Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы

Слово 7. О спасении. После вечерни во вторник Светлой седмицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные во Христе братья и сестры! Христос воскресе!

Отверсты двери райские, и вход в светозарное Царствие Небесное открыт для сынов и дочерей человеческих. С нами воскресший Христос — Предводитель наш на пути к вечной блаженной жизни. Никакие тревоги и заботы этого мира не в силах омрачить пасхальную радость христиан, святую радость о Господе всех тех, кто может повторить вслед за апостолом: я знаю, в Кого уверовал (2 Тим.1:12).

Спасителем именуем мы Господа нашего Иисуса Христа. Не временную скоропреходящую жизнь сохранил нам Воскресший, но от вечной погибели спас; не просто из рук насильников и убийц вырвал нас Сын Божий, но вызволил из цепких когтей исконного человекоубийцы — диавола. Не тюремные засовы отомкнул для нас Господь Искупитель, но из мрачных пропастей адовых возвел нас к бессмертному Свету. И мы, спасенные и искупленные, ликуем ныне в предвкушении всеобщего воскресения, вселенского торжества верных Христовых.

«Ныне и праведник радуется, и не очистивший свою совесть надеется исправиться покаянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет человека так печального, который не находил бы себе утешения в торжестве праздника», — говорит святитель Григорий Нисский. Воистину, как предутренний туман, рассеются наши печали при восходе незакатного Солнца Правды, воскресшего Спасителя, обетовавшего нам избавление от всякой скорби. И что может устрашить христиан, верующих в Того, Кто есть Первый и Последний и имеет ключи ада и смерти (см. Откр.1:17-18)?

Воскресший Спаситель протягивает руку спасения всем людям — не только праведным, но и тем, кто доселе горит в чадном пламени страстей, утопает в зловонном болоте грехов, плутает в дремучей чащобе заблуждений. Нужно только не оттолкнуть эту всемилостивую руку, и Христос вслед за чудом Своего Воскресения свершит чудо духовного воскрешения каждого человека.

О том, как Господь вершит искупление души человеческой из рабства греху, свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Божественное действие — невещественно: не зрится, не слышится, не ожидается. Сперва показывает человеку грех его, приводит душу в самоосуждение, являет ей падение наше, эту ужасную, темную, глубокую пропасть погибели. Потом мало-помалу дарует сугубое сокрушение сердца при молитве. Приготовив таким образом сосуд, внезапно прикасается к рассеченным частям — и они соединяются воедино. Как прикоснулся? Не могу объяснить, но вижу себя измененным.

Создатель подействовал при воссоздании, как действовал Он при создании. Скажи: слепленное из земли тело Адама, когда лежало еще неоживленное душою пред Создателем, могло ли иметь понятие о жизни, ощущение ее? Созданный Адам внезапно ощутил себя живым, мыслящим, желающим! С такою же внезапностью совершается и воссоздание. Создатель был и есть неограниченный Владыка — действует самовластно, вышеестественно, превыше всякой мысли, всякого постижения, бесконечно тонко, духовно вполне, невещественно».

Благо тому, чью душу воскресил Господь подобным образом! Воистину воссияла в нем пасхальная радость, и ныне воспевает он со Святою Церковью: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе».

Однако великое сокровище Божественной благодати можно утратить. И святитель Игнатий предупреждает: «Если ты ощутил, что уже не рассечен грехом на части, что святый мир Христов возвеял в теле, то храни со всевозможным тщанием дар Божий».

Христос Своим Воскресением лишил человекоубийцу-диавола былого могущества. Враг рода человеческого уже не в силах погубить душу, взыскующую Господа и исполненную любовью к Нему. Однако у древнего змия осталось его коварство, хитрой ложью, лукавыми соблазнами он пытается завлечь в свои сети даже избранных.

В наши дни мы видим, как умножается число лжепророков и лжеучителей, орудий сатанинских замыслов. Появляются даже и лжехристы, которые показывают раны на руках и ногах своих, соблазняя нетвердых в вере лживыми знамениями и кощунственными словесами.

В Священном Писании сказано: Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5). Единственный раз сошел в дольний мир Сын Божий, единожды и на все времена совершил Он дело Искупления, единожды и во веки веков воскрес Спаситель. Второе пришествие Его совершится не «там или здесь», не в дальнем селении или отдаленном городе — нет, придет Господь Иисус с неба во славе, и не будет тогда сомневающихся в Нем.

Пребудем же, братия и сестры возлюбленные, тверды в святой вере и святом уповании нашем. И да не смутится ничем пресветлая наша пасхальная радость о воскресшем и дарующем нам воскресение Господе. «Царствия Христова приобщимся, поюще Его, яко Бога во веки». Аминь.

Христос воскресе!

Наверх