Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Слово 74. О ссорах и разногласиях. В субботу 5-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.15:35-41) начинает рассказ о втором путешествии апостола Павла. По натуре своей он был человеком очень активным, деятельным и заботливым. Утвердив в разных городах и странах христианские общины, апостол Павел принимал самое активное участие в их становлении. Его волновали духовные чаяния людей, глубина их веры, убежденность исповедания. Вначале Павел и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.

Для Антиохийской Церкви апостолы Павел и Варнава явились благословенными духовными наставниками, умело поучающими христианскую паству, направляющими по истинному пути спасения. Но спокойная, размеренная жизнь тяготила апостола Павла, тем более что он видел благостное развитие христианства в Антиохии. Тогда как в других христианских общинах, оставшихся фактически без вдумчивого духовного попечительства, возникало много вопросов и споров. Вот почему по некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава с радостью принял данное предложение, ему тоже дороги были все те люди, с которыми он когда-то имел счастье общаться и воздавать хвалу Единому Богу. Но тут, братья и сестры, как мы слышали с вами сегодня из Апостольского чтения, между апостолами Павлом и Варнавой произошло разногласие: Варнава хотел взять с собой Иоанна, называемого Марком, но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. И далее автор Деяний пишет: Отсюда произошло огорчение, так что ониразлучились друг с другом. Примечательное выражение употребил апостол Лука, описывая данное событие. Произошло огорчение — не ссора, не вражда, не раздор или духовное нестроение, а чисто человеческое чувство, приведшее к разлучению. Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом так: «И в пророках мы видим различные характеры и различные нравы: например, Илия строг, Моисей кроток. Так и здесь Павел более тверд. Мне кажется даже, что и разделение произошло у них по согласию и что они сказали друг другу: так как я не желаю этого, а ты желаешь, то, чтобы нам не ссориться, разделимся по разным местам. Таким образом, они сделали это, совершенно уступая друг другу. Варнава хотел, чтобы оставалось мнение Павла, и потому отделился; также и Павел хотел, чтобы оставалось мнение (Варнавы), и потому делает то же и отделяется. О, если бы и мы разделялись друг от друга таким же образом и для того, чтобы идти на проповедь! И врагами ли они расстались? Нисколько! ибо и после того Павел в посланиях своих упоминает о Варнаве с великими похвалами (см. 2 Кор.8:18). Все это происходило по устроению Божию». Апостол Павел желал поступить справедливо, учитывая отступление Иоанна-Марка в Памфилии и связанные с ним в прошлом переживания. Тогда его ненадежность как служителя принесла немало трудностей апостолам на их дальнейшем пути. Поэтому-то Павел и не хотел более иметь с ним общее дело. Апостол же Варнава считал, что ради веры и духовного совершенствования человека можно поступиться справедливыми соображениями и логичными установками, просто поверить брату во Христе еще раз, дать шанс исправиться. Оба апостола были по-своему правы. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский пишет: «Павел требовал правды, Варнава — человеколюбия. Расходясь во мнениях, они сходились в чувстве благочестия, и разделились не по вере и убеждениям, а по человеческому недоразумению». В результате и то, и другое решение имело для Иоанна-Марка важное положительное значение. Варнава возложил на него надежды, взял с собой в путешествие, укрепил в убежденности выбранного пути, в вере Христовой. Но и принципиальность апостола Павла также отразилась на Иоанне. Она помогла осознать допущенные ранее прегрешения, раскаяться в своей слабости, в том, что он когда-то так подвел апостола, который нес за него духовную ответственность перед Богом. Более того, теперь он ни за что не хотел повторить прежнюю оплошность. Нам известно, что апостол Павел и в дальнейшем следил за духовным развитием апостола Марка. И когда узнал о его успехах в благовестии веры христианской, душевно возрадовался и возликовал.

Итак, пути апостолов Павла и Варнавы разошлись: Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братия-ми благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня из Апостольского чтения мы узнали о случае, поучительном для всех нас. Во-первых, мы осознали, что, при всей своей святости и праведности, апостолы обладали той же человеческой немощью, что и мы. Они также боролись со своими грехами, искушениями, нестроениями. И с ними случались в жизни всяческие недоразумения. Автор Деяний, наверное, мог об этом не писать, но тогда исчезла бы честность и правдивость изложения, а также ушла бы полнота описываемых событий. Более того, наблюдая из сегодняшнего дня за верными учениками Христовыми, мы для себя делаем важные, знаменательные выводы. Сами апостолы становятся для нас ближе и дороже. Вот возьмем представленный нынче момент Деяний. Казалось бы, ну что особенного, — разделились во мнениях, не согласились друг с другом, расстались?! Но ведь не рассердились, не рассорились на всю жизнь! И если внимательно присмотреться к изложенному, то мы однозначно поймем, что в результате это житейское разногласие апостолов принесло Церкви большую пользу.

Прежде всего, для величайшего дела благовестия было важно, чтобы два таких лучезарных светильника христианской веры расстались, чтобы просветить светом Христовым как можно больше людей. И апостол Павел, и апостол Варнава являли собой образцы благочестия, праведности, прекрасно знали и толковали Священное Писание, обладали силой вдохновенного проповеднического слова. Богу было угодно разлучить их, чтобы каждый проявил себя в полной мере в служении Господу. Так Святое Евангелие более широким путем было распространяемо среди язычников. Для апостола Марка однозначно полезны и важны были как строгость апостола Павла, так и снисходительность апостола Варнавы. Требовательность духовного руководителя вразумила его, а поддержка друга вдохновила на совершение благих, Богоугодных дел. Получается, что в духовном плане человеческая распря апостолов сыграла не отрицательную, а положительную роль и окончательно исправила, преобразила ученика. Мы знаем, что апостол и евангелист Марк (по жизни Иоанн) написал Святое Евангелие. Возможно, именно услышанное нами в сегодняшнем Апостольком чтении обстоятельство позволило ему оправдать столь высокое доверие и встать на путь истинного служения Богу.

Марку довелось послужить апостолу Павлу и позже, — во время его римских уз. Вспомним, что апостол Павел Аристарха, Марка и Иисуса, именуемого Иустом, называет единственными сотрудниками для Царства Божия, которые стали для него отрадою и утешением (ср. Кол.4:11). Неизвестно, когда состоялось примирение апостола Павла с Марком, но сам Павел поручает Тимофею привести Марка с собою в Рим, потому что он нужен ему для проповеднического служения.

Наконец, описанное событие несет важный урок для всех нас, братья и сестры, — предостерегает от греховного падения, учит понимать ближних своих. Если бы апостолы Павел и Варнава не слушали друг друга и довели распрю до взаимной ненависти и ссоры, из этого случая не произошло бы ничего доброго. Да, они расстались, но разлучились не врагами, а соратниками, любящими братьями во Христе, сотоварищами одного большого и общего дела.

Часто и среди нас бывают споры, распри, несогласия. Но мы, в отличие от святых апостолов, пока еще не научились уступать друг другу, распаляемся в обидах, нередко доходя до ненависти и несправедливых обвинений. Распаленные своей злобой, мы перестаем осознавать правду, не видим в собеседниках дружеских проявлений. Не задумываемся о том, что такое поведение огорчает Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, жизнь Свою положившего за весь род человеческий. Всеобъемлющая Божественная любовь распространяется на всех людей — праведных и грешных, стоящих в вере и заблуждающихся, добрых и не очень. Вот так же и мы должны друг друга любить, уметь слушать, понимать, уступать в спорах, видеть в каждом человеке образ Божий. Умение прощать рождает в сердце такие духовные добродетели, как смирение, кротость и миролюбие. Без этих качеств, как известно, нет спокойствия души. Научимся же смотреть на все происходящие в жизни события как на действия святого Промысла Божиего. Если понимать все именно так, то и в духовном плане можно многое обрести для себя.

Любящих смирение и ищущих мира любит Сам Господь. Вот почему не позволительно опускаться в спорах до гнева и ненависти. Преподобный авва Исаия говорит: «Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви». Порой нелегко и неприятно подойти со словами примирения к человеку, обидевшему тебя словом или делом. Зато как сладостно и вожделенно дело примирения в очах Божиих! Тот, кто приходит первым, обнаруживает большую мудрость, душевную щедрость и рассудительность, а самое главное, смиренное послушание Господу, потому что, по свидетельству апостола Павла, Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13). Научимся же не держать в сердце зла при случающихся распрях житейских. А если и случится ссора, то постараемся быстрее примириться, понимая, что такое наше действие угодно Богу. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тяжелое и трудное дело — скоро примириться с врагом, тяжелое не само по себе, но по нашему нерадению. Трудно начать примирение, а когда это сделано, все последующее будет легко и удобно». Будем во все дни жизни нашей помнить эти мудрые и ободряющие слова. Аминь.

Христос воскресе!

Проповеди на праздники:

Наверх