Слово 71. О добровольной жертве и власти над смертью. В пятницу 5-й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе!
Каким глубоким смыслом наполнено для нас каждое слово Святого Евангелия. В отрывке, прочитанном сегодня за Божественной литургией (см. Ин.10:17-28), Господь наш Иисус Христос раскрывает тайну великого значения Своей смерти и искупительного жертвенного подвига. Прежде всего, мы узнаем и осознаем, что совершается это событие добровольно и по великой любви. Именно любовь к роду человеческому побуждает Небесного Отца пожертвовать ради спасения человечества Единородным Сыном. Именно любовь приводит Сына Божия к добровольному, осознанному самопожертвованию на пользу верующих, которых через искупительную смерть Свою на Кресте спасет Он от вечной погибели.
Господь наш Иисус Христос говорит: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Загадочные слова.
Как можно отдать жизнь, чтобы потом опять принять ее? А меж тем Господь говорит о своей добровольной грядущей смерти и преславном Воскресении. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Так как часто замышляли убить Его, то Он говорит: без Моего соизволения напрасен ваш труд.»
Господь говорит, что Отец любит Его за готовность по Собственному желанию, без принуждения жертвовать Своей жизнью. Настоящая любовь всегда жертвенна, любящий человек решается на любой подвиг, на любое, даже самое страшное и тяжелое лишение ради любимого. Ради спасения людей Спаситель готов отдать жизнь и претерпеть смертные муки. Но нужно помнить о том, что так заявляет не просто чудотворец и пророк. Эти слова произносит Господь, Сын Божий, Который имеет жизнь Сам в Себе: Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26). От Небесного Отца Господь наш Иисус Христос облечен властью и силой распоряжаться жизнью. Вот почему Он может отдать ее с полной уверенностью взять обратно. Ведь само Воскресение Иисуса Христа есть не что иное, как воскрешение Самого Себя. Произнося слова: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19), Спаситель говорил не только о каменном храме, воздвигнутом Иродом, но и о Своем теле, которое также представляло собой храм Божий. И, действительно, Господь воскрес в третий день, как было предсказано в Священном Писании.
Таким образом Сын Божий изображает смерть Свою не только как страдание, которое Он принимает согласно Божественной воле, но и как дело самопожертвования, как переход к вечной жизни в Воскресении.
Иудеи внимательно слушали Его. С самого праздника кущей народ не отступал от Господа. Его всегда сопровождала толпа, в которой было много разных людей — и доверчивых, и сомневающихся, и сочувствующих, и злобствующих, и любящих, и ненавидящих Его. Но почему они не отходили от Божественного Учителя? Одни желали познать истину, другие — пытались найти в речах или поступках Господа что-то, что может опорочить Его. Но правду опровергнуть и уничтожить нельзя.
Слова Спасителя о власти Его над Собственной жизнью и смертью стали для иудеев причиной очередной распри, потому что мнения их разделились. Одни признавали за Ним исключительность пророка и чудотворца, другие (по преимуществу вожди иудейские) преисполненные зависти и злобы, видели в нем бесноватого. Спор этот продолжался и не имел конца.
Наконец, на праздник обновления в притворе храма Соломонова иудеи приступили к Иисусу Христу с вопросом: Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
О каком празднике обновления идет речь? Святые отцы толкуют, что, скорее всего, так праздновали день, в который был устроен храм Соломонов. Радостно и многолюдно было в храме, как в наших церквях в престольный праздник. И вот в такой-то день иудеи приступают к Господу с лукавым вопросом, со злым намерением и некоторой насмешкой. Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Вопрос их был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он — Христос, они для убеждения требуют слов. Это скорее свойственно шалунам и насмешникам. .Говорят: скажи нам прямо. Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея».
Господь ответил: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне, но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. Какие обличающие и горькие слова! Действительно, сколько раз Спаситель говорил о Своем Божественном назначении, но все эти слова будто не касались их ушей. Даже множество совершенных чудес не пробуждали в них веру в Него как в Сына Божия. Каких же еще доказательств требовали эти люди?! Причиной неверия было одно — то, что Господь сейчас определил словами: вы не из овец Моих.
