47). Итог этот поражает и удивляет: такое впечатление, что Господь общался исключительно со слепыми и глухими людьми. Ведь сколько потрясающих чудесных событий совершилось перед их глазами, сколько мудрых, вдохновенных слов они слышали, но ничто не смогло поколебать их духовного забытья. После всего случившегося слишком мало оказалось среди иудеев действительно верующих во Христа. Чем можно объяснить этот факт?
Святой евангелист Иоанн видит здесь совершение пророчества ветхозаветного пророка Исаии и осуществление угрозы Божией избранному народу. Сколько чудес совершил Иисус Христос перед ними, и они не веровали в Него. Разве не сбылись некогда произнесенные пророческие слова: Господи!кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? (Ис. 53,1). Да, люди, слушавшие и видевшие Господа нашего Иисуса Христа, так и не решились поверить в Него как в Сына Божия, так и не сумели распознать Его Божественное достоинство. Евангелист Иоанн конкретно называет причины такого положения вещей, ибо по пророчеству Исаии: …народ сем ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
Возродить к духовной жизни, исцелить от духовной спячки способен только Господь, только истинная вера христианская, которая может преобразить и обновить душу любого человека. Для Бога нет ничего невозможного, но и человек сам должен захотеть духовно возродиться, возжелать этого всем сердцем, всем существом своим. Что же мы видим здесь, братья и сестры? Видим народ, который, в общем-то, уже очень давно ожидает прихода Мессии. Но как ожидает? С точки зрения человеческой — вот придет Мессия и спасет нас от всякого порабощения, как сильный и единовластный царь, покорит все другие народы, а нам обеспечит желанную свободу. Верующие в Мессию иудеи упорно не хотели признавать и не желали понять своей духовной немощи, в которой они пребывали по причине многочисленных грехов. Да, они ждали Мессию, но Он был им нужен не как духовный исцелитель и Спаситель, а как правитель, отстаивающий на земле их интересы. В этом-то и заключалась главная трагедия иудейского народа — в непонимании самого дела спасения. Так разве, учитывая все это, могли они поверить в Иисуса Христа, не стремящегося ни к царству, ни к славе?
И пророчество Исаии, о котором говорит евангелист Иоанн, относится именно к Иисусу Христу: Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем.
Пророчество Исаии в этом случае имеет особое значение, так как является свидетельством того, что пророк видел славу Бога и, естественно, определил Божественное происхождение Сына Божия, Логоса, всегда пребывающего с Богом. Только духовная слепота помешала иудеям осознать это, узреть воочию исполнение ветхозаветных пророчеств.
Однако невозможно сказать, что проповедь и деяния Христа были вовсе напрасны. Проповедь Сына Божия не прошла безрезультатно. Ведь, как мы знаем, за Ним пошло много преданных учеников, подхвативших идею благовестия и не убоявшихся трудностей и испытаний. И простые, не искушенные гордыней и человеческим тщеславием, люди в большинстве своем верили Господу. Более того, как свидетельствует евангелист: …и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Вспомним, к примеру, Никодима и Иосифа Аримафейского. Они ведь тоже были учениками Христа, но скрывали это от других людей. Однако были и другие, которые хорошо понимали, Кем является Господь наш Иисус Христос, но не последовали за Ним по той лишь причине, что оставались слишком земными, и, по словам Святого Евангелия, возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.
Разве Сыну Божию, страдающему за род человеческий, не больно было осознавать все это?! Ведь по Своему человеческому существу Господь испытывал не только физические муки, но и душевные переживания. Душа Его разрывалась и разрывается оттого, что люди земное предпочитают небесному, грехами оскверняют себя, упорным отрицанием, неверием или маловерием отдаляются от Бога.
Мы с вами, братья и сестры, слышали сегодня слова Господа, обращенные не только к иудейскому народу, но и к каждому из нас: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Господь наш Иисус Христос принес в мир свет истинной веры, открыл его людям для того, чтобы уверовавшие отныне не пребывали в греховной тьме. Этими словами Спаситель еще раз открыто показывает Свое Божественное достоинство и силу, то, что Он Сам во всем равен Отцу Небесному.
Обратите внимание, Господь говорит: верующий в Меня, но не: верующий Мне. Можно верить кому-то, верить в справедливость слов и высказываний, но веровать можно только в Бога. Понять это просто. Наверное, у каждого из вас, братья и сестры, есть духовные отцы, священники, которые окормляют вас на пути спасения. Вы им верите? Конечно, верите, слушаете их советы, поступаете так, как они вам рекомендуют. Верить духовному отцу можно, но веровать в духовного отца нельзя, верим мы только в Бога. То же можно сказать и про апостолов, которым мы верим, верим всему тому, что донесли до нас евангелисты словами Святого Евангелия, но мы веруем не в апостолов. Вера наша истинна, вера — в Бога во Святой Троице поклоняемого и славимого, Отца и Сына и Святого Духа.
В другом месте Евангелия говорится о том, что Господь наш Иисус Христос призывает учеников Своих: Веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14,1). Сегодня Он говорит гораздо больше и определеннее: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. Это значит, что, кто верует в Сына Божия, веру свою возводит и к Отцу Небесному. Если же нет в сердце и душе веры в Иисуса Христа, то нет веры и в Бога вообще. Вот такое очень важное заключение!
Рассмотрим дальше: И видящий Меня видит Пославшего Меня. Стоит ли это понимать, что видящий телесно Господа может видеть телесно Бога? Нет, конечно. Понимать здесь надо не буквально, а духовно, образно. Сын Божий есть образ Отца, Сын — Единосущен Отцу. Кто душой своей познал Сына, верою и умственным созерцанием сумел увидеть Его, тому открылся и Отец Небесный во всей полноте Своей любви. Потому что Господь наш Иисус Христос, придя в наш мир, просветил людей познанием не только о Самом Себе, но и об Отце Небесном.
И в конце сегодняшнего Евангельского отрывка прозвучали слова, которые тоже не должны остаться без нашего внимания: И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Смысл сказанного Господом заключается в том, что Иисус Христос не повинен в осуждении неверующих людей, ведь Он пришел спасти, а не наказывать. Ради спасения человечества при земной жизни Господа совершались все эти удивительные чудеса. Ради вразумления людей проповедовал Божественный Учитель, раскрывал Истину, учил и просвещал умы человеческие. И не Господь, не учение Его послужили причиной осуждения тех, кто не понял и не поверил. Когда придет время предстать пред Судом Божиим, каждый ответит по делам и грехам своим.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! У каждого из нас свой крест в этой жизни. Слагается он из того, что терзает нас и отягощает на пути ко Господу во все дни бытия. Это и немощи нашего естества, и болезни, и труды, и неприятности житейские. Это — и наши обязанности, нелегкое иго долга, которое мы несем перед обществом и нашими ближними. Никто не избавлен от житейского креста, только одни смиренно несут его себе во спасение, а другие, пытаясь скинуть тяжкий груз, обрекают себя на погибель, уязвляясь собственным невниманием к Божественной благости и Промыслу Божиему. Господь призывал: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34). Поверив в Господа нашего Иисуса Христа, возлюбив Его всем сердцем и душою, решив идти за Ним, невозможно следовать за Сыном Божиим без своего креста, без всех тех тягот и скорбей, неудобств и нестроений, которые встречаются нам на пути добросовестного исполнения заповедей Господних, на пути спасения.
Проповедью и земной жизнью Своей, донесенной до нас словами Святого Евангелия, Спаситель пробуждает нас от духовной лености, делает способными различать свои грехи, верить, видеть и рассуждать. Преподобный Нил Синайский поучает: «Желай, чтобы дела твои устраивались не так, как тебе представляется, но как угодно Богу».
Если в сердца наши вселится искренняя и пламенная любовь к Господу, то никакие богатства и блага мира не смогут отлучить нас от этой любви. Будем же помнить также слова святителя Григория Нисского: «Время для любви к Богу — вся жизнь.» Аминь.
Христос воскресе!