Истинный Пастырь душ человеческих Господь наш Иисус Христос духовными овцами вверенного от Отца Небесного Его попечительству стада считает тех людей, которые всем сердцем своим устремляются к Нему, преисполненные веры, любви и надежды на спасение. Таким людям не нужны доказательства, чудесные знамения или определенные слова, они с радостью и верою принимают всякое свидетельство и признание Божие и через это обретают великие блага. О последователях Своих говорит Господь: Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
Нет большего счастья, чем всю жизнь свою быть вместе с Богом! Ведь, указывая на попечительство Свое, Сын Божий отожествляет эту неизреченную помощь с участием Отца Небесного, Который действует через Христа. Потому что Бога Отца нельзя отделить от Бога Сына. Сколько раз читали мы об этом в Священном Писании: Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (Ин.5:23)!
Кто же принимает Иисуса Христа как Сына Божия, имеет в душе веру, тот вовек прибывает в милости Божией. Вот каких неизреченных благ лишают себя фарисеи своей корыстью, завистью, подлостью и неверием! И об этом не устает им повторять Господь. Только те люди, которые не хотят слушать, никогда не услышат, сколько ни говори.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами исповедуем святую православную веру и считаем себя овцами духовного стада, Пастырем которого является Сам Господь наш Иисус Христос. Прочитанное сегодня Святое Евангелие многому научает нас в жизни. Давайте мысленно обратимся к своей душе, посмотрим, преисполнена ли она светом Христовым или затуманена скверной греха и пороков? Есть ли в душе нашей место для того, чтобы достойно принять Господа?!
Как часто мелочные суетные проблемы, решение каких-то, на человеческий взгляд важных, житейских вопросов отвлекает наш разум, сердце и душу от главного — от познания Бога, от веры, от стремления следовать за Господом. А Он, верный и терпеливый Пастырь, ждет нас, сердце Его преисполнено неизреченной любви. Так неужели не опомнимся в своей греховной земной суете, неужели не внемлем призыву Спасителя?! Мы слышали сегодня, что истинным Своим последователям, овцам Своего стада, Господь обещает вечную жизнь. Неужели это не выше и не превосходнее всех наших желаний, стремлений, тщетных попыток достижения земных благ?
Соединение с Богом, блаженная вечность в Царствии Небесном — вот смысл всей христианской жизни и самый драгоценный дар, который может быть послан нам Господом по великой Его милости! Ради этого дара должно пойти и на трудности, и на лишения, претерпеть невзгоды, одолеть искушения. Потому что никакая земная радость не может быть сильнее, чем радость общения с Богом и наследования блаженной вечности.
По добровольному выбору и свободному произволению мы определяем свое бытие — с Богом ли пребывать или довольствоваться земными наслаждениями и пороками. И следующие за Христом могут оступиться и отступить, если на то будет их собственная воля. Так было, братья и сестры, как вы помните, с Иудой Искариотским, который вначале тоже шел за Божественным Учителем, но потом, преисполнившись зависти, ненависти и гордыни, предал своего Господа. Иуда отпал от стада не в силу жизненных обстоятельств, а по своему самовластию. Его пример убеждает нас, что по свободному произволению человек может добро обратить во зло, и наоборот.
Раскаявшийся грешник, всей душой взывающий к Божественной помощи и милости, так же дорог вселюбящему Господу, как верный последователь и праведник, угодник Божий. Примеров тому, как великие грешники путем искреннего раскаяния обретали святость, очень много. Вспомним хотя бы, братья и сестры, преподобную Марию Египетскую.
Надо понять, что земная жизнь наша есть не что иное, как время, данное нам на покаяние и приобретение блаженной вечности. Преподобный авва Исаия поучает: «Берегитесь, чтобы не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде чем вы успеете достичь покоя Сына Божия». А святитель Игнатий Брянчанинов призывает: «Не будем терять драгоценного времени на тленное, чтобы не утратить единственное наше сокровище — Христа!»
День за днем течет и иссякает жизнь наша, приближая всех нас к смертному рубежу, за которым — вечность. Постараемся же не растрачивать на пустяки минуты и часы земного бытия, постараемся успеть настроить сердца и души наши на совершение добрых дел, направив чувства, желания и устремления к Богу. Будем, по словам преподобного Ефрема Сирина, предусматривать будущее как разумные и наблюдать настоящее как смертные. Аминь.
Христос воскресе